Государственное регулирование малого бизнеса россия, наше время

Предлагаем статью на тему: "государственное регулирование малого бизнеса россия, наше время" с комментарием от профессионального юриста.

Государственное регулирование малого бизнеса: Россия, наше время

Грамотное государственное регулирование малого бизнеса представляет собой выработку и внедрение различного рода механизмов его поддержки. Все они направлены на увеличение эффективности развития данной отрасли.

Изображение - Государственное регулирование малого бизнеса россия, наше время proxy?url=http%3A%2F%2Fipinform.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Помощь в развитии, которую оказывают государственные институты, относится к категории централизованных механизмов поддержки. Она заключается в стимулировании предпринимательской деятельности людей в соответствии с конкретными целями. Они определяются с учетом интересов обеих заинтересованных сторон — бизнеса и государства. При этом главным ориентиром выступает состояние, в котором находится экономика.

Децентрализованные механизмы поддержки — всевозможные формы саморегулирования среднего и малого бизнеса (СМБ), а также его адаптация к постоянно изменяющимся условиям рынка.

К сожалению, в нашей стране неразвитость взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и непрозрачные условия ведения бизнеса являются ограничителями для децентрализованных механизмов, хотя они характеризуются более высокой эффективностью, нежели централизованные.

Видео (кликните для воспроизведения).

В рамках государственного регулирования деятельности российского малого бизнеса различными ведомствами страны выполняются действия, позволяющие достичь следующих целей:

  • постоянное развитие СМБ в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, способствующее формированию среднего класса общества;
  • создание идеальных условий для осуществления предпринимательской деятельности;
  • увеличения числа самозанятых граждан;
  • разработка и последующее внедрение мероприятий, которые позволят нарастить долю участия СМБ в процессе формирования валового продукта (регионального и внутреннего), а также в доходах бюджета (федерального, местного).

Очень важно, чтобы система регулирования, применяемая государством, соответствовала поставленным целям и имела необходимые показатели — организационные, концептуально-программные, функциональные.

В ноябре 2008-го года по распоряжению Владимира Путина — занимающего в тот момент пост Председателя Правительства РФ — была утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее — Концепция).

В документе указывается, что одним из главных элементов экономической политики страны выступает содействие развитию субъектов хозяйствования. Благодаря ему появляется возможность решить ряд долгосрочных социальных задач и поддерживать на рынке здоровую конкуренцию.

Изображение - Государственное регулирование малого бизнеса россия, наше время proxy?url=http%3A%2F%2Fipinform.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Как следует из текста Концепции, улучшение бизнес-климата может быть достигнуто за счет:
  1. Преобразования отраслевой структуры компаний (малых и средних).
  2. Ряда мероприятий, которые позволят обеспечить увеличение количества предпринимателей в означенных временных рамках (до 2020-го года число субъектов предпринимательской деятельности должно увеличиться до 6 000 000 человек).

В течение последних нескольких лет в большинство законов о малом бизнесе были внесены изменения, существенно упрощающие его ведение в РФ. В частности, речь идет о следующих нововведениях:

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Изображение - Государственное регулирование малого бизнеса россия, наше время proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fmedia%2Fcache%2Ff0%2F9b%2Ff09b441fb62907ff2cc3f09ae6943030

Дата публикации: 21.04.2016 2016-04-21

Статья просмотрена: 4635 раз

Пидоря И. А., Петрова Я. В. Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 25-27. — URL https://moluch.ru/archive/112/28834/ (дата обращения: 27.11.2018).

Примерно после десяти лет относительно стабильного и небольшого экономического роста, а так же увеличения качества жизни и доходов населения, Россия столкнулась с достаточно серьезным экономическим вызовом. Всемирный экономический кризис вызвал такие негативные процессы в нашем обществе, как: снижение уровня объемов производства, снижение доходов населения и рост безработицы.

