Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности

Предлагаем статью на тему: "как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности" с комментарием от профессионального юриста.

Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства)

несостоятельность банкротство рыночный

Банкротство – объективно один из основных механизмов развитой рыночной экономики. В России этот механизм был введен впервые после десятилетий централизованного управления народным хозяйством.

Сегодня многие российские предприятия являются неплатежеспособными, поэтому регулирование отношений несостоятельности (банкротства) является одной из актуальных проблем российской экономики.

Первым шагом на пути законодательного регулирования несостоятельности стало принятие Закона РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ныне утратившего силу), который ввел в российскую экономику нового участника процесса банкротства – арбитражного управляющего.

Пятилетняя практика применения этого акта выявила множество его недостатков, что послужило причиной разработки и принятия Федерального закона от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а 03 декабря 2002 года вступил в действие новый Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 года, в соответствии с которым в рамках процедур банкротства суд назначает арбитражного управляющего, если должник не может рассчитаться с кредиторами.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Тип производства оказывает решающее влияние на особенности организации производства, его экономические показатели, структуру себестоимости (в единичном производстве высока доля живого труда, а в массовом – затраты на ремонтно-эксплуатационные нужды и содержание оборудования), разный уровень оснащенности.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему нормативных актов, основанием которой являются положения ГК РФ.

Данные положения можно разделить на три группы:

– нормы ГК, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

– нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) – ст. 64 ГК (об очередности удовлетворения требований кредиторов), ст. 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия) и др.;

– нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.

Банкротство крупной корпорации затрагивает не только интересы должника и кредитора, но и интересы государства, местных органов власти, больших групп людей, работающих на предприятиях должника, его контрагентов. Все это породило множество определений понятия банкротства и несостоятельности, при этом основной акцент делается на регламентацию механизмов взаимодействия кредиторов и должников.

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон «О несостоятельности» 2002 г.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются Законом как синонимы, однако многие ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости дифференциации этих категорий, полагая, что банкротство – уголовно-правовая сторона несостоятельности (которая может и отсутствовать), иными словами, банкротство – это несостоятельность, сопряженная с уголовно наказуемыми действиями, направленными на причинение вреда должнику или кредиторам.

Отношения несостоятельности (банкротства) – предмет регулирования конкурсного права и соответственно предмет изучения науки конкурсного права. Конкурсное право как правовой институт может быть определено как система норм, регулирующих отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.

Понятие «несостоятельное предприятие» также как и понятие «управление несостоятельными предприятиями» неразрывно связаны между собой в связи с тем, что управление несостоятельными предприятиями является одной из главных проблем экономики и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время относится и Россия. В российском федеральном законодательстве введены некоторые понятия для однозначного определения участников и самой процедуры банкротства. Однако, они нуждаются в дополнении, в частности, таким понятием как управление несостоятельным предприятием.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Несостоятельное предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства.

Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей).

Управление несостоятельными предприятиями – последовательное осуществление управляющих воздействий с целью вывода предприятия из кризисного состояния.

Механизм несостоятельности – судебная процедура признания должника банкротом.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Под должником подразумевается – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законодательством.

Читайте так же:  Закон о постановки на учет автомобиля в гибдд 2019

Под кредиторами, понимаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам (об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору).

Под конкурсными кредиторами, понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. Свои споры они решают посредством обращения в арбитражный суд, который выступает в качестве посредника-арбитра между сторонами.

Закона «О несостоятельности (банкротстве)» определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата.

В соответствии с Законом в отношении должника применяются следующие процедуры:

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника, финансовое оздоровление, наблюдение и санацию.

К ликвидационным процедурам относятся:

– принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;

– добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

Банкротство является ведущим институтом развитой рыночной экономики. Институт банкротства выполняет ряд важнейших функций на макро и микроуровне. На макроэкономическом уровне он снижает уровень хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств; обеспечивает перераспределение промышленных активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий; развивает конкурентную среду. На микроуровне его функции реализуются в защите прав кредиторов, обеспечении финансовой дисциплины, повышении надежности кредитного обращения; проведении реорганизации предприятий и их финансовой реструктуризации; повышении качества корпоративного управления, перераспределении собственности в пользу «эффективных» владельцев, смене неквалифицированных менеджеров, внедрении рациональной системы управления на предприятиях.

Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности

Институт банкротства — необходимая часть рыночной экономики, принципиальным условием присутствия какой считается сформированная конкурентная экономическая среда. В условиях конкурентной борьбы постоянно есть более сильные и удачные лидеры, а еще неудачники, которые стали такими по объективным и субъективным обстоятельствам.

Одновременно с этим экономика выступать в роли системы, где отдельные компании объединены между собой технологическими и производственными цепочками. Звеньями подобных цепочек работают компании, выступающие сразу покупателями и поставщиками собственного продукта, дебиторами и заимодавцами.

В случае если в каких-то звеньях пробуждаются и обостряются кризисные явления, появляется напряжение по всей цепочке, и это отрицательно отразится на экономике в целом.

