Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности

Предлагаем статью на тему: "как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности" с комментарием от профессионального юриста.

Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности

Регулирующий орган – федеральный орган исполнительной власти, основной задачей которого является выработка государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере несостоятельности. Полномочия и порядок осуществления деятельности данного органа получили свое четкое законодательное регулирования.

Полномочия всех государственных органов, в том числе и регулирующего органа в сфере банкротства, получили свое четкое законодательное закрепление.

В частности, регулирующий орган в сфере несостоятельности осуществляет следующие полномочия:

Видео (кликните для воспроизведения).
  • утверждение единой программы подготовки арбитражных управляющих, а также правил организации экзаменов;
  • утверждение федеральных стандартов;
  • осуществление контроля над деятельностью СРО арбитражных управляющих;
  • проведение проверок в СРО арбитражных управляющих в соответствии с законодательными требованиями;
  • предъявление искового заявления в суд с просьбой об исключении конкретного СРО арбитражных управляющих из реестра;
  • обращение в суд с просьбой о привлечении арбитражного управляющего к ответственности;
  • предоставление помощи и поддержи СРО арбитражных управляющих в процессе трансграничного банкротства;
  • ведение реестра СРО арбитражных управляющих и т. д.

Регулирующий орган осуществляет утверждение федеральных стандартов в течение 60 дней с момента представления данного стандарта. Если представленный стандарт не соответствует законодательным требованиям, то регулирующий орган составляет письменный мотивированный отказ в утверждении данного стандарта.

Изображение - Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Fed4e2ae3ded1859f5e7022ec2c1677f9_XL

Утвержденный федеральный стандарт должен быть опубликован, а также размещен на официальном сайте регулирующего органа, а государственная регистрация утвержденных стандартов не требуется

Законодательство о банкротстве предусматривает перечень участников данного процесса, а также регулирует порядок реализации их прав и законных интересов. В соответствии с действующим законодательством участником процедуры банкротства может также быть уполномоченный государственный орган.

Уполномоченный государственный орган – орган исполнительной власти, который наделен определенными полномочиями в сфере несостоятельности. Одним из уполномоченных органов является Федеральная налоговая служба.

Данный государственный орган наделен правом предъявления заявления о признании должника банкротом. При этом законодательство четко регулирует порядок и процесс предъявления подобного заявления.

В частности, налоговый орган может предъявить заявление в арбитражный суд только при наличии обязательства выплаты обязательных платежей (налогов, государственных пошлин и т. д.). Обязанность лица заплатить сумму обязательного платежа может быть предусмотрена решением соответствующего государственного органа (например, налогового или таможенного).

Если заявление о признании должника банкротом было предъявлено другим лицом, то налоговый орган предъявляет заявление о внесении требования в реестр. Соответственно, данный государственный орган является полноправным участником процедуры банкротства и наделен всеми правами и обязанностями участников судопроизводства по делам о банкротстве.

Кроме налоговой службы в качестве уполномоченного государственного органа также выступает Министерство по экономическому развитию. На данный государственный орган возложена обязанность создания соответствующей нормативно-правовой базы.

Роль регулирующего органа в сфере несостоятельности

А какую роль играет регулирующий орган в сфере несостоятельности и как осуществляется надзор?

Давайте более подробно рассмотрим надзорные функции регулирующего органа в сфере несостоятельности и порядок их осуществления:

Полномочия государственных органов в сфере несостоятельности получили свое четкое законодательное регулирование.

В чем суть банкротства АО и какова его процедура — ответы тут.

Анализ законодательных актов дает возможность выделить следующие группы государственных органов, которые наделены определенными полномочиями в сфере банкротства:

  • органы, которые разрабатывают и осуществляют государственную политику в данной сфере (например, Правительство РФ, Министерство экономического развития);
  • органы, которые наделены надзорными и контрольными полномочиями в данной сфере;
  • уполномоченные органы, которые наделены возможностью предъявления заявлений о признании должников банкротами (данные органы также принимают участие в процедуре банкротства или начинают дело о банкротстве).
Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

При этом законодательство нашей страны предусматривает также определенные полномочия для органов исполнительной власти субъектов РФ, а также для органов местного самоуправления. Они также могут принимать участие в процедуре банкротства.

Правительство РФ имеет центральную роль в системе государственных органов которые участвуют в процессе банкротства. В частности, правительство разрабатывает государственную политику в данной сфере, а также осуществляет координацию и регулирование деятельности органов исполнительной власти в сфере банкротства.

Самостоятельность является провозглашенным законодательством принципом, применяемым в сфере банкротства. Учитывая данный принцип, создаются саморегулирующиеся организации арбитражных управляющих, которые объединяют их.

Законодательство предусматривает некоторые требования к СРО. Процесс их создания и осуществления деятельности находится под надзором регулирующего органа в сфере несостоятельности. При необходимости данный орган может предъявить иск в суд и прервать деятельность того или иного СРО.

Читайте так же:  Характеристика разумного каско в росгосстрах

Суть СРО арбитражных управляющих – их объединение и координация их деятельности. Чтобы стать арбитражным управляющий, необходимо быть членом того или иного СРО — обязательное законодательное требование.

Конечно, законодательной основной деятельности СРО является Закон о несостоятельности предприятий, который четко предусматривает правила деятельности арбитражных управляющих, процесс их назначения, порядок создания СРО и т.д.

Например, заявитель может указать кандидатуру арбитражного управляющего. Если он этого не сделал, то арбитражного управляющего по конкретному делу назначает СРО на основании соответствующего судебного решения.

Несмотря на наличие четкого законодательного регулирования, на практике возникают ряд проблем касательно деятельности СРО арбитражных управляющих. При этом изменению подлежит не только законодательное регулирование: также необходимо иметь определенную практику и опыт, который отсутствует в нашей стране. Именно из-за этого важную роль приобретает регулирующий орган, который осуществляет надзор за деятельностью СРО.

Изображение - Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Fada2575b_resizedScaled_817to433

СРО может привлечь своего члена к ответственности за нарушение требований действующего законодательства

Действующее законодательство в сфере несостоятельности состоит из системы различных нормативно-правовых актов. При этом соответствующие нормы содержатся не только в ГК РФ, но и в законе о банкротстве и других нормативно-правовых актах.

Законодательство данной сферы можно охарактеризовать, как комплексное. Это обусловлено тем, что нормативно-правовые акты, регулирующие процедуру несостоятельности, содержат нормы как публичного, так и частного права. Кроме того в законодательстве также содержатся материальные и процессуальные нормы.

Комплексное законодательство включает в себя правовые акты, которые носят как общий, так и специальный характер. Столь большое количество разных норм приводит к возникновению противоречий.

При возникновении проблем касательно применения той или иной правовой нормы необходимо учитывать порядок разрешения коллизий между нормами. Но не всегда это помогает.

Как проходит государственное регулирование отношений несостоятельности — читайте тут.

Возможно ли снизить свои расходы при банкротстве физических лиц при ипотеке — мы расскажем.

Именно поэтому столь важное значение приобретает деятельность соответствующего государственного органа, который разрабатывает нормативно-правовое регулирование несостоятельности. Только при правильном осуществлении полномочий данного органа, можно добиться определенных результатов.

§ 2. Правовой статус регулирующего органа, его компетенция

Правовой статус регулирующего органа и его компетенция определены в соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве. Регулирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.

Одним из значительных ограничений деятельности регулирующего органа является содержащийся в законе запрет на возложение на него функций уполномоченного органа, представляющего законные интересы государства как кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, и (или) собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника.

Именно регулирующий орган утверждает единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе, а также федеральные стандарты. При этом права на разработку федеральных стандартов и единой программы подготовки арбитражных управляющих законодатель предоставил Национальному объединению саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В частности, указанным объединением должны быть разработаны следующие федеральные стандарты: порядка ведения и содержания реестра требований кредиторов; подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов; анализа финансового состояния должника; подготовки отчетов арбитражного управляющего; проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего; проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов – арбитражных управляющих и т.д.

Кроме того, Минэкономразвития России определяет порядок выбора уполномоченным органом саморегулируемой организации арбитражных управляющих при направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом; порядок голосования уполномоченного органа при участии в собрании кредиторов; порядок проведения открытых торгов в электронной форме, требования к электронным площадкам и операторам электронных площадок и т.д.

В свою очередь функции органа по контролю (надзору) возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) и ее территориальные органы.

Все полномочия органа по контролю (надзору) условно можно разделить на 4 основных блока.

Первый блок полномочий связан с ведением государственных реестров арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Также в этот блок полномочий входит установление органом по контролю (надзору) статуса объединения саморегулируемых организаций арбитражных управляющих в качестве национального объединения саморегулируемых организаций.

В настоящее время Росреестром зарегистрировано 49 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО) [46] .

В качестве национального объединения зарегистрирован Российский Союз Саморегулируемых Организаций Арбитражных Управляющих [47] .

Основным блоком полномочий Росреестра является осуществление контроля (надзора) за соблюдением СРО федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность. В случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, орган по контролю (надзору) имеет право обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о СРО из единого государственного реестра.

Читайте так же:  Нюансы вкладов в мтс банке

Также орган по контролю (надзору) имеет право возбудить дело об административном правонарушении как в отношении арбитражного управляющего, так и в отношении СРО и (или) ее должностного лица.

Важным аспектом деятельности органа по контролю (надзору), который условно можно отнести к третьему блоку полномочий, является участие в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоретического экзамена по единой программе их подготовки.

К четвертому блоку относятся иные полномочия – осуществление допуска арбитражных управляющих и руководителей СРО к сведениям, составляющим государственную тайну, оказание поддержки СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и связанных с вопросами несостоятельности, осложненной иностранным элементом (трансграничной несостоятельности (банкротства)), и участие в собраниях кредиторов [48] .

Государственное регулирование в сфере деятельности СРО происходит в форме контроля за соответствием этой деятельности установленным параметрам, поскольку государственное регулирование в области организации деятельности арбитражных управляющих было заменено саморегулированием в целях отказа от практики лицензирования, которая была признана неэффективной (например, лицензию третьей категории не мог получить ни один арбитражный управляющий) [49] .

Для государственных органов необходимо выделить следующие группы полномочий:

1) контроль за назначением и деятельностью арбитражного управляющего (финансовые организации, стратегические предприятия, субъекты естественных монополий). Такой контроль осуществляется посредством выдачи аттестатов лицам, претендующим на назначение арбитражными управляющими (субъекты естественных монополий, профессиональные участники рынка ценных бумаг), а также путем реализации приоритетного права на представление суду кандидатуры арбитражного управляющего;

2) определение круга организаций и имущества, в отношении которых правовое регулирование банкротства имеет свою специфику. Так, Правительством РФ определяются перечни стратегических предприятий и организаций, к которым применяются специальные правила банкротства [50] , перечень видов имущества, входящего в единый производственно-технологи-ческий комплекс субъекта естественной монополии ТЭК [51] ;

3) предоставление мер государственной поддержки в виде государственных гарантий и поручительств. Например, федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация, вправе ходатайствовать о введении в отношении указанных предприятий финансового оздоровления либо о переходе из процедуры внешнего управления к финансовому оздоровлению при условии предоставления обеспечения, в том числе государственной гарантии.

К этой же группе можно отнести, например, право государственного органа заявить ходатайство о введении внешнего управления градообразующей организации или о его продлении под собственное поручительство либо право погасить все требования кредиторов в ходе ее финансового оздоровления или внешнего управления. В данном случае это относится к органам местного самоуправления, а также к привлеченным к участию в деле соответствующим федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ;

4) реализация преимущественного права на приобретение имущества должника или предприятия как имущественного комплекса. Здесь можно рассматривать право государственного органа приостанавливать реализацию имущества должника — субъекта естественной монополии в ходе внешнего управления на срок до трех месяцев для выработки предложений по восстановлению платежеспособности либо преимущественное право Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований приобретения имущества должника-субъекта естественной монополии при его продаже. Закон о банкротстве предоставляет Российской Федерации преимущественное право на приобретение предприятия стратегической организации, которое предназначено для осуществления деятельности по государственному оборонному заказу, обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Регулирующий орган в деле о банкротстве юридических лиц

Согласно законодательству Российской Федерации данный орган в деле о несостоятельности юридических лиц проводит регулирующую деятельность, которая заключается в разработке нормативно-правовой базы для регулирования процессов и событий в сфере банкротства и финансового оздоровления компаний.

Изображение - Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fmoepravo.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2F84-1-1024x682

Регулирующий орган при банкротстве: полномочия

Полномочия регулирующих органов в сфере банкротства регулируются законодательно и состоят в следующем:

  • создание и утверждение единого стандарта подготовки и обучения арбитражных управляющих, их экзаменации и внесения в реестр;
  • составление и ведение реестра союзов и объединений — СРО арбитражных управляющих;
  • утверждение федеральных стандартов деятельности СРО арбитражных управляющих, контроль их деятельности, предписанный законодательством. Проведение в них проверок;
  • подача исков в суд на предмет исключения неподобающих организаций из реестра СРО, а также привлечении арбитражного управляющего к ответственности;
  • оказание помощи организациям арбитражных управляющих в проведении процессов банкротства с участием иностранных организаций.

Изображение - Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fmoepravo.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F04%2F42-2

Полномочия регулирующего органа в сфере несостоятельности

Полномочиями наделены такие категории государственных органов:

  • органы исполнительной власти, разрабатывающие государственную политику в этой области и осуществляющие ее принципы на практике;
  • государственные органы, выполняющие контролирующие и надзорные функции, имеющие полномочия на проведение различных проверок и аттестаций;
  • государственные органы, контролирующие внесение юридическими лицами обязательных платежей и выполнение прочих финансовых обязательств. Кроме того, они имеют возможность на основании данных о задолженности должников подавать в суд заявления о признании организаций банкротами.

Внимание! Информация для граждан!

Читайте так же:  Лизинг для ип (индивидуальных предпринимателей)

Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности

См. статью 29 ФЗ №127-ФЗ.26.10.2002

Схематично, основные федеральные государственные органы управления в сфере финансового оздоровления и банкротства можно представить следующим образом (схема 2.5).

Изображение - Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fcrisis-manag.ru%2Fimg%2Fanti%2Fosnovnye-polnomochija-gosudarstvennyh-organov_1

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 – ФЗ от 26.10.2002 г. (статья 29) Правительство РФ обладает специальной компетенцией по вопросам определения порядка участия государства в лице соответствующих органов исполнительной власти в делах о банкротстве и их взаимодействия с государственными внебюджетными фондами.

В целях проведения государственной политики в сфере финансового оздоровления и банкротства Правительство РФ:

  • определяет порядок подачи заявлений уполномоченными органами;
  • определяет порядок объединения и представления требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам в деле о банкротстве и в процедурах банкротства;
  • осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;
  • определяет порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Правительство РФ утверждает следующие правила профессиональной деятельности арбитражного управляющего и деятельности саморегулируемой организации:

  • общие правила деятельности арбитражного управляющего, касающиеся содержания и порядка ведения реестра требований кредиторов, подготовки, организации и проведения собраний кредиторов и комитетов кредиторов, подготовки отчетов арбитражного управляющего;
  • правила проведения финансового анализа;
  • правила проверки наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;
  • правила проведения и сдачи теоретического экзамена;
  • правила проведения стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего;
  • правила проведения проверки саморегулируемой организацией деятельности своих членов – арбитражных управляющих.

Функции по принятию нормативных правовых актов в сфере финансового оздоровления и банкротства принадлежат Министерству экономического развития и торговли РФ (См. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 09.03.2004 , ред. от 24.09.2007).

Согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» № 506 от 30.09.2004 (ред. от 22.02.2008) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, выступает Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Приказом ФНС «Об утверждении порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России» от 18 октября 2004 г. N САЭ-3-19/[email protected] (в ред. от 20.12.2006) проведено разграничение полномочий между Федеральной налоговой службой и территориальными налоговыми органами в делах о банкротстве и в процедурах банкротства.

Согласно указанному Приказу все организации разделены на три группы:

1. К первой группе относятся следующие организации:

  • стратегические предприятия и организации оборонно-промышленного комплекса;
  • организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков по показателям финансово-экономической деятельности и подлежащие налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях;
  • предприятия и организации, задолженность которых перед РФ в совокупности составляет не менее чем сто миллионов рублей;
  • унитарные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ;
  • акционерные общества, доля РФ в которых составляет 25% и более.

Контроль за организациями 1-й группы осуществляется Федеральной налоговой службой и Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

2. Ко второй группе относятся организации:

  • градообразующие предприятия и организации, не отнесенные к первой группе;
  • организации, задолженность которых перед РФ в совокупности составляет от пятидесяти миллионов рублей до ста миллионов рублей;
  • ГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности субъекту РФ, МО или РФ и в отношении которых ФНС России принято решение о передаче во вторую группу организаций.

Контроль за организациями 2-й группы возложен на Управление ФНС России по субъекту РФ.

3. К третьей группе относятся предприятия и организации, не отнесенные к первой и второй группам.

Деятельность организаций 3-й группы контролируется инспекциями ФНС РФ.

В целях безусловного соблюдения интересов РФ как кредитора в делах о банкротстве и процедурах банкротства налоговыми органами осуществляется мониторинг хода процедур по делам о банкротстве, в которых ФНС России реализует функции уполномоченного органа.

Система мониторинга судебных процедур банкротства должна обеспечить:

– своевременное информирование уполномоченного органа о предстоящих событиях, касающихся реализации процедур банкротства: подаче коммерческим кредитором заявления о признании организации, имеющей задолженность перед Российской Федерацией, банкротом; собраниях кредиторов, заседаниях комитета кредиторов, судебных заседаниях, торгах и других событиях;

– оперативную подготовку и представление в вышестоящие налоговые органы обоснованных проектов приказов и поручений, для своевременного принятия соответствующего решения и согласования указанных проектов;

– немедленное информирование соответствующих вышестоящих налоговых органов о результатах состоявшихся мероприятий;

– контроль за реализацией нижестоящими налоговыми органами функций уполномоченного органа.

Инспекции ФНС России в отношении всех организаций, имеющих задолженность перед Российской Федерацией и в отношении которых возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве), формируют дела о банкротстве должников.

Читайте так же:  Дадут ли ипотеку без трудоустройства

Контроль за исполнением должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности осуществляется Инспекцией ФНС России (ИФНС РФ).

В случае реализации в отношении должника процедур финансового оздоровления либо внешнего управления, ИФНС России обращается к арбитражному управляющему с уведомлением о том, что в случае непогашения задолженности по текущим платежам в двухнедельный срок после получения уведомления налоговый орган инициирует собрание кредиторов по рассмотрению вопроса о смене процедуры банкротства.

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127 – ФЗ от 26.10.2002 г. регулирующий орган – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

В качестве регулирующего органа в сфере финансового оздоровления и банкротства выступает Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация).

Росрегистрация осуществляет контроль деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Росрегистрация в качестве регулирующего органа осуществляет следующие полномочия (См. Указ Президента РФ «Положение о Федеральной регистрационной службе» № 1315 от 13 октября 2004 г.):

Й учебный вопрос «Государственные органы, осуществляющие регулирование и контроль в сфере банкротства на современном этапе»

Компетенция органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в сфере банкротства определяется законами, иными нормативными актами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции.

Закон о банкротстве определяет компетенцию:

– органов, призванных осуществлять государственную политику в сфере финансового оздоровления и банкротства (Правительство РФ, регулирующий орган – Минэкономразвития России);

– органа по контролю (надзору) в указанной сфере (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии);

– уполномоченных органов, призванных представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования об уплате обязательных платежей и требования РФ по денежным обязательствам (Федеральная налоговая служба России, соответствующие органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления) (ст. 29 Закона о банкротстве).

Правительство РФ устанавливает порядок подачи уполномоченным органом заявлений о признании должника банкротом и требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам; осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и представителей государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам; устанавливает порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических организаций; устанавливает порядок учета мнений органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при определении федеральными органами исполнительной власти своей позиции как кредиторов по обязательным платежам в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (п. 1, 5 ст. 29 Закона о банкротстве).

Регулирующий орган – Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) утверждает:

– единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоритического экзамена по такой программе;

– федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности СРО, разрабатываемые национальным объединением СРО (п. 4 ст. 29 Закона о банкротстве).

Минэкономразвития осуществляет также ряд других полномочий в сфере финансового оздоровления и банкротства, предусмотренных Законом о банкротстве и иными нормативными правовыми актами. Так, в частности, в соответствии с Положением о Минэкономразвития РФ министерство устанавливает:

– порядок ведения реестра арбитражных управляющих;

– порядок ведения Единого государственного реестра саморегулируемых организаций; порядок ведения Единого федерального реестра сведений о банкротстве;

– порядок осуществления органом по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

– принимает другие нормативные акты.

Орган по контролю (надзору) – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), находящаяся в ведении Минэкономразвития России:

– ведет реестр СРО и сводный государственный реестр арбитражных управляющих;

– осуществляет контроль (надзор) за соблюдением СРО федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих деятельность СРО;

– участвует в организации подготовки арбитражных управляющих, проведении и приеме теоритического экзамена по единой программе их подготовки;

– возбуждает дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего, СРО или ее должностного лица, рассматривает такое дело или направляет его для рассмотрения в суд;

– оказывает поддержку СРО и арбитражным управляющим в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и связанных с вопросами трансграничной несостоятельности;

– утверждает состав комиссии по приему теоритического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих;

– осуществляет иные предусмотренные законодательством РФ полномочия (п. 3 ст. 29 Закона о банкротстве).

В реализации отношений банкротства участвуют и иные органы государственной власти, например, органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Так, на основании определения суда о завершении конкурсного производства, представляемого конкурсным управляющим органом, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, указанный орган (ФНС России) вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации должника – юридического лица (ст. 149 Закона о банкротстве).

Читайте так же:  Согаз каско — отзывы, правила, условия договора

Федеральное агентство по управлению государственным имуществомосуществляет полномочия собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве. Министерство внутренних дел РФ ведет реестр дисквалифицированных лиц.

Публикация в открытом доступе сведений о банкротстве субъектов хозяйственной деятельности обязательна с 1 апреля 2011 года. Это предусмотрено законом № 127-ФЗ. Данные о предприятиях-банкротах размещаются в Едином федеральном реестр сведений о банкротстве – ЕФРСБ (http://bankrot.fedresurs.ru).

Также получить информацию о финансовой несостоятельности коммерческих лиц можно в реестре ЕФРСФДЮЛ (Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности), который начал работу 1 января 2013 года и является альтернативой ЕГРЮЛ.

Характеристика современного правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством)

Система законодательства о несостоятельности (банкротстве)

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой определенную систему нормативных правовых актов. Правовые нормы, регулирующие отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством), содержатся не только в ГК РФ и в Законе о банкротстве, но и в ряде других нормативных правовых актов.

Законодательство, регулирующее отношения несостоятельности (банкротства), является комплексным, поскольку в его состав входят нормативные правовые акты, содержащие в себе нормы как частного (гражданского), так и публичного (уголовного, процессуального) права, а также материального и процессуального права. Даже сам Закон о банкротстве имеет комплексный характер, так как наряду с материально-правовыми нормами в нем содержится огромное количество процессуальных норм, из которых практически целиком состоит гл. 3 данного Закона. Довольно большой массив норм, носящих процессуальный характер, можно обнаружить также в главах, определяющих особенности банкротства отдельных субъектов предпринимательской деятельности.

Являясь комплексным, законодательство о банкротстве включает в себя нормативные правовые акты, носящие как общий, так и специальный характер. Это приводит к возникновению противоречий между правовыми нормами, в частности, Закона о банкротстве и нормами ГК РФ, АПК РФ, Закона о банкротстве кредитных организаций. В связи с этим необходимо учитывать порядок разрешения коллизий между нормами права.

Кроме того, в соответствии со ст. 29 Закона о банкротстве в целях проведения государственной политики но вопросам финансового оздоровления и банкротства Правительство РФ:

— устанавливает порядок подачи уполномоченным органом по представлению в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, заявлений о признании должника банкротом;

— устанавливает порядок объединения и представления в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам;

— осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов как кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам;

— устанавливает порядок проведения учета и анализа платежеспособности стратегических предприятий и организаций.

Регулирующий орган, т.е. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления, утверждает:

— единую программу подготовки арбитражных управляющих, правила проведения и сдачи теоретического экзамена по такой программе;

— федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем 50% всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которых является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих но вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности).

Утвержденные федеральные стандарты подлежат опубликованию регулирующим органом в порядке, установленном для опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещению на официальном сайте регулирующего органа в сети Интернет и вступают в силу по истечении 10 дней с даты их опубликования. При этом утвержденные федеральные стандарты не подлежат государственной регистрации.

Таким регулирующим органом является Министерство экономического развития РФ (см. абз. 3 п. 1 Положения о Министерстве экономического развития РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437).

Изображение - Как действует регулирующий орган в сфере несостоятельности 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here