На современном этапе развития российской экономики малое и среднее предпринимательство находится в двойственном положении. С одной стороны, излишнее государственное вмешательство и регулирование не может способствовать обеспечению положительной поступательной динамики субъектов малого предпринимательства. С другой стороны, развитие малого предпринимательства при отсутствии государственной поддержки в условиях открытой национальной экономики будет весьма затруднено. Такие обстоятельства делают востребованными исследования способов и механизмов государственного регулирования малого и среднего предпринимательства, а также выявления наиболее оптимальных вариантов такого регулирования [3].

Считаем, что государственное регулирование малого и среднего предпринима-тельства должно быть детально продумано. Конечный результат этого процесса должен не создавать еще одну «лазейку» для уклонения от уплаты налогов, а приносить только пользу экономике страны. Во многих развитых странах мира государственное регулирование малого и среднего предпринимательства является эффективным, именно поэтому малый бизнес составляет около 50–60 %, а в некоторых странах достигает до 90 % ВВП [1]. Важно отметить, что благодаря частичному государственному вмешательству и регулированию, владелец малого бизнеса в развитых странах имеет намного больше гарантий того, что он не потеряет вложенные средства, и одновременно обладает гораздо большей свободой действий при организации и управлении своим предприятием.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для того чтобы справится с глубочайшей экономической депрессией, стабилизировать экономический рост, обеспечить экономическую безопасность государства, наладить производство национального продовольствия и потребительских товаров и полностью избавиться от импортной зависимости [4], России необходимо обеспечить частичную, но при этом максимально продуктивную государственную поддержку малому и среднему бизнесу, разработать программу последующих действий, поставить конкретные цели и создать механизмы для их осуществления. На наш взгляд, максимально успешное развитие бизнеса возможно лишь при наличии политической воли государства создать необходимые для этого политические, правовые, социальные и экономические условия, однако в нашем государстве данные условия в большей степени называются, нежели реально создаются.

Читайте так же:  Как взять кредит наличными в московском индустриальном банке

Отметим, что субъектами малого и среднего бизнеса являются коммерческие организации и потребительские кооперативы, которые были внесены в единый государственный реестр юридических лиц, а так же физические лица, внесенные в государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Государственное регулирование малого и среднего предпринимательства — это комплекс определенных методов государственной помощи для деятельности субъектов предпринимательства с целью формирования соответствующих условий их развития и функционирования [2].

Целями государственного регулирования малого и среднего бизнеса являются:

— устойчивое финансовое положение;

— максимально низкий уровень инфляции;

— максимально высокий уровень занятости;

— стабильный экономический рост;

— справедливое распределение доходов.

Реализация этих поставленных целей государственного регулирования малого и среднего бизнеса осуществляется составлением и решением конкретных задач:

— оказание содействия предпринимательской деятельности;

— обеспечение и соблюдение правил честной конкуренции;

— обеспечение развития предпринимательской инфраструктуры;

— разработка правовых основ функционирования рыночного хозяйства [5].

Исходя из поставленных целей и задач государственного регулирования малого и среднего предпринимательства можно выделить следующую классификацию его направлений:

— государственная поддержка отдельных видов бизнеса;

— регулирование тарифов и цен;

— перераспределение ограниченных ресурсов;

— перераспределение доходов и формирование налоговой систем;

— защита прав потребителей;

— формирование правовой базы предпринимательской деятельности;

— защита конкуренции и ограничение монополистической деятельности.

Методы государственного регулирования малого и среднего бизнеса делятся на прямые (административные) и косвенные (экономические).

Косвенные методы воздействуют на субъекты малого и среднего бизнеса посредством влияния на их экономические интересы. Эти методы прямо не ограничивают деятельность, но позволяют предпринимателю принимать решение о целесообразности сохранения, расширения или прекращения своего бизнеса в изменяющихся под воздействием государства экономических условиях. К косвенным методом регулирования малого и среднего бизнеса относятся: бюджетная политика; денежно-кредитная политика; налоговая политика; внешнеэкономическая политика [5].