Процедура банкротства осуществляется с помощью следующих институтов:

Присмотр за тем, чтобы исполнялось законодательство об экономической несостоятельности, осуществляет прокуратура.

В их задачи входят:

  • своевременное обнаружение ведомственных, областных и районных нормативных законных операций, не соответствующих функционирующему законодательству о банкротстве компаний, установление мер к их отмене либо внесению определенных изменений в данные акты;
  • реализация надзора за соблюдением законности в работе органов государственного управления, на коих возложена осуществление процедур в рамках законодательства о банкротстве;
  • охрана государственных и общественных интересов с помощью обращения в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве.

Необходимо отметить такие группы полномочий:

  • Контролирование за назначением и работой арбитражного управляющего. Такой контроль выполняется при поддержки выдачи аттестатов людям, стремящихся быть арбитражными управляющими, а еще в результате реализации приоритетного права на предъявление суду кандидатуры арбитражного управляющего.
  • Установление круга учреждений и собственности, в касательстве которых законное регулирование банкротства имеет собственную специфику.
  • Предоставление мер общегосударственной помощи в виде государственных гарантий и поручительств.
  • Исполнение преимущественного права на получение собственности должника либо компании как имущественного комплекса.

Субъектами, которые могут быть подвергнуты процедуре банкротства, являются:

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Fimage002

Цели системы правового регулирования несостоятельности

В процессе ознакомления с делом о банкротстве по отношению к должнику могут быть предприняты такие процедуры банкротства:

Характерные черты государственного регулирования отношений несостоятельности

Государственное урегулирование совершается в виде контроля за соответствием данной деятельности определенных характеристик, так как регулированию со стороны государства в области организации работы арбитражных управляющих пришло на замену саморегулированием в целях отказа от лицензирования, которое являлось безрезультатным.

Отсюда вы сможете подробно узнать, как признать банкротство физического лица.

Наряду с арбитражными управляющими, займодавцы станут обладать шансом выбрать и порекомендовать суду управляющего, который зарегистрировался при арбитражном суде.

Законодатель только условно обозначил меры по предотвращению банкротства в пределах досудебной санации, меж тем непосредственно предотвращение кризисного состояния фирмы и важная помощь со стороны страны готовы продуктивно избавиться от проблемой банкротства. Государство не может перенимать навык Японии и предоставлять беспроцентные займы несостоятельным должникам.

Читайте так же:  Как оплатить парковку в москве инструкции, штрафы

На территории России действуют лишь такие методы финансовой помощи, оказываемые федеральными органами власти, организаций областного самоуправления:

  • обеспечение государственных и городских;
  • предоставление бюджетного кредита юр. лицу;
  • размещение государственного либо муниципального заказа, позволяющего загрузить производство в период временного простоя;
  • предоставление экономных инвестиций, какие, хотя и влекут появление права государственного либо муниципального имущества на часть акций в уставном капитале коммерческой компании-должника, имеют все шансы проявить значительную поддержку в выходе из кризиса;
  • изменение срока уплаты налога и сбора исполняется в виде отсрочки, налоговой ссуды, инвестиционной налоговой ссуды;
  • выдача муниципальных ссуд.

Юр. лицо не имеет какой-либо возможности соблюсти условия заимодавцев, в случае если больше чем 3 месяцев имеется даже малый долг. В этом заключается суть критерия неплатежеспособности.

По причине этого необходимо учитывать, что при установлении признаков банкротства указанный Федеральный закон, в отличие от раньше действовавшего, применяет не критерий достаточности собственности, а критерий платежеспособности, по этой причине заимодавец способен настаивать на использовании к обществу-должнику процедуры банкротства только лишь в том случае, когда заемщик на протяжение 3-х месяцев не выполняет собственные денежные обязательства пред заимодавцами либо не вносит обязательные платежи.

Таким образом, если в этот период цена чистых активов обладает отрицательное значение, но акционерное общество получает прибыль, дозволяющая вовремя расплачиваться с кредиторами, ни один из них не обладает даже формальными причинами предъявлять требования возбуждения процедуры банкротства.

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F07%2Fbankrotstvo_IP_5

Существование у должника признаков банкротства дает возможность рассматривать его неплатежеспособным, однако еще не банкротом

Это значит, что при несоблюдения должником денежного обещания или неуплаты неотъемлемых платежей в объеме около пяти сотен минимальных зарплат на протяжение более 3-х месяцев допустима подача заявления в суд самого должника, заимодавцев, прокурора, других уполномоченных лиц с прошением о признании задолжавшее лицо несостоятельным в финансовом плане.

Затем начинается процесс, нацеленный на возобновление экономического состояния должника в течение надзора и внешнего управления. В случае если арбитражный суд придет к заключению о неосуществимости оздоровления должника, выносится заключение о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.

Это значит, что конкурсный управляющий проводит мероприятия по выявлению и возвращению собственности должника, пребывающего у 3 лиц, и взысканию дебиторской задолженности; при распределении собственности используются нормы об последовательности и соразмерности удовлетворения условий заимодавцев.

Самое масштабное влияние со стороны страны при банкротстве ощущают на себе группы значимых должников. В процессе могут участвовать муниципальные органы, представляющие круг интересов страны не как заимодавца, а как целостного пространства в экономическом плане и выражающие политику государства в единичных сферах экономики.

