6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф

Предлагаем статью на тему: "6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф" с комментарием от профессионального юриста.

6 задач службы охраны труда на предприятии согласно ТК РФ

Производственный процесс на предприятии практически всегда связан с использованием машин и механизмов, неправильная эксплуатация которых может повлечь реальный риск для здоровья, а иногда для жизни обслуживающего персонала. Даже в офисе не исключена опасность получения сотрудниками травм и повреждений. Поэтому закон обязывает всех работодателей, независимо от формы собственности и гражданско-правовой принадлежности, создавать на своих предприятиях службу охраны труда, как только численность трудового коллектива перевалит за пятьдесят человек. Этот порядок закрепляет статья 217 ТК РФ.

Назначение службы ОТ, круг её полномочий и подчинённость

Ст. 217 ТК РФ наделяет уполномоченных сотрудников контролирующими функциями как в отношении самого работодателя по факту обеспечения им безопасных условий труда, так и относительно исполнения персоналом требований системы безопасности.Основным аргументом для формирования системы охраны труда на предприятиях служит создание максимально комфортных и безвредных условий для исполнения сотрудниками их производственных обязанностей, причём на всём предприятии, а не в отдельных его подразделениях.

Видео (кликните для воспроизведения).

В задачи этой службы входит:

  1. Организация безопасной рабочей обстановки и систематический контроль, направленный на выполнение требований, которые предусмотрены системой ОТ.
  2. Текущая административная деятельность, направленная на поддержание режима безопасного труда. К ней относится разработка предложений по усовершенствованию охраны труда, разработка профильных мероприятий и издание распорядительных документов.
  3. Профилактическая деятельность, направленная на выявление рисков на производстве, предупреждение травм и профессиональных заболеваний.
  4. Тщательный анализ всех происшествий, связанных с несоблюдением ОТ и подготовкой мероприятий, нацеленных на опережение потенциальных нарушений.
  5. Учёт производственных помещений с точки зрения их санитарно-гигиенического состояния, а также классификация используемого оборудования по его производственно-техническим характеристикам.
  6. Осуществление вводных и периодических инструктажей, имеющих целью ознакомление сотрудников с нормами безопасности на производственном объекте.

На предприятиях с большим штатом трудящихся, превышающим семьсот человек, отдел ОТ формируется в виде самостоятельной структурной единицы, обладающей персональным руководством. В ходе осуществления своих полномочий данному подразделению показано тесное взаимодействие с государственными надзорными и контролирующими органами.

В состав нормативной базы, служащей обоснованием деятельности системы ОТ, входят федеральные, муниципальные, отраслевые законодательные акты, а также локальные положения, утверждённые на предприятии, и трудовые соглашения.

Руководитель предприятия наделён достаточно широкими полномочиями по принятию принципиальных решений относительно организации системы безопасности труда. Руководствуясь производственной целесообразностью, он может взять структуру ОТпод собственное подчинение или, издав соответствующий приказ, назначить куратором своего заместителя, чаще всего технического директора.

Какие факторы оказывают влияние на структуру службы охраны труда

Изображение - 6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф proxy?url=https%3A%2F%2Ftvoeip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2F6-14-e1540542015655

Основополагающим фактором при формировании службы ОТ является штатная численность работников. Трудовой кодекс, в частности его статья 217, законодательно закрепил за работодателем обязанность организовать вышеназванную структуру, если штатная численность на предприятии больше пятидесяти человек. Причём до этого уровня данный норматив снижен в ходе последних изменений, внесённых в документ. Ранее действующий показатель в размере ста штатных единиц позволял руководителям более мелких организаций игнорировать эту сферу производства.

Формирование системы охраны труда и расчёт численности её сотрудников производится руководителем предприятия с учётом рекомендаций Минтруда и соцразвития. Причём комментарии к закону позволяют сделать однозначный вывод о том, что изложенные в них принципы носят не столько рекомендательный, сколько обязательный характер.

Принимая решение относительно создания комиссии по охране труда на предприятии, руководитель отталкивается от факторов, свойственных не только определённому предприятию, но и всей профильной отрасли:

  • от производственных условий, качество которых продиктовано режимом технологических операций и организацией производства;
  • от отраслевого уровня травматизма и количества фактов профессиональной заболеваемости;
  • от списочного числа работников;
  • от показателя отсутствия на рабочих местах по причине заболеваний или травм персонала предприятия.

С учётом этих факторов руководством юридического лица устанавливается состав и подчинённость службы, в обязанности которой вменяется контроль безопасности производственного пространства.

Более того, он вправе учредить должность инспектора по охране труда на предприятии с меньше чем пятьюдесятью трудящимися, если этого требуют специфические условия технологии производства.

Изображение - 6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф proxy?url=https%3A%2F%2Ftvoeip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2F2-6-e1540542048710

Служба охраны труда на предприятии представляет собой систему, состоящую из элементов, находящихся в тесной взаимосвязи, которые обеспечивают безопасность производственной среды в границах промышленного объекта. Для этого они определённым образом взаимодействуют, формируя целевые концепции и мероприятия, из совокупности которых складывается политика ОТ.

Правильное устройство системы ОТ на предприятии выступает залогом стабильного роста производительности труда и устранения фактов травматизма и профзаболеваемости на производстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ответственность за разработку структуры отдела поОТ и корректное оформление его деятельности лежит на руководстве организации. В рамках выделенных полномочий оно должно:

  1. Обеспечить разработку и утверждение внутреннего нормативного акта, направленного на регулирование деятельности службы ОТ, например, соответствующего положения.
  2. Включить в штат дополнительные должностные единицы в соответствии с избранной структурой отдела. Для этого издаётся соответствующее распоряжение, подтверждающее факт корректировки штатного расписания.
  3. Разработать и утвердить должностные инструкции для новых сотрудников отдела ОТ.
  4. Подписать приказ о принятии на должности и организовать подписание трудовых договоров с вновь принятыми сотрудниками.
Читайте так же:  Взаимоувязка показателей бухгалтерской отчетности

В рамках квалификационных требований, предъявляемых к инспекторам поОТ, предусматривается принятие на эти должности граждан, закончивших обучение по техническим специальностям в высшем или среднем специальном учебном заведении и получивших спецподготовку в области охраны труда.

Изображение - 6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф proxy?url=https%3A%2F%2Ftvoeip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2Fva-5-e1540542178423

Закон не предписывает работодателю содержания отдельной штатной единицы для трудоустройства специалистов по ОТ. Он уполномочен самостоятельно сформировать отдельный механизм контроля над безопасным осуществлением трудового процесса на возглавляемом предприятии. Контролирующие полномочия он может взять на себя или возложить на профессионала, привлечённого для этих целей и оформленного по гражданско-правовому договору.

Оказание услуг по охране труда практикуют специально аккредитованные в этой сфере организации. Заключение с одним из них соответствующего договора является выгодным вариантом для работодателя с точки зрения налоговой оптимизации.

Преимущество данного способа в том, что финансовые затраты ограничиваются оплатой выполненных работ по договору на оказание услуг, не вызывая у работодателя обязанности дополнительно производить социальные платежи с фонда оплаты труда штатных сотрудников или специалистов, нанятых по гражданскому договору.

Работодатели, из-за особенностей процесса производства вынужденные перемещать сотрудников на удалённые объекты для осуществления ими своих трудовых функций, обустраивают мобильные кабинеты по ОТ, внутри которых размещается информация, характеризующая уровень производственной безопасности в подразделениях. Также там вывешиваются утверждённые нормативы и внутренние документы по охране труда, принятые на промышленном объекте. Помимо исполнения информативной роли, кабинеты ОТ пропагандируют безопасные трудовые приёмы и методы, а также наглядно демонстрируют приёмы оказания первой медицинской помощи пострадавшим от травм и несчастных случаев на производстве.

Назначение и порядок составления инструкций по охране труда

Роль нормативного документа, определяющего условия безопасного исполнения служебных обязанностей и осуществления технологических операций на территориях промышленных цехов, стройплощадок и других объектов производственного предназначения, выполняет инструкция по ОТ. Она создаётся на основании положений отраслевых и межотраслевых правил безопасности производства.

Помимо типовых регламентов, устанавливающих порядок соблюдения безопасности в рамках профильной отрасли, каждая организация может внедрить свои инструкции по отношению к конкретному участку. Основанием для их создания служит приказ руководителя и утверждённый им перечень рабочих мест, аттестованных с точки зрения наличия вредных и опасных производственных факторов.

В состав инструкции по ОТ должна входить информация, касающаяся обеспечения безопасности до начала производства работ, в течение процесса и после его окончания. В отдельных главах регламентируются общие правила охраны труда и способ реагирования в условиях аварийной ситуации.

Регламент составления инструкций содержит в себе несколько основных требований, предъявляемых к тексту этого документа: Изображение - 6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф proxy?url=https%3A%2F%2Ftvoeip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2F66-2-e1540542265967

  1. Нельзя допускать ссылок на любые нормативные акты, кроме других инструкций, действующих в рамках этого предприятия.
  2. В тексте нельзя применять эпитеты, призванные подчеркнуть особенную роль тех или иных требований (к примеру, «обязательно», «особо», «строго» и др.), поскольку все условия инструкций должны исполняться персоналом в равной мере.
  3. Любые сокращения и аббревиатуры должны расшифровываться.
  4. Излагаемая информация должна носить объективный характер. В случае использования для характеристики безопасных работ конкретных нормативов, необходимо указывать их номинальное значение (расстояние до глаз, максимальный или минимальный зазор и пр.).

Реализация методического руководства возложена на подразделение охраны труда организации, которое также контролирует своевременность запланированных корректировок и организует изменение действующих нормативов.

Каждые пять лет инструкции по ОТ на предприятии подлежат проверке на предмет их соответствия актуальным государственным стандартам, санитарным нормам и правилам. Периодичность аналогичных проверок предписаний для профессий или операций со значительным уровнем опасности ограничивается тремя годами.

Изображение - 6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф proxy?url=https%3A%2F%2Ftvoeip.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F10%2F-18-e1540542330504

Если в ходе планового освидетельствования не выявлено перемен ни в условиях производственных операций на предприятии, ни в федеральных отраслевых нормативах, действие инструкции пролонгируется на такой же период, о чём издаётся приказ руководителя.

Отраслевые инструкции вывешиваются внутри подразделений в зоне свободного доступа для всех работающих, персональные инструкции выдаются работникам на руки после прохождения ими первичного инструктирования на рабочем месте.

Степень эффективности созданной службы охраны труда подлежит многоуровневому контролю со стороны:

  • административного и технического руководства предприятия;
  • общественных формирований;
  • инспекторов государственных надзорных органов (технадзор, энергонадзор, санэпиднадзор и прочие);
  • инспекторов госслужбы ОТ.

Среди общественных формирований только профессиональные союзы наделены достаточными полномочиями не только для осуществления контроля над соблюдением трудовых нормативов, но и для координации безопасности трудовых действий путём непосредственного влияния на рабочие процессы и на их участников. Для этого они учреждают собственные трудовые инспекции и наделяют их правами, позволяющими контролировать охрану труда, тесно взаимодействуя при этом с государственными надзорными органами.

Из сотрудников профсоюзных организаций и уполномоченных сотрудников администрации предприятия учреждаются комиссии по ОТ. Этим формированиям ставится задача разработать проект коллективного договора в части мероприятий, организуемых для охраны труда и создания для персонала безопасной производственной среды.

Читайте так же:  Система налогообложения для продажи окон пвх

Профессиональные союзы не являются формальными органами, в их компетенции не только надзорные функции, но и право потребовать от работодателя немедленно устранить выявленные нарушения, влекущие риск для здоровья и жизни трудящихся.

В случае если существует реальная угроза для обслуживающего персонала, а работодатель бездействует, профсоюзный орган может привлечь для решения проблемы Федеральную трудовую инспекцию. Причём до момента вынесения этой государственной структурой окончательной резолюции в отношении обнаруженного нарушения профсоюзный инспектор вправе требовать от работодателя приостановки работ, а руководитель обязан выполнить это требование.

Обязанности работодателя, закреплённые законодательным путём в части обеспечения условий, не несущих опасность здоровью сотрудников, служат дополнительной гарантией для работников на максимальное ограничение, а по возможности на исключение влияния на их организм вредных и опасных для здоровья факторов.

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации (действующая редакция)

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

1. Основное звено в системе управления охраной труда – служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).

Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.

Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.

В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел – при штатной численности работников от шести единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Читайте так же:  Как родителям получить 20000 рублей из материнского капитала

4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.

В соответствии с Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации на службу охраны труда предлагается возложить следующие функции:

– учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;

– разработка совместно с другими подразделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний, заболеваний, обусловленных производственными факторами;

– оказание организационно-методической помощи по выполнению запланированных мероприятий;

– участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда организации;

– оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда;

– организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая, подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;

– оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;

– организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в том числе ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;

– составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;

– обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда и др.

5. Руководитель организации, численность работников которой не превышает 50 человек, может ввести должность специалиста по охране труда, на которую назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы три-пять лет. Все указанные лица должны пройти специальное обучение по охране труда.

6. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации (ч. 3 ст. 217).

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н. Данные Правила устанавливают порядок проведения обязательной аккредитации организаций на право оказания ими услуг по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда.

Для организаций, оказывающих такую услугу в области охраны труда, как проведение специальной оценки условий труда, порядок аккредитации устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда. Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19).

Организации, аккредитованные в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 N 205н, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Закона о специальной оценке условий труда аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31.12.2018 включительно. Указанные организации, срок действия аттестатов аккредитации которых истекает в 2014 г., вправе проводить специальную оценку условий труда без учета требований, установленных п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона о специальной оценке условий труда, до 31.12.2014 включительно (ч. ч. 1, 2 ст. 27 Закона о специальной оценке условий труда).

Читайте так же:  Как правильно застраховать машину по осаго

7. В организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с небольшой численностью работников и в структурных подразделениях организаций – уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда. Решение о создании кабинета охраны труда или уголка охраны труда принимается руководителем организации (его представителем).

Для оказания помощи работодателям при формировании кабинета охраны труда и уголка охраны труда Постановлением Минтруда России от 17.01.2001 N 7 утверждены Рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда. В указанном акте определены цели, основные направления работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, общие требования к процессу организации их работы.

8. С 01.07.2009 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.07.2007 N 169-ст введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования”. Названный стандарт является практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда. Рекомендации, содержащиеся в стандарте, предназначены для использования всеми, на кого возложена ответственность за управление охраной труда.

Приказом Ростехрегулирования от 10.08.2009 N 283-ст утвержден ГОСТ Р 12.0.009-2009 “Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда на малых предприятиях. Требования и рекомендации по применению”, в п. 4.3.1 которого указано, что система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников менее 50 человек накладывает на работодателя большой круг ответственности по выполнению обязанностей отсутствующих специалистов по охране труда. Замена специалистов может быть выполнена по договорам обслуживания, совместительства (в т.ч. по основному месту работы), услуги. Система управления охраной труда на этапе функционирования предприятия с числом работников более 50 человек обязывает работодателя создавать службу по охране труда (п. 4.3.1.2).

С учетом требований ГОСТ 12.0.230-2007 “Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования” и ГОСТ Р 12.0.007-2009 “Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию” в организациях разрабатываются собственные стандарты системы управления охраной труда. Так, например, распоряжением ОАО “РЖД” от 28.12.2012 N 2744-р утвержден Стандарт ОАО “РЖД” “Система управления охраной труда в ОАО “РЖД”. Общие положения” (СТО РЖД 15.002-2012), который введен в действие с 01.03.2013.

Статья 217 ТК РФ. Служба охраны труда в организации

Ст 217 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

8 (800) 551-20-23 — Это быстро и бесплатно !

1. Согласно ст 217 ТК РФ, система управления охраной труда в организациях – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. Одним из основных звеньев этой системы является служба охраны труда.

Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

Читайте так же:  Особенности перечисления заплаты на пластиковую карту

2. Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Минтруда России от 22 января 2001 г. N 10 (Бюллетень Минтруда России. 2001. N 4). В соответствии с названным актом в организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых и связанных с вредными и опасными условиями труда работах) функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда, в организациях с большей численностью работников – бюро охраны труда со штатом 3 – 5 единиц (включая должность начальника бюро) или отдел со штатом от 6 единиц.

В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и выше число работников службы охраны труда рассчитывается для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.

3. Изменения, внесенные в текст комментируемой статьи Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, повышают требования к работодателям, осуществляющим производственную деятельность, в части организации службы охраны труда. В частности, в соответствии с новой редакцией ч. 1 ст 217 ТК РФ должна создаваться служба охраны труда или вводиться должность специалиста по охране труда уже при превышении числа работающих 50 человек. До изменения текста статьи численность работающих должна была превышать 100 человек.

Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек (вместо численности работников 100 или менее человек, предусматриваемой прежней редакцией), создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности.

При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель – индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

4. Рекомендациями Минтруда России, утв. 8 февраля 2000 г. N 14 (Бюллетень Минтруда России. 2000. N 2, 3), предлагается возложить на службу охраны труда следующие функции:

На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица с квалификацией инженера по охране труда либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование, независимо от стажа работы, или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы 3 – 5 лет.

5. Применяя статью 217 ТК РФ следует учитывать, что в производственных организациях, деятельность которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создавать кабинеты охраны труда; в организациях с меньшей численностью работников и в структурных подразделениях организаций – уголки охраны труда.

В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово-экспедиционным методом), рекомендуется оборудовать передвижные кабинеты (уголки) охраны труда. Кабинеты помогают решать проблемы безопасности труда; создают систему информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда; ведут пропаганду охраны труда и др. (Постановление Минтруда России от 17 января 2001 г. N 7 // Бюллетень Минтруда России. 2001. N 2).

6. В целях оказания помощи хозяйствующим субъектам в совершенствовании управления охраной труда в организациях Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июля 2007 г. N 169-ст с 1 июля 2009 г. вводится в действие непосредственно в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007 (вместо государственного стандарта ГОСТ Р 12.0.006-2002 “Система стандартов безопасности труда. Общие требования к системе управления охраной труда в организации”), в котором содержатся практические рекомендации по организации работы по безопасности и гигиене труда.

Хозяйствующим субъектам предоставлено право досрочно применять принятый стандарт.

Изображение - 6 задач службы охраны труда на предприятии согласно тк рф 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here