Суть прямых методов состоит в том, что через комплекс обязательных для исполнения субъектами хозяйственной деятельности распоряжений и требований государство проводит незаменимую для него политику в той или иной сфере экономики.

К прямым методам регулирования малого и среднего бизнеса относятся:

— политика доходов (находит свое выражение в установлении минимального уровня оплаты труда рабочих, прожиточного минимума уровня оплаты нетрудоспособных граждан);

— режим квотирования (применение режима квотирования характерно для внешнеторговой деятельности и реализации некоторых товаров на внутреннем рынке);

— система ценообразования (используется наиболее часто, особенно в области регулирования монополистических рынков);

— правовые методы (в основном распространяются на государственное регулирование организационно-правовых форм малого и среднего бизнеса);

— лицензирование (относится к наиболее действенным методам поддержки и регулирования государством отдельных видов деятельности, связанных с потенциальной угрозой жизни, здоровью населения и безопасности государства) [5].

Обобщая выше сказанное отметим, что в нашем обществе необходимо разрабатывать комплекс мер и программ по поддержке малого и среднего предпринимательства (к примеру: кредитные преференции, льготное налогообложение, принятие и разработка законов об инвестициях, способы и формы обеспечения материальными ресурсами), которые будут более действенными по сравнению с существующими формами поддержки, что позволит России создавать максимально конкурентоспособную продукцию, избавиться от импортной зависимости и производить качественный национальный продукт, повысить экспорт, а так же укрепить позиции на мировом экономическом пространстве [6]. Считаем, что государственные органы должны учитывать сложившиеся к этому времени социально-экономическое положение в малом и среднем предпринимательстве, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых перемен и предполагаемые перспективы.

Только в таком случае государственная поддержка малого и среднего бизнеса в России окажется максимально продуктивной и начнет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всего государства, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

  1. Гореико Н. И. К вопросу о повышении конкурентоспособности субъектов малого и среднего бизнеса / Н. И. Гореико, С. Ю. Андреев // Наука сегодня сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 45–47.

2. Рубин Ю. Б. Теория и практика предпринимательской конкуренции. — М.: МаркетДС, 2013. — 112 с.

  1. Самсонов В. А. Проблемы малого и среднего бизнеса в России / В. А. Самсонов, С. Ю. Андреев // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 года: Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам (Краснодар, 25 декабря 2014 г.). — Краснодар: Издательство Краснодарского центра научно-технической информации (ЦНТИ), 2014. — 256 с. — С. 14–17.
  2. Андреев С. Ю. Роль государственной поддержки в развитии кролиководства Краснодарского края / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 02(056). — С. 1–14.
  3. Малый бизнес: Организация, экономика, управление: учеб. пособие/ под ред. В. Я. Горфинкеля, В. А. Швандара. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 495 с.
  4. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
Читайте так же:  Особенности процедуры взыскания по исполнительному листу

Государственное регулирование малого бизнеса в России

В Конституции Российской Федерации (ст.7) провозглашается, что Россия – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство на каждом этапе экономического и общественного развития должно находить оптимальный баланс между возможностями рыночного саморегулирования экономики и координирующим государственным воздействием на уровне хозяйственной свободы.

Одним из главных факторов создания полноценных рыночных отношений является формирование предпринимательской среды, в условиях которой обеспечивается эффективное функционирование многоуровневой системы предпринимательства. В результате взаимодействия со средой предпринимательская система выполняет свою основную функцию, а именно производит и реализует товары и услуги, увеличивая ВВП и укрепляя экономику страны.

Функционируя в структуре предпринимательской системы, каждый предприниматель стремится к максимизации своей прибыли, так как его материальное богатство зависит от доходов, которые приносит его дело или фирма. Но, получая прибыль для себя, предприниматель производит необходимые для общества товары и услуги, создает новые рынки, предоставляет новые или сохраняет уже имеющиеся рабочие места, сам является покупателем товаров и услуг, созданных другими, и платит соответствующие налоги. Таким образом, чем больше в стране предпринимателей, стремящихся извлечь выгоду и успешно извлекающих ее путем внедрения инноваций, сопряженных с коммерческим риском, тем богаче общество.

Государственные органы, учитывая значимость развития малого бизнеса в системе предпринимательства, должны проводить последовательную стратегическую политику в сфере производственного малого бизнеса, опираясь на мировой опыт и российские традиции промышленного предпринимательства. Основами функционирования производственного малого бизнеса являются как рыночные отношения, так и стабильный источник инвестирования; непротиворечивое законодательство; подготовка квалифицированных предпринимательских кадров; финансово-инвестиционная политика, стимулирующая повышение эффективности предпринимательской деятельности.

Стратегическая политика развития производственного малого бизнеса подразумевает осуществление мероприятий по его поддержке и развитию на общегосударственном, региональном и местном уровнях, т.е. разработку соответствующего организационно-экономического механизма. Данный механизм должен включать в себя принципы и методы формирования системы регулирующих мер путем выбора приоритетных целей развития; анализа состояния внешней среды; оценки потенциала развития малого бизнеса в сфере производства; обоснования мероприятий целевой комплексной программы регулирования производственного малого бизнеса с учетом его эффективности. Устойчивое развитие производственного малого бизнеса требует создания благоприятных внешних условий для его функционирования в настоящее время и в перспективе, что предполагает достижение наилучших результатов в соответствии с целями и задачами страны, регионов, муниципальных образований, а также малого и крупного бизнеса.

Методы достижения устойчивого развития производственного малого бизнеса можно подразделить по объектам воздействия:

– на ресурсную базу с целью расширения возможностей производственного малого бизнеса;

– на формирование и активизацию потенциального рынка товаров и услуг, произведенных в сфере малого бизнеса;

– на условия функционирования с целью снижения влияния негативных факторов;

– на создание инфраструктуры с целью обеспечения комплексности и эффективности.

Выбор средств и рычагов воздействия на развитие малого бизнеса определяется его реальным состоянием и структурой, конкретно поставленной задачей, наличием ресурсов в распоряжении соответствующих общегосударственных, региональных и местных органов власти. Эффективное регулирование производственного малого бизнеса должно осуществляться на многоуровневой основе в соответствии с иерархией его подсистем. На уровне государственного регулирования это:

– установление приоритетных на данный период целей и задач для развития производственного малого бизнеса;

– распределение финансовых ресурсов между регионами с учетом приоритетов и ограниченности ресурсов;

– создание на всех уровнях государственного управления благоприятных условий для развития производственного малого бизнеса.

Регулирование на уровне субъектов Федерации вытекает из концепции государственного регулирования, конкретизация требований которого происходит под влиянием полномочий и компетенции субъекта Федерации, специфики его законодательства и существующих региональных особенностей. Последовательность основных параметров регулирования производственного малого бизнеса на региональном уровне должна быть следующей:

– конкретизация общегосударственных целей применительно к региону;

– установление приоритетных целей и задач для развития регионального производственного малого бизнеса;

– активное формирование потенциала развития производственного малого бизнеса путем мобилизации всех ресурсов региона;

– распределение ресурсов (государственных и собственных) между отдельными предпринимательскими подсистемами региона (отраслевыми, территориальными) с учетом приоритетов и ресурсных ограничений;

– создание благоприятных региональных условий с учетом использования ресурсов и факторов, определяющих эффективность функционирования производственных структур малого бизнеса.

Регулирование на местном уровне имеет ряд особенностей, обусловленных природой местного самоуправления, составом и структурой муниципального образования, а также степенью урбанизации территории. Это:

– установление приоритетных целей и задач развития муниципальной экономики в сфере производственного малого бизнеса;

Читайте так же:  Как открыть ип в 2019 году пошаговая инструкция

– распределение ресурсов между субъектами малого бизнеса через муниципальный заказ и другие механизмы, учитывающие существующие приоритеты и ограничения;

– стимулирование деловой и инвестиционной активности с целью развития муниципальных предприятий и территориально-производственных комплексов;

– создание благоприятных условий для развития структур производственного малого бизнеса.

В условиях государственного регулирования многоуровневая система развития производственных структур малого бизнеса ориентирована на создание условий для повышения темпов социально-экономического развития. Модернизация и инновационный процесс в системе структур малого бизнеса являются основой стратегии прогрессивной промышленной политики, формирование которой должно идти с учетом имеющегося исторического опыта индустриального развития и реалий современности. Исследование существующей системы малого бизнеса позволяет реально оценить сложившиеся социально-экономические условия его функционирования, что обеспечивает возможность формирования стратегии развития структур малого бизнеса.

Государственная поддержка малого предпринимательства заключается, по сути, в принятии нормативных документов, которыми регулируется деятельность малых предприятий.

До июля 2007 года сфера малого бизнеса регулировалась законом Российской Федерации №88 – ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 года, который был практически недееспособен.

26 апреля 2007 г. в Послании к Федеральному Собранию РФ Президент Российской Федерации В.В. Путин попросил принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса. В частности он сказал: «Что касается проектов, финансируемых за счет институтов развития – то они, считаю, должны быть посвящены решению важнейших задач в экономике.

Первое – это устранение инфраструктурных ограничений роста.

Второе – повышение эффективности использования природных ресурсов.

И третье – модернизация и развитие высокотехнологичных промышленных производств.

При этом отмечу принципиальный момент: бюджетные средства должны здесь стать не главным источником, а прежде всего – катализатором для частных инвестиций.

Вкладывая бюджетные средства в экономику, государство должно лишь «подставлять плечо» – «подставить плечо» там, где риски для частных инвесторов пока еще слишком высоки. А основной ролью государства должно быть содействие бизнесу в создании новых, по-настоящему современных производств и в появлении как можно большего количества национальных публичных компаний.

В связи с этим хотелось бы напомнить о таком важном сегменте экономики, как малое предпринимательство. Мы не раз говорили о необходимости его развития в стране. И прошу уже в ближайшее время принять закон о поддержке и развитии малого бизнеса.

Могу с уверенностью сказать, что там, где развивается малый бизнес, там меньше бедных и ниже показатели смертности. Такова статистика. При дальнейшем развитии этого бизнеса будет меняться и структура общества, расти средний класс. И тогда не будет никаких иждивенческих настроений. Будет развиваться инициатива, а граждане будут брать все больше ответственности за результаты своего труда на себя». По данным интернет-ресурса www.duma.gov.ru

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ был принят Государственной Думой 6 июля 2007 г. и одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г. и подписан Президентом РФ 24 июля 2007 г.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства;

6) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме ВВП;

8) увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Собрание законодательства РФ №31 (30 июля) 2007, ст. 4006.

Принятый закон впервые вводит понятие не только малого, но и микро-, а также среднего предприятия. Закон определяет возможность введения финансовых, налоговых, имущественных преференций для субъектов малого и среднего бизнеса, а также мер поддержки внешнеэкономической деятельности и информационной поддержки. Законом предусматривается создание при органах исполнительной власти разных уровней советов по поддержке малого и среднего предпринимательства, наделенных широкими возможностями.

Государственное регулирование малого предпринимательства

С начала экономических реформ государство проводит политику регулирования предпринимательства, чтобы создать гражданам благоприятные условия для проявления инициативы и установить цивилизованные отношения между бизнесом и обществом. Гос. регулирование предпринимательства включает как поощрительные, так и контрольно-ограничительные меры,обеспечивающие соблюдение субъектами рынка определенных правил “игры”, без которых никакое хозяйствование невозможно. Государство регулирует как малый бизнес, так и монополии.

Читайте так же:  Положение о командировках 2019 года

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль, формируя конкретную среду, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения конъюнктуры, предопределяя необходимые структурные сдвиги. Развитие сети малых предприятий позволяет совершенствовать подетальную и технологическую специализацию крупных производственно-хозяйственных комплексов, которым они поставляют комплектующие элементы готовой продукции. Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала, сглаживания соц. конфликтов, создания рабочих мест.

Предпосылками развития малого бизнеса в России является неразвитость рынков потребительских товаров, услуг, наличие скрытой безработицы, неиспользуемых мощностей на предприятиях и др.

Деятельность малых предприятий ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Они становятся основой формирования рациональной структуры местного хозяйства и его финансирования.

В малом бизнесе функционирует около 1 млн. предприятий и занято свыше 6 млн. человек. Они производят 12 % ВВП.

Приоритетными сферами малого бизнеса, заслуживающими особой гос. поддержки, являются:

û инновационная деятельность,

û производство сельскохозяйственной продукции,

û производство товаров народного потребления,

û оказание производственных и бытовых услуг, строительство объектов соц. назначения.

Меры поддержки малых предприятий можно объединить в три группы:

  1. нормативно-правовые: упрощение порядка регистрации, лицензирования, налогообложения, учета, доступ к государственным (муниципальным) заказам и др. акты прямого действия;
  2. организационно-административные: создание фонда нежилых помещений, обеспечение безопасности личности и имущества, консультационные и юридические услуги, обучение;
  3. финансовые: региональные и муниципальные фонды поддержки, льготное кредитование, предоставление гарантий, лизинг, страхование и др. формы внебюджетного финансирования.

Наиболее действенным методом является льготное налогообложение и кредитование. Законодательство устанавливает льготы для малых предприятий, фондов поддержки предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний и др. учреждений и организаций, создаваемых для обслуживания субъектов МП.

Малому предприятию могут быть предоставлены:

ü кредиты, субсидии, дотации,

ü гарантии кредиторам,

ü совместное с кредитно-финансовой организацией финансирование,

ü полная или частичная компенсация кредиторам недополученной прибыли при кредитовании по пониженной процентной ставке,

ü оборудование и технология в финансовую аренду (лизинг),

ü финансирование страховых кредитов, залогового обеспечения и др. имущества заемщиков.

Для финансового содействия малым предприятиям образован Федеральный фонд поддержки МП. В Фонд зачисляется не менее 20 % средств, поступающих от приватизации, а также средства от продажи его облигаций, добровольные взносы и др. доходы. Деньги расходуются на возмездной и безвозмездной основе на выполнение программ развития МП, реализацию пилотных проектов.

Создан также фонд содействия развитию малых предприятийв научно-технической сфере для финансовой поддержки высокоэффективных наукоемких проектов, разрабатываемых малыми предприятиями.

Органы исполнительной власти субъектов РФ образуют свои фонды и центры поддержки предпринимательства. Действуют специальные агентства, учебно-деловые и информационные пункты.

Создаются общества взаимного кредитования путем аккумулирования временно свободных средств и предоставления кредитов предприятиям, являющимся участниками общества. Т.к. общества не привлекают деньги третьих лиц и отвечают по кредитам только перед участниками, они не размещают обязательные резервы в Банке России, т.е. экономят средства.

В мировой практике более 50 % инвестиций в малый бизнес производится не банковской системой, а в виде венчурного (использует кредиты банков и помещает деньги в наиболее перспективные фирмы, которые через несколько лет могут принести прибыль инвесторам фонда), инновационного фондов, микрокредитования (выдаются небольшие суммы без изучения кредитной заявки и банковского сопровождения, но по рекомендации авторитетного человека; в случае невозврата судебная процедура не возбуждается ввиду незначительности суммы), лизинга.

Малые предприятия рассчитывают на улучшение своего положения и по др. направлениям:

ü разнообразие критериев отнесения к малому бизнесу;

ü повышение порога для перехода на упрощенную систему налогообложения;

ü введение патентной формы платежей государству для исключения сложной отчетности и т.д.