В чем суть принудительного банкротства физических лиц — читайте тут.

Узнайте также о системе процедур банкротства юридических лиц.

Пребывая участником процесса, органы исполнительной власти и регионального самоуправления обладают, все без исключения, правами и обязанностями лица, участвующего в процессе, которые указаны в законодательстве о банкротстве.

Институт банкротства — неотъемлемая часть рыночной экономики, принципиальным условием существования которой является сформированная конкурентная экономическая среда. В условиях конкуренции всегда существуют более сильные и успешные лидеры, а также аутсайдеры, которые стали таковыми по объективным и субъективным причинам. Вместе с тем экономика представляет собой систему, где отдельные предприятия связаны между собой технологическими и производственными цепочками. Звеньями таких цепочек служат предприятия, выступающие одновременно потребителями и поставщиками своей продукции, дебиторами и кредиторами. В случае если в каких-то звеньях зарождаются и усиливаются кризисные явления, возникает напряжение по всей цепи, и это может неблагоприятно отразиться на экономике в целом. Прежде всего оно вызывает трудности, разрывы, «закупоривание» товарных и финансовых потоков. Предприятия начинают испытывать нехватку финансовых ресурсов. Они не в состоянии своевременно отвечать по своим обязательствам, накапливают долги, вынуждены снижать выпуск продукции и т.п.

В том, чтобы трудности и противоречия решались цивилизованными методами, заинтересованы практически все субъекты рыночной экономики:

  • кредиторы желают удовлетворения своих требований;
  • поставщики и потребители не хотят терять партнеров, с которыми налажены деловые связи;
  • для собственников и персонала кризисного предприятия важно, чтобы предприятие продолжало функционировать;
  • государство стремится сохранить налогоплательщика и работодателя во избежание социальных конфликтов.

Вместе с тем если трудности предприятия вызваны неумением собственников квалифицированно организовать хозяйственную деятельность, производственный процесс, то общество заинтересовано в том, чтобы неэффективный собственник был заменен на такого, который сумеет правильно и четко сформулировать цели и задачи предприятия, нанять квалифицированных менеджеров, способных наладить эффективную хозяйственную деятельность предприятия.

Еще одна задача регулирования отношений несостоятельности заключается в защите бизнеса при временных трудностях, в том числе и от неквалифицированного руководства. Если можно восстановить финансовую устойчивость бизнеса в достаточно короткий срок, сохранить рабочие места, хозяйственные связи и обеспечи поступление налогов и т.п., то нельзя допустить «растаскивания» имущественного комплекса кредиторами.

Читайте так же:  Проблемы, которые могут возникнуть с договором дарения

Все означенные выше проблемы в рыночной экономике решаются с помощью института банкротства.

Правовую основу функционирования института банкротства составляют законы и подзаконные акты, методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства.

Организационной основой функционирования института банкротства являются судебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации (СРО), государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих.

Важнейшая составная часть функционирования института банкротства — финансовые основы. Процедуры банкротства, включая судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счет средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счет средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

В начальном периоде развития института банкротства в новой России в 1990-е гг. XX в. было учреждено Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН России) — особый государственный орган по делам о банкротстве, который прошел хотя и короткую, но довольно яркую историю своего развития.

В 1997 г. этот орган был преобразован в Федеральную службу России по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН России), а в 1998 г. — в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), ликвидированную в 2004 г. в ходе структурных преобразований Правительства Российской Федерации.

В указанный период к основным функциям государственного органа по делам о банкротстве относились:

  • проведение государственной политики в сфере предупреждения банкротства организаций;
  • осуществление государственного регулирования в сфере банкротства;
  • представление интересов государства как собственника и как кредитора в делах о банкротстве;
  • исполнение контроля по соблюдению дисциплины платежей и расчетов.

Такое совмещение функций и задач представлялось целесообразным на этапе, когда цивилизованные отношения в сфере банкротства только формировались и общество привыкало к тому, что институт банкротства становится важным субъектом рыночной экономики, частью обычной жизни. Но с развитием данной сферы стали возникать противоречия при выполнении различных функций ФСФО России В частности, государственное регулирование предусматривает издание нормативных правовых документов, которые регламентируют отношения в сфере банкротства, где тот же орган должен выступать в качестве заинтересованной стороны, представляя экономические интересы государства как собственника или кредитора.

Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено разделение функций государственных органов и наличие регулирующего и уполномоченных органов. В результате преобразований, проведенных в 2004 г. по разделению функций и полномочий органов исполнительной власти в сфере несостоятельности, нормотворческие функции возложены на Министерство экономического развития Российской Федерации, функции представления интересов государства как кредитора — на налоговые органы, функции представления интересов государства как собственника — на орган по управлению государственной собственностью (Росимущество). Законодательно определенные функции регулирующего органа в 2004 г. исполняло Министерство юстиции Российской Федерации, а впоследствии — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росрегистрация).

Введение

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой – обладает определенной спецификой.

Банкротство, как механизм оздоровