Как происходит ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Предлагаем статью на тему: "как происходит ликвидация субъектов предпринимательской деятельности" с комментарием от профессионального юриста.

Как происходит ликвидация субъектов предпринимательской деятельности

Процесс ликвидации юридических лиц заключается в их прекращении, которое не связывается с переходом прав и обязанностей к иным лицам, что возможно в случае правопреемства.

Заявления, содержащие требования о ликвидации юридических лиц по основаниям, указанным во втором блоке, рассматриваются исключительно органами правосудия. Заявителями могут выступать государственные органы, наделенные правом предъявления таких требований.

Процессуальный акт, свидетельствующий о ликвидации хозяйствующего субъекта, может содержать в себе указание на передачу обязанностей по проведению ликвидационных мероприятий на учредителей или органы, уполномоченные на проведение ликвидации субъектов предпринимательства.

Ликвидация возможна при:

  • о допущении нарушений в процессе создания лица, в тех случаях, когда такие нарушения не могут быть устранены;
  • об осуществлении деятельности требующей специальной разрешительной документации (лицензий), при ее отсутствии;
  • об осуществлении деятельности, которая запрещена законодательством или же была осуществлена с неоднократным и грубым нарушением законодательных актов;
  • об осуществлении общественными или религиозными организациями, благотворительными фондами такой деятельности, которая противоречит целям, определенным Уставом, при обязательном условии ее систематического осуществления.
Видео (кликните для воспроизведения).

Процесс ликвидации может быть инициирован в добровольном или принудительном порядке. Для добровольного порядка характерно наличие решение о прекращении деятельности, которое принимается учредителем или соответствующим органом.

Основанием для ликвидации может послужить:

  • завершение сроков, на которые создавался предпринимательский субъект;
  • достижение целей, поставленных его созданием;
  • судебное установление недействительности регистрации лица, что связано с нарушениями правовых норм и не может быть устранено в настоящем.

Изображение - Как происходит ликвидация субъектов предпринимательской деятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Flicvidaciya_firm

Ликвидация осуществляется в пределах сроков, которые определены регистрирующими органами

Отсутствие решения о ликвидации лица в добровольном порядке, является основанием для принятия соответствующего решения судом арбитражной инстанции.

Современные нормы законодательства не предусматривают оснований, по которым может быть в добровольном порядке ликвидирована коммерческая организация. Причиной отсутствия таких оснований служит принцип, по которому предпринимательство наделяется свободой волеизъявления на любой из стадий существования.

Принудительная ликвидация является прерогативой арбитража и регистрационных органов:

  • отсутствие разрешительной документации на проведение предпринимательской деятельности;
  • проведение таких видов деятельности, которые законодательно запрещены;
  • осуществления предпринимательства с систематическим нарушением правовых норм;
  • ведение деятельности, противоречащей целям, определенным Уставом;
  • признание финансовой несостоятельности;
  • сокрытие показателей прибыли и объектов, подлежащих налогообложению на протяжении года;
  • убыточность субъекта, подтвержденная результатами второго и последующего года, при условии отсутствия оповещения регистрирующих и налоговых органов о причинах убыточности;
  • задолженность перед бюджетами различных уровней по уплате обязательных платежей, что имеет место на протяжении 6 и более месяцев;
  • занижение стоимостного показателя активов, влекущее уменьшение объема уставного фонда ниже минимально предусмотренного.
  • нарушения сроков и порядка определения минимального значения уставного фонда;
  • отсутствия признаков ведения предпринимательства более полугода, при не предоставлении информации о причинах длящегося прекращения;
  • наличия препятствий со стороны собственника имущества к проведению мероприятий по проверки его деятельности, в том случае, если местонахождением ее проведения является частная жилая недвижимость.

Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности завершается исключением хозяйствующего лица из перечня, предусмотренного в ЕГР.

Добровольная ликвидация потребует наличия таких документов:

  • заявления о проведении ликвидации;
  • решение о применении такой процедуры;
  • информационный документ со сведениями, относительно состава комиссии, осуществляющей ликвидацию, в том числе председателе и ликвидаторе;
  • данные о сроках и порядке, в котором ликвидация будет проведена.