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) как федеральный орган исполнительной власти претворяет в жизнь гос. политику содействия предпринимательству. Важнейшими задачами МАП России является:

1. активизация поддержки МП органами гос. власти субъектов РФ и МСУ,

2. устранение правовых, административных, экономических и организационных препятствий в вопросах создания и развития субъектов МП,

3. защита законных интересов предпринимателей,

4. эффективное использование финансовых средств, направляемых на развитие МП.

МАП России координирует деятельность исполнительных органов власти РФ и субъектов РФ по выполнению программы развития МП, определяет первоочередность их выполнения с учетом приоритетных направлений и наличия средств в Федеральном фонде поддержки МП.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ”, издаваемыми в соответствии с ним иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

Читайте так же:  Как грамотно сдать в аренду автомобиль

в промышленности – 100 человек;

в строительстве – 100 человек;

на транспорте – 100 человек;

в сельском хозяйстве – 60 человек;

в научно-технической сфере – 60 человек;

в оптовой торговле – 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

— создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

— установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.

Проблемы развития МП:

1. несовершенство законодательства, а именно:

û нестабильность законодательной базы – правила деятельности малых предприятий постоянно меняются, предпринимателям приходится самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать информацию о каждой редакции законов,

û существенные законодательные проблемы:

— дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности,

— неотработанность процесса купли-продажи,

— отсутствие должного законодательства о земле,

— внутренняя противоречивость законов.

2. несовершенство налоговой системы – уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов (ведение двойной бухгалтерии).

3. несовершенство финансово – кредитной системы – в соответствии с Программой гос. поддержки МП денежные средства должны направляться на возмездной и безвозмездной основе для финансирования и кредитования отдельных проектов и программ МП. Механизм использования финансов не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования и случаев нецелевого использования государственных средств.

4. безопасность деятельности предприятия – невыполнение обязательств поставщиками, произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничения товародвижения.

Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие МП, несмотря на усиление внимания к этой проблеме со стороны гос. органов:

û сравнительно высокая инфляция, высокий уровень процентных ставок и отсутствие “длинных” кредитов;

û низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в гос. секторе;

û неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне;

û слабость действия механизма гос. поддержки МП;

û неэффективность соц. защиты малого бизнеса;

û низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.

В целях достаточного развития сектора МПнеобходимо:

1. сосредоточить усилия гос. поддержки на стимулирование инновационного предпринимательства;

2. перенести центр тяжести поддержки и создания условий для его развития с федерального уровня на муниципальный;

3. развернуть работу по конституированию статуса среднего предпринимательства,

4. создавать условия для более тесного правого и экономического взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса;

5. создавать условия для развития интеграционной системы поддержки предпринимательства (лизинг, франчайзинг);

6. формировать системы гарантирования и страхования инвестиционных рисков МП, особенно по долговым инвестициям;

7. ежегодно предусматривать в бюджетах субъектов РФ и муниципалитетов выделение льготных государственных и муниципальных инвестиционных кредитов на поддержку МП.

Формирование политики гос. регулирования экономики и предпринимательства определяется той главной целью, которую стремиться достичь государство. В настоящее время такой целью является восстановление достойного положения России в мировом экономическом сообществе, возрождение ее экономического, научно-технического и культурного потенциала. МП в данном случае выступает тем экономическим и социальным инструментом, который поможет поднять местную экономику, стать действенным средством экономического и социального развития на реструктуризуемых промышленных предприятиях. Поэтому главное сегодня – поддержка отечественных товаропроизводителей, выработка гос. политики стимулирования производства и выпуска конкурентоспособной продукции. Государство должно установить правила, обеспечить реальную поддержку, задать стратегическую концепцию, поставить цели, а задача руководителей – использовать эти возможности, обеспечить развитие производства.

Изображение - Государственное регулирование малого бизнеса россия, наше время 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here