Как обжаловать результаты проверки

Предлагаем статью на тему: "как обжаловать результаты проверки" с комментарием от профессионального юриста.

Изображение - Как обжаловать результаты проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fregistriruem.org%2Fwp-content%2Fuploads%2F54b1bebd-b5cd-4654-83cf-4acf215d71ea-1000x400

По результатам проверки вы получили акт, с которым не согласны или предписание об устранении выявленных нарушений. Если возможности обратиться к грамотному юристу не имеется, мы расскажем, что нужно делать.

Как обжаловать постановление о привлечении к административной ответственности, вынесенное по результатам проверки, мы рассказывали в одной из предыдущих статей. В данной статье остановимся на способах обжалования акта проверки и предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений.

Существует два пути обжалования указанных актов: внесудебный и судебный.

Не доводя до суда

Внесудебный (или административный) порядок обжалования имеет свои преимущества: он занимает гораздо меньше времени, чем судебный, к тому же, не требует затрат (госпошлина не взимается).

Если говорить о минусах: этот путь далеко не всегда результативен. Проверяющие органы и их вышестоящие ведомства редко отменяют результаты проверки добровольно во внесудебном порядке. На практике это случается лишь в случаях, когда имеют место явные грубые нарушения, допущенные при проверке. Кроме того, обжалование во внесудебном порядке не приостанавливает действие обжалуемого акта.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом не стоит недооценивать или игнорировать внесудебный порядок обжалования. Доводы о несогласии с обжалуемым актом, заявленные на данном этапе, создают нужную почву для возможного дальнейшего судебного обжалования.

Внесудебный порядок обжалования частично урегулирован ФЗ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» (далее – ФЗ № 294-ФЗ). Особенности обжалования актов по отдельным видам контроля содержатся в нормативных актах проверяющего ведомства.

Во-первых, можно обратиться с возражениями в орган, осуществивший проверку. При несогласии с выводами, изложенными в акте проверки или предписании, можно в течение 15 дней с даты получения акта или предписания представить в проверяющий орган письменные возражения.

В возражениях необходимо указать, какие именно положения закона нарушены при проверке или при составлении акта со ссылкой на конкретную страницу акта, где размещены указанные положения. Также к возражениям нужно приложить документы (или их заверенные копии), подтверждающие заявленные доводы, и копию самого обжалуемого акта, документы о полномочиях подписанта.

Также можно обратиться с заявлением (жалобой) в вышестоящий по отношению к проверяющему орган.

Результаты проверки, проведенные с грубыми нарушениями, могут быть по заявлению проверяемого лица признаны недействительными вышестоящим органом по отношению к проверяющему органу или судом.

Грубыми нарушениями согласно ФЗ № 294-ФЗ являются: отсутствие оснований для проведения проверки; нарушение срока уведомления о проверке; привлечение к проведению проверки не аккредитованных и не аттестованных лиц; нарушения при согласовании с органами прокуратуры внеплановой выездной проверки; нарушения сроков проведения проверки; проведение проверки без распоряжения или приказа органа контроля (надзора); истребование документов, не относящихся к предмету проверки; непредставление акта проверки; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок; участие в проведении проверки экспертов, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемым.

Заявление (жалоба) в вышестоящий орган должно быть составлено в письменной форме, подписано уполномоченным лицом. В заявлении (жалобе) нужно указать на конкретные грубые нарушения в акте или предписании и приложить доказательства их наличия, копию оспариваемого акта, документы о полномочиях подписанта. Обратите особое внимание на порядок направления заявления (жалобы) или возражений: каким способом бы вы их не направили, у вас должны остаться на руках документы, подтверждающие отправку и получение.

Заявление (жалоба) рассматриваются в срок не более 30 дней (по разным ведомствам сроки могут розниться). Срок рассмотрения может быть продлен. По результатам рассмотрения должно быть принято решение о признании незаконными и отмене результатов проверки либо об отказе в удовлетворении заявления (жалобы). В случае отказа можно прибегнуть к судебному способу защиты, если срок на обращение в суд еще не истек.

Идем в суд

Судебный порядок обжалования существенно результативнее административного, хотя и более затратный: при подаче заявления в суд необходимо оплатить госпошлину. Судебное обжалование может продлиться несколько месяцев (только в первой инстанции срок рассмотрения составляет 3 месяца). Длительный срок обжалования не создает неудобств, т.к. на время обжалования действие оспариваемого акта можно приостановить.

Акт проверки в судебном порядке обжалованию не подлежит. Однако вынесенное по результатам проверки предписание об устранении выявленных нарушений можно обжаловать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит обратить внимание, что судебное обжалование предписаний возможно как в районный, так и в арбитражный суд.

В арбитражный суд обжалуются только предписания, затрагивающие права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта процедура регулируется главой 24 АПК РФ.

Если предписания не затрагивают указанные права и интересы заявителя, они обжалуются путем подачи административных исковых заявлений в районный суд согласно правилам, установленным главой 22 КАС РФ (Кодекса административного судопроизводства РФ). В таком порядке обжалуются, например, некоторые предписания Государственной инспекции труда, МЧС и т.д. Процедура обжалования по КАС РФ в целом схожа с процедурой по АПК РФ, отличается от нее несущественно и в основном в части терминологии.

Читайте так же:  Как официально признать договор дарения недействительным

Поэтому подробно остановимся на процедуре, предусмотренной АПК РФ. К тому же, на практике она используется гораздо чаще.

В течение 3 месяцев со дня, когда вы узнали о нарушении своих прав (как правило, со дня получения предписания), необходимо подать в арбитражный суд заявление об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия. Пропущенный по уважительной причине срок для подачи заявления можно будет восстановить, но далеко не каждую причину суд признает таковой. Например, отказ в получении предписания или неполучение его по адресу местонахождения, отпуск директора, отсутствие штатного юриста и т.д. уважительными причинами судами не признаются.

Заявление должно соответствовать требованиям АПК РФ и содержать требование о признании предписания незаконным и его отмене. Нужно указать какие именно нормы какого закона или иного нормативного правового акта нарушает оспариваемый акт.

В качестве таких нарушений могут выступать:

— нарушения при проведении проверки (о порядке проведения проверки мы подробно рассказывали в предыдущей статье);

— отсутствие материально-правовых оснований для вынесения предписания (отсутствует нормативно установленная обязанность, нарушение которой вменяется, или эта обязанность исполнена, требуемые действия по исполнению обязанности неисполнимы и т.д.).

В заявлении важно также указать: какие права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности нарушает акт; какие обязанности незаконно возлагает; какие создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В порядке судебного обжалования возможно приостановить действие вынесенного предписания. Это особенно важно, т.к. само по себе обжалование предписания не прекращает действие требований, содержащихся в нем. А это значит, что, если не приостановить действие предписания, проверяющий орган в любой момент в процессе его обжалования может проверить исполнение предписания и привлечь заявителя к ответственности.

Для приостановления действия предписания при подаче заявления об оспаривании необходимо подать месте с ним заявление об обеспечении иска, содержащее требование о применении обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого акта. Рассмотрение этого заявления осуществляется судом в течение 1 дня со дня поступления в суд и госпошлиной не облагается. Если суд посчитает заявление об обеспечении иска надлежаще обоснованным, то приостановит действие предписания до вступления в силу решения суда по результатам обжалования.

При несогласии с решением суда по результатам рассмотрения заявления, его можно в течение месяца обжаловать в апелляционном порядке, далее — в кассационном и в надзорном порядке. Решение не вступит в силу до окончания процедуры судебного обжалования.

В вопросе обжалования административных актов все решает опыт и профессионализм. Умелое лавирование в процедурах обжалования гарантирует нужный результат. Участие профессионального юриста в процедуре обжалования значительно экономит ваши ресурсы, снижает риски привлечения к ответственности и создает комфортные условия для осуществления бизнеса.

© Кира Ведерникова, юрисконсульт ООО «РЕГИСТРИРУЕМ.ОРГ»

Изображение - Как обжаловать результаты проверки proxy?url=http%3A%2F%2Fprom-nadzor.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffotoarticle%2Fobzhalovanie_proverki_1_1

В процессе обжалования актов проверок органов государственного надзора организации допускают многочисленные ошибки, что приводит к негативному результату.

Рассмотрим распространеные ошибки и пути их решения.

В российском законодательстве предусмотрено право лица обжаловать любой акт, который вынесен органом государственной власти и который нарушает его права (статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Чаще всего обжалованию подлежат акты органов государственного контроля (надзора), вынесенные в результате проверки, поскольку именно данные акты более всего затрагивают интересы организаций и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых они вынесены. Процедуры обжалования таких актов различны и напрямую зависят от вида акта.

Речь идет прежде всего о постановлениях по делам об административных правонарушениях, распоряжениях о проведении проверок, а также предписаниях об устранении выявленных нарушений, вынесенных в результате плановых или внеплановых проверок.

Несмотря на то, что все указанные выше акты могут быть вынесены одним и тем же органом государственного контроля (надзора), сроки и порядок обжалования данных актов может быть различен, т.к. они регулируются разными федеральными законами. В соответствие с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях — КоАП РФ, АПК РФ и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ, в соответствии с которыми участники процесса обжалования наделяются разным объемом прав и обязанностей в зависимости от вида оспариваемого акта.

Например, оспаривание постановлений производится в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в соответствии с которой у лица, привлеченное к ответственности, есть выбор подачи жалобы либо в вышестоящий орган, либо в суд . При этом сроки подачи жалоб ограничены 10 днями со дня вручения или получения копии постановления. Каждая последующая жалоб на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановления, обжалуется в том ж порядке и в те же сроки, что и первая жалоба, т.е. в течение 10 дней (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ),

Читайте так же:  Суть финансовых проблем при несостоятельности предприятий

Что касается обжалования распоряжений (приказов) на проведение проверок, предписаний о устранении выявленных нарушений, то данная процедура регламентирована главой 24 АПК РФ и в отличие от обжалования постановлений имеет другие сроки и порядок.

Указанные выше акты с точки зрения законодательства не относятся к административном производству, а являются ненормативными правовыми актами, изданными органами государственной власти.

Вместе с тем следует отметить, что в связи проведением проверки Федеральным законом № 294-ФЗ предусмотрена подача организацией возражений на акт проверки, предписания о устранении выявленных нарушений в порядке установленном п. 12 статьи 16 Федерального закон № 294-ФЗ, т.е. в течение 15 дней с даты получения акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений.

Предписание об устранении выявленных нарушений могут быть обжалованы в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.

Стоит учитывать, что акт проверки не относится к тем актам государственного органа, которые порождают права и обязанности либо нарушают права и законные интересы лиц, в отношении которых проведена проверка, акт проверки является лишь способом фиксации результатов проверки и выявленных нарушений. Поэтому акт проверки обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ, не подлежит.

Дальнейшее обжалование решений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов (распоряжений, предписаний) будет происходить по общим правилам процессуального законодательства.

Это значит, что у неудовлетворенной решением по делу, у стороны есть месяц для обжалования этого решения в апелляционном порядке (при этом оно не вступит в силу до вынесения постановления суда апелляционной инстанции) и два месяца для обжалования этого решения в кассационном порядке, не говоря уже об обжаловании в порядке надзора при наличии соответствующих оснований.

Изображение - Как обжаловать результаты проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fnewfranchise.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2F8-Planovaya-i-vneplanovaya-proverka

Как внеплановая, так и очередная выездная проверка может окончиться составлением акта о нарушениях. Далеко не всегда инспекторы объективно оценивают обстоятельства. Представители бизнеса регулярно сталкиваются с предвзятым отношением и игнорированием доказательств добросовестности. Ревизоры на местах стремятся выполнить негласный план по штрафам, а первоочередной задачей остается наполнение бюджета. В таких условиях умение отстаивать интересы приобретает ключевое значение.

Принципы надзорной деятельности закреплены законом 294-ФЗ от 26.12.2008. Нормативный акт предусматривает право государственных структур проводить проверки бизнеса в плановом и внеочередном порядке. В первом случае даты визита инспекторов можно уточнить на официальном сайте прокуратуры. Сводный график ежегодно публикуют на портале и не корректируют.

Важно! Нормы 294-ФЗ не распространяются на налоговую службу, правоохранителей, валютный контроль и ряд других ведомств. Служащие этих структур обязаны следовать отдельным федеральным актам.

Большинство государственных органов успешно перешло к риск-ориентированной методике. В перечни стараются включать компании и предпринимателей, деятельность которых имеет характерные признаки нарушений.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 3 года. В отношении малого бизнеса и микропредприятий очередной контроль не осуществляют до окончания моратория.

Предугадать внеплановую явку ревизора практически невозможно. Основанием назначения надзорных мероприятий этого типа служат жалобы потребителей, контрагентов, сообщения СМИ, а также факты нанесения вреда.

Полномочиями контроля наделены разные публичные структуры. Чаще всего предприниматели сталкиваются с должностными лицами:

  • налоговой службы;
  • Роспотребнадзора;
  • Роструда;
  • земельных комитетов;
  • Росздравнадзора;
  • Росприроднадзора.

Большое влияние на бизнес приобретает политика МЧС России. Соблюдение правил пожарной безопасности и гражданской обороны перешли в категорию базовых элементов реализации коммерческих проектов.

Изображение - Как обжаловать результаты проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fnewfranchise.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2F8.2-Valera-idet-zhalovatsya1

Назначение контрольного мероприятия производится с соблюдением положений главы 2 закона 294-ФЗ и ведомственных инструкций. Правительство России сохранило право утверждения специальных регламентов для отдельных федеральных структур. Ярким примером является приказ ФАС РФ № 340 от 25.05.2012. Процедура оспаривания оснований проверки построена на выявлении нарушений таких документов.

Неправомерное решение о включении предпринимателя в список подконтрольных лиц необходимо оспаривать сразу. Ожидать явки ревизоров необязательно.

Жалобу можно направить руководителю надзорного органа, в вышестоящую инстанцию, прокуратуру или суд. Встать на защиту предпринимателя вправе и региональный бизнес-омбудсмен. Положительное влияние на процессы оказывает привлечение внимания общественности.

Причиной подачи жалобы является нарушение процедурных правил. Так, доводом послужат:

  • превышение нормативного значения административного давления (малый бизнес – 50, микрофирмы – 15 часов);
  • несоблюдение минимального временного промежутка в 3 года;
  • нарушение моратория на проверки предпринимательства;
  • дублирующий контроль по одному направлению за тот же период.

Оспорить основание проверки можно при вынесении решения неуполномоченным лицом. Вескими аргументами послужат несоблюдение формы, отсутствие регистрационного номера и прочих обязательных реквизитов документа. Обжалованию подлежат все решения о контроле, не получившие согласования прокуратуры.

Читайте так же:  Как взять кредит наличными под залог

Оспорить распоряжения о внеочередных надзорных мероприятиях сложнее. Попытаться аннулировать акт можно в следующих случаях:

  • производство возбуждено по заявлению о совершении преступления, проверка по которому завершилась отказом;
  • решение принято по анонимному обращению;
  • ревизоры явились после планового мероприятия;
  • инспектирование пришлось на период проверки, инициированной тем же или другим государственным органом;
  • сообщение о причинении вреда, поступившее в ведомство, оказалось недостоверным;
  • должностные лица не соблюдали нормы об уведомлении.

Перечень причин обжалования остается открытым. Юристы рекомендуют предпринимателям действовать быстро и не откладывать процедуру. Итоговый акт отменить значительно сложнее, чем пресечь незаконную инспекцию.

Важно! Любое контрольное мероприятие будет противоправным при возложении на предпринимателя затрат либо превышении предельного срока в 20 дней. Продление работы ревизоров допустимо в исключительных случаях.

Оспаривание результатов контрольных мероприятий требует от предпринимателей серьезных затрат и усилий. Без участия профессиональных юристов разбирательства не обходятся. Сложнее всего добиться отмены решения после налоговой проверки. Сотрудники фискального ведомства редко допускают грубые ошибки, тщательно формируют доказательственную базу и превосходно разбираются в нормативном регулировании. Доля поражений ФНС РФ в судах невысока. Тем не менее, шанс выиграть процесс остается.

Стандартный механизм включает:

Специалисты обращают внимание на значение процессуальных сроков. Пропуск периода, установленного законом, лишает права на защиту. Если опоздание обусловлено уважительной причиной, предпринимателю дают дополнительное время. Механизм восстановления сроков применяется как при административном, так и судебном обжаловании.

Изображение - Как обжаловать результаты проверки proxy?url=https%3A%2F%2Fnewfranchise.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F06%2F8.3-Nadoelo

Примеры нарушений при проведении контрольных мероприятий

Откровенное пренебрежение правилами надзорной деятельности в практике встречается все реже. Положительное влияние на ситуацию оказала высокая активность бизнес-сообщества и работа омбудсмена. Наиболее распространенными являются следующие недочеты:

Большое значение в оспаривании результатов имеют формальности. При подготовке возражений и жалоб юристы анализируют законность процедур по изъятию документов. Неправомерно полученные доказательства не рассматривают в судах. Кроме того, критической оценке подвергают логические выкладки инспекторов, положенные в основу заключений.

Обвинения в нарушениях и крупные штрафы по итогам проверки не повод для паники. Судебная практика складывается в пользу представителей бизнеса. В 2014 году арбитражи удовлетворили свыше 68% исков об отмене решений госорганов. Сейчас доля побед остается столь же высокой. Вероятность успеха есть даже при наличии мелких недочетов со стороны коммерсанта.

Отстаивая интересы бизнеса, адвокаты делают ставку на соразмерность наказаний тяжести проступков, деловой оборот, стабильность правового регулирования и презумпцию невиновности. Линия защиты зависит от характера обвинений.

Настоящей проблемой является цена разбирательства. Стоимость защиты по спорам с надзорными органами нередко кажется предпринимателям необоснованно высокой. Оплачивать приходится услуги профессиональных юристов, государственную пошлину, оформление и удостоверение документов. Весомый вклад вносят расходы на участие в заседаниях. Специалисты рекомендуют документировать издержки. При положительном исходе тяжбы процессуальные затраты подлежат возмещению. Компенсируют истцам и убытки, причиненные незаконными действиями проверяющих инспекторов.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в письменной форме возражения

Согласно ч. 12 ст. 16 Закона № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений; при этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Право обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке, предусмотрено п. 4 ст. 21 Закона № 294-ФЗ.

Здесь необходимо отметить, что ст. 11 части первой ГК, регламентируя судебную защиту гражданских прав, предусматривает следующее: защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд илитретейский суд (п. 1); защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом; решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде (п. 2). Согласно ст. 13 данного Кодекса ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Как установлено там же, в случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 Кодекса.

Читайте так же:  Код оквэд для перепродажи товаров на тендерах

Соответственно данным гражданско-правовым нормам процессуальное законодательство, т.е. ГПК РФи АПК РФ, определяет две категории рассматриваемых судами дел, возникающих из публичных правоотношений: 1) дела о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части (по терминологии ГПК РФ), об оспаривании нормативных правовых актов (по терминологии АПК РФ); 2) дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (по терминологии ГПК РФ), об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц (по терминологии АПК РФ).

Об этих же двух категориях рассматриваемых судами дел и идет речь в ч. 2 и 3 ст. 23 Закона № 294-ФЗ:

в части 2 статьи – об обжаловании действий (бездействия) органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо их должностных лиц;

в части 3 статьи – о признании недействительными полностью или частично не соответствующих законодательству РФ нормативных правовых актов органов государственного контроля (надзора) или муниципальных правовых актов органов муниципального контроля.

Право на судебное оспаривание ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц закреплено в соответствующих процессуальных нормах – в ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, ч. 1 ст. 198 АПК РФ. Кроме того, это право предусмотрено в ст. 1 Закона РФ № 4866-1 от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Возможность административного обжалования ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц предусмотрена соответствующими нормами: согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу; в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, должностному лицу.

Для обжалования результатов проверки контролирующего ведомства опирайтесь на закон о защите прав компаний

Компания вправе инициировать обжалование результатов проверки, если контролеры допустили нарушения. Об этом говорится в законе о защите прав юридических лиц. На какие нормы нужно сослаться.

Читайте в нашей статье:

Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ (закон о защите прав юридических лиц) позволяет компаниям защитить свои интересы, если какое-либо ведомство допустило нарушение процедуры проверки. Например, если проверку осуществили без оснований или не в срок. Для обжалования результатов проверки компания должна подтвердить, что контролеры нарушили правила.

При обжаловании результатов проверки ссылаются на статью 20 закона о правах компаний

В процессе работы компании постоянно имеют дело с различными проверяющими органами. Это налоговая, Роспотребнадзор, трудовая инспекция и другие ведомства. Госорганы следят за деятельностью компании, выявляют нарушения и применяют соответствующие меры. Однако существует порядок, от которого контролеры не могут отступать. Если должностные лица допустят нарушения, особенно грубые, при организации или проведении проверки, при фиксации полученных данных, компания сможет отменить результаты.

Обжалование результатов проверки возможно, если нарушение со стороны госоргана подпадает под положения статьи 20 ФЗ-294. В случае грубого нарушения компания может:

  • обжаловать распоряжение о проверке компании, а также постановление по делу об административном правонарушении или предписание, которое госорган вынес по итогам проверки;
  • обратиться в суд, чтобы отменить спорные итоги вследствие их недействительности или обжаловать действия госоргана.

При этом нужно четко сформулировать требования. Если после проверки составили акт, нужно оспорить итоги или действия контролеров. Такие требования суды обычно удовлетворяют (постановления ФАС Московского округа от 24.09.13 по делу № А40-120263/12-17-1139, АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14). Но суд может не поддержать компанию, если она для отмена результатов проверки потребует признания акта недействительным.

Отменить результаты проверки удастся, если проверяли без оснований, не в срок или не выдали акта

Есть распространенные нарушения процедуры, которые контролеры допускают при проверках. К таким нарушениям можно отнести:

  • проведение проверки без оснований;
  • нарушение сроков;
  • истребование документов, которые не относятся к цели проверки;
  • привлечение экспертов без аккредитации;
  • отсутствие у компании акта проверки, который контролеры обязаны выдать по завершении мероприятия.
Читайте так же:  Входит ли период учёбы в страховой стаж

Любое из них станет основанием оспаривания (ст. 20 закона 294-ФЗ). Рассмотрим, что делать компании в случае таких нарушений.

Докажите безосновательность проверки для отмены ее результатов

Чтобы проверять компанию, нужны основания. При их наличии компанию включают в план проверок (п. 8 ст. 9 закона № 294-ФЗ). Если оснований не было, но контролеры пришли в компанию, это нарушение при проведении плановой проверки. В частности, суды признают грубым нарушением, если плановую проверку назначили ранее, чем прошло три года с предыдущей (ч. 2 ст. 9, п. 1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Или если ее не включили в план (ч. 3 ст. 9, п. 1 и 7 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Также грубым нарушением будет проверка без распоряжения или приказа руководства госоргана (ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ).

Если компания относится к субъектам малого бизнеса, в отношении нее по общему правилу плановые проверки не проводят (за исключением особых случаев).

Для внепланового визита контролеров тоже должны быть основания. Если оснований нет, обращение ведомства в компанию является нарушением при проведении внеплановой проверки.

Основанием для отмены результатов проверки является нарушение установленных сроков

Компания сможет отменить результаты, если контролеры не уведомили о проверке (в случаях, когда закон предписывает уведомлять) и не уложились в установленные сроки. В случае плановой проверки госорган должен известить компанию минимум за три дня до начала. Несоблюдение сроков уведомления – грубое нарушение (письмо Минэкономразвития России от 30.12.11 № д09-3425). Компания удастся добиться отмены результатов (постановление АС Московского округа от 02.10.14 по делу № А41-9448/14).

Кроме того, нельзя продлевать сроки самой проверки (п. 6 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). В частности, на выездную проверку отводят не больше 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 закона № 294-ФЗ). Если у контролеров возникла необходимость увеличить срок, это потребуется обосновать, такое правило присутствует в части 3 статьи 13 закона № 294-ФЗ. У компании есть возможность возразить, если госорган не обоснует сложность случая (постановление АС Западно-Сибирского округа от 22.09.15 по делу № А03-21915/2014).

Контролеры не могут требовать посторонние документы

Контролеры вправе затребовать только документы или иную информацию, которые напрямую относятся к цели проверки. Если при проведении проверки они потребуют иные документы или попытаются изъять оригиналы, это будет грубым нарушением (п. 3 ст. 15, п. 5 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Об отмене результатов проверки можно обратиться в суд (письмо Минэкономразвития России от 29.12.11 № д09-2725, постановление Второго ААС от 04.07.12 по делу № А28-519/2012.

Если госорган привлек к проверке экспертное учреждение, у которого нет аккредитации, это грубое нарушение (п. 7 ст. 2, п. 1.1 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Также к процессу нельзя привлекать экспертов и организации, которые связаны договорными отношениями с компанией (ч. 6 ст. 12, п. 8 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Для защиты прав компании нужно обжаловать в суде заключение эксперта, которого привлекли с нарушением процедуры (постановление Двенадцатого ААС от 28.04.12 по делу № А06-7130/2011).

Нарушением при проведении проверки будет отсутствие акта об итогах

Итоги проверки контролеры оформляют с помощью акта. Согласно пункту 2 статьи 16 закона № 294-ФЗ в документе указывают:

  • дату, время и место его составления;
  • наименование проверяющего ведомства;
  • реквизиты распоряжения или приказа, на основании которых провели проверку;
  • проверяемую компанию и т. д.

Акт составляют в нескольких экземплярах, один из которых отдают представителю компании. В комплекте с актом предоставляют копии приложений. О передаче акта и приложений составляют расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении (ч. 4 ст. 16, п. 6 ч. 2 ст. 20 закона № 294-ФЗ). Отсутствие акта или отказ его передать позволит компании отменить результаты проверки, так как это является грубым нарушением.

Согласно закону акт могут не выдать на руки, а направить по электронной почте (п. 4 ст. 16 закона № 294-ФЗ). Прежде чем инициировать обжалование из-за отсутствия акта, нужно убедиться, что документ не передали. Если акта нет, обращайтесь в суд (постановление АС Волго-Вятского округа от 25.04.16 по делу № А31-7367/2015).

Изображение - Как обжаловать результаты проверки 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here