Пакет документов направляется в орган регистрации, который в течении 5 дней информирует Минюст о ликвидации предприятия и необходимости внесения соответствующей информации в реестр. Начало ликвидационной процедуры, является моментом, с которого предприятие не имеет права на совершение сделок, не относящихся к ликвидации.

В принудительном порядке ликвидация проводится судом арбитражной инстанции. Суд истребует от сторон все необходимые документы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъекты предпринимательства завершают свое хозяйствование путем ликвидации.

Общая процедура ликвидации предусматривает ряд этапов, среди которых:

  • Достижение решения о ликвидации лица собственником. На этом этапе о предстоящей ликвидации уведомляются налоговые органы и фонды государства.
  • Назначение лица, принявшего на себя проведение процедуры ликвидации, создание комиссии по ликвидации субъекта.
  • Проведение публикации, содержащей информацию о банкротстве в официальном СМИ – «Вестнике государственной регистрации». Таким образом, происходит уведомление кредиторов о процедуре.
  • Утверждение ликвидационного баланса в промежуточной редакции.
  • Утверждение окончательной редакции баланса ликвидируемого предприятия и его исключение из ЕГРЮЛ. Этап связан с закрытием используемых расчетных счетов, уведомлением налогового органа и фондов внебюджетного значения.
  • Снятие организации с поставленного учета.
Читайте так же:  Новая форма 6-ндфл 2019 года

Основания, которые предшествуют ликвидации компании, позволяют разделить ее на ту, которая проводится в добровольном порядке и ту, для которой характерна принудительная процедура.

Как правило, причиной для добровольной ликвидации служит нецелесообразность дальнейшей деятельности компании, что может быть обосновано рядом обстоятельств.

Законы, регламентирующие деятельность отдельных субъектов хозяйствования, позволяют им вступать на путь ликвидации на основании решение, принятых большинством учредителей или же единоличным учредителем. Такая процедура довольно проста, она минимальна по финансовым и временным затратам.

Процедура принудительной ликвидации происходит вне зависимости от воли учредителей.

Компетенцией принятия соответствующего решения наделен суд, а обратиться за принятием такового решения может как сам учредитель, так и кредиторы, в отношении которых у компании имеются финансовые обязательства, подлежащие удовлетворению, но не удовлетворенные. К еще одной группе заявителей относятся государственные органы.

Во избежание проведения недобросовестной ликвидации, законодатель признал применение принудительной процедуры исключительным средством реагирования, именно по этой причине, многие основания, лежащие в основе принудительного банкротства, должны иметь признак повторности и длительности, а также невозможности устранения.

О том, как правильно оформить заявление о ликвидации ИП, читайте здесь.

Сложные моменты при ликвидации субъектов предпринимательской деятельности

Лица, которые задействованы в процедуре ликвидации являются носителями определенных обязанностей. Ликвидация субъектов предпринимательской деятельности невозможна без участия учредителя (собственника, уполномоченного органа), ликвидатора (арбитражного управляющего), ликвидационной комиссии.

Любые обязанности, которые возлагаются на этих лиц, нацелены на достижение единого результата, который представлен в виде удовлетворения интересов всех кредиторов юридического лица и прекращения его деятельности.

Основное руководство возлагается на ликвидатора, в лице которого может выступать сам учредитель. Ликвидатор обязан осуществлять сборы ликвидационной комиссии, участвовать в принятии решений, относящихся к ликвидируемому субъекту, подавать документацию, создаваемую в процессе ликвидации в соответствующие государственные органы.

Иные участники процесса ликвидации координируются со стороны ликвидатора или суда, который вменяет им обязанности.

Одним из завершающих элементов ликвидации является снятие организации с налогового учета. Причиной тому становится не только предъявление требуемых документов и заявлений, но и проведение внеплановой выездной проверки. Как правило, она проводится на протяжении одного месяца с той даты, когда субъект хозяйствования уведомил орган о предстоящей ликвидации.

Представители налоговой могут истребовать для изучения ряд документации, но, самое главное, чтобы хозяйствующий субъект не имел ни самих объектов налогообложения, ни проблем с налогообложением, тянущихся из прошлого.

Снять необходимо и учета, открытого в ПФР. Приниматься за эту процедуру необходимо тогда, когда к разрешению подошла основная проблема, заключающаяся в проверке налоговым органом.

Изображение - Как происходит ликвидация субъектов предпринимательской деятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2F746985379

ПФР осуществляет проверку начисленных сумм и взносов, проверяет факт отсутствия наемных работников на ликвидируемом предприятии, после чего снимает его с учета, уведомляя о его прекращении

Денежные средства, выплата которых осуществляется кредиторам в случае ликвидации, осуществляется и контролируется со стороны ликвидационной комиссии.

Законодательством предусмотрена очередность, в соответствии с которой происходит удовлетворение кредиторских требований:

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпринимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанности ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, НК РФ, Законами Об АО, Об ООО, О производственных кооперативах, Об унитарных предприятиях.

Порядок государственной регистрации ликвидации юридического лица и прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности определяется Законом о регистрации.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительными или иными фондами). Приведенный перечень не является исчерпывающим, основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несостоятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанавливаться только Гражданским кодексом РФ.

Читайте так же:  Как оформить кредитную карту от рбк

С требованием о ликвидации в суд может обратиться государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В настоящее время такое право, в частности, предоставлено:
– Федеральной антимонопольной службе, согласно ч. 2 п. 4 ст. 6 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»;
– Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;
– Министерству финансов РФ согласно п. 4 ст. 30 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ»1;
– Федеральной службе по финансовым рынкам, согласно ст. 42 и 51 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и ст. 14 Федерального закона от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»3;
– Центральному банку РФ согласно ст. 23.1 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
-прокурору согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ».

Следует отметить, что в законодательстве не только называются конкретные государственные органы, но и определяются основания для ликвидации. Так, ФАС России (его территориальные управления в пределах их компетенции) имеют право обратиться в суд с иском о ликвидации объединения коммерческих организаций (союза или ассоциации), хозяйственного общества или товарищества, осуществляющего координацию предпринимательской деятельности.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юридического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество передаются его участникам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица. Это означает, что при ликвидации хозяйственного общества, товарищества, кооператива право на ликвидационную квоту имеют его участники, при ликвидации государственного и муниципального предприятия – соответственно Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Уставы общественных организаций и фондов должны определять порядок распределения оставшегося имущества.

На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

Ликвидация юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр.

Следует иметь в виду, что юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц.

При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. Такое решение должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Заявления могут быть направлены в срок, не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в общем порядке, установленном гражданским законодательством.

Если в течение указанного срока заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Читайте так же:  Что включено в образец ликвидационного баланса

Споры, возникающие в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, рассматриваются арбитражными судами.

Ликвидация представляет собой прекращение субъекта предпри­нимательского права без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Это означает, что права и обязанно­сти ликвидированного субъекта к другим лицам не переходят.

Ликвидация может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению ИП, учредителей (участников) ЮЛ либо органа юридического лица, уполномоченного на то учре­дительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального предприятия может принять собственник.

В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она создана.

Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Не­которые основания принудительной ликвидации обозначены непо­средственно в ст. 61 ГК РФ. Это обнаружение допущенных при со­здании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятель­ности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неус­тавной деятельности организациями со специальной компетенцией (общественными, религиозными организациями, благотворительны­ми или иными фондами). Приведенный перечень не является исчер­пывающим, основания принудительной ликвидации могут быть пре­дусмотрены и другими статьями Кодекса. Примером может служить правило ст. 25 и 65 ГК РФ о ликвидации лица, признанного несосто­ятельным (банкротом). В соответствии с п. 4 ст. 99 ГК РФ в случае, если стоимость чистых активов акционерного общества становится меньше определенного Законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации. При этом следует иметь в виду, что основания ликвидации по решению суда могут устанав­ливаться только ГК РФ.

С требованием о ликвидации в суд может обратиться государст­венный орган или орган местного самоуправления в случае, если та­кое право предоставлено ему законом. В настоящее время такое пра­во, в частности, предоставлено:

Федеральной антимонопольной службе,

Федеральной налоговой службе, согласно п. 1 ст. 31 НК РФ;

Министерству финансов РФ

Федеральной службе по финансовым рынкам,

Центральному банку РФ

Рассмотрим основные этапы ликвидационного процесса приме­нительно к коммерческой организации.

1. Сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистриру­ющему органу, осуществившему государственную регистрацию дан­ного лица. Регистрирующий орган направляет для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налого­вые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений учредительных документов, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юриди­ческое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, ко­торые возникают в результате его реорганизации.

2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителя­ми (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации.

На протяжении всего ликвидационного процесса организация или предприниматель продолжает существовать в качестве субъекта пра­ва. Пунктом 3 статьи 62 ГК РФ установлено, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управле­нию делами юридического лица; указанная комиссия наделена правом выступать в суде от имени ликвидируемого юридического лица. Круг полномочий ликвидационной комиссии определен статьей 63 ГК РФ.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе под­писывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заяв­ления и совершать другие юридические действия, связанные с ликви­дацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции.

Обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципаль­ный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение.

Учредители (участники) юридического лица или орган, приняв­ший решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регис­трирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора.

3. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации ЮЛ. В публикации должны быть отражены следующие данные:

наименование ликвидируемого юридического лица;

дата принятия решения о ликвидации;

наименование органа, принявшего решение о ликвидации;

идентификационный номер налогоплательщика и номер ликви­дируемого лица в реестре;

порядок и срок предъявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации;

Читайте так же:  Основные черты каско в компании эрго русь

способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

Переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

Сообщение о ликвидации налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет. Такое сообщение должно быть направлено данным адресатам в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации.

Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые долж­ны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и прини­маются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидаци­онная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации.

Выход ликвидируемой организации из состава участников (учредителей) других ЮЛ.

Увольнение работников в соответствии с требованиями, преду­смотренными ТК РФ.

Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требо­ваний. Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кре­диторами требований и результат их рассмотрения.

Продажа имущества ЮЛ с публичных торгов в порядке, предусмотренном для исполнения судебных решений, в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения тре­бований кредиторов.

Снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах . В частности, поря­док снятия с учета в налоговом органе регулируется ст. 84 НК РФ. Налоговым органом и внебюджетными фондами проводятся доку­ментальные проверки ликвидируемой организации.

Расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества. Расчеты осуществляются в очередности, установленной ст. 64 ГК РФ ( установлено пять оче­редей для удовлетворения требований кредиторов).

Составление ликвидационного баланса, который утверждает­ся учредителями (участниками) ЮЛ или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

Представление согласованного ликвидационного баланса в на­логовый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом.

15.Закрытие банковских счетов ликвидируемой организации. О закрытии счетов уведомляется налоговый орган, который выдает информационное письмо (проставляет отметку на ликвидационной карте) о снятии с налогового учета.

Аннулирование идентификационных кодов в органах статистики.

Представление в орган, осуществляющий гос. регистрацию ЮЛ (ФНС РФ), следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблю­дения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государст­венными органами в установленных законодательством случаях.

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

Оставшиеся после расчетов с кредиторами денежные средства зачисляются в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) юри­дического лица. Уставный капитал и иное оставшееся после удовле­творения требований кредиторов имущество передаются его участ­никам (учредителям), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении юридического лица. На основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

ЮЛ, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту приня­тия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается факти­чески прекратившим свою деятельность. Такое ЮЛ м.б. исключено из Единого гос. реестра юриди­ческих лиц.

Лекция 4. Правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательского права.

Виды субъектов пп

Правовое положение казенных предприятий

Правовое положение ФПГ

Правовое положение субъектов малого предпринимательства

Правовое положение кредитных организаций

Правовое положение страховщиков

Правовое положение инвестиционных фондов

Правовое положение товарных бирж

Правовое положение фондовых бирж

Виды субъектов пп.

в зависимости от формы собственности (частной, государственной или муниципальной), на которой осуществляется предпринимательская деятельность. Субъектов предпринимательского права можно различать по тому, им образом определен их правовой статус: а) на базе только Гражданского кодекса РФ; б) одновременно и на базе других законодательных актов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», «О банках и банковской деятельности» и др.); в) только специальными («О финансово-промышленных группах»).

Предпринимательская деятельность может осуществляться коллективными и индивидуальными предпринимателями.

Критерием классификации может выступать и вид хозяйственной компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исклю­чительная.

Объединение предпринимателей для ведения хозяйствования возможно на договорной или организационной основе. Так, на дого­ворной основе предпринимательская деятельность осуществляется в форме простого товарищества.

по цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие орга­низации;

по соотношению прав на имущество участников (учредителей) и самой организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные права по отношению к данной организации (хозяй­ственные общества, товарищества, кооперативы), вещные права на имущество организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия) или вообще не иметь имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения);

Читайте так же:  Способы расторжения договора дарения

в зависимости от того, может ли имущество организации быть распределено по вкладам (корпоративные организации) или оно яв­ляется неделимым (унитарные предприятия);

по наличию или отсутствию (финансово-промышленные груп­пы, ИП) статуса ЮЛ.

по организационно-правовой форме:

– полные и коммандитные товарищества;

– общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;

– государственные и муниципальные предприятия;

– некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность

10) в зависимости от места в торговом обороте и основного содержания деятельности:

– независимые оптовые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; – посреднические организации, не приобретающие п.с. на товар, а оказывающие услуги, обеспечивающие доведение товара от изготовителя до потребителя; – специальные участники рынка, занимающиеся непосредственно организацией торгового оборота .

Понятие и виды ликвидации субъектов предпринимательской деятельности

Ликвидацияпредставляет собой прекращение субъекта ПП без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Виды ликвидации:

1)добровольная (осуществляется по решению ИП, учредителей юр. лица либо органа юр. лица, уполномоченного на то учредительными документами);

2)принудительная (основания: обнаружение допущенных при создании юр. лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление деятельности без лицензии или деятельности, запрещенной законом; неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов; осуществление неуставной деятельности организациями со специальной компетенцией, признание юр. лица несостоятельным (банкротом);

Основные этапы ликвидационного процесса:

1)сообщение о принятом решении в трехдневный срок регистрирующему органу, который направляет для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что лицо находится в процессе ликвидации, а также уведомляет об этом налоговые органы, органы статистики и внебюджетные государственные фонды;

2)назначение ликвидационной комиссии учредителями лица или органом, принявшим решение о ликвидации (к ней переходят полномочия по управлению делами юр. лица);

3)публикация о ликвидации в органах печати;

4)переоформление банковской карточки с образцами подписей лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии;

5)направление сообщения о ликвидации в трехдневный срок налоговому органу и внебюджетным фондам по месту постановки организации на учет;

6)формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы, которые должны быть письменно уведомлены о ликвидации должника, и принимаются меры к получению дебиторской задолженности. Ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества ликвидируемой организации;

7)выход ликвидируемой организации из состава участников других юр. лиц;

8)увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством;

9)составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований;

10)продажа имущества юр. лица с публичных торгов в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов;

11)снятие с учета в налоговом органе и во внебюджетных фондах в предусмотренном законодательством порядке;

12)расчеты с кредиторами за счет имеющихся у лица денежных средств, а также из сумм, вырученных от продажи имущества;

13)составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями юр. лица или органом, принявшим решение о ликвидации;

14)представление согласованного ликвидационного баланса в налоговый орган для получения справки об отсутствии задолженности перед бюджетом;

15)закрытие банковских счетов ликвидируемой организации;

16)аннулирование идентификационных кодов в органах статистики;

17)представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (ФНС РФ), следующих документов:

а) подписанное заявителем заявление с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов с кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством случаях;

б) ликвидационный баланс;

в) документ об уплате государственной пошлины.

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Изображение - Как происходит ликвидация субъектов предпринимательской деятельности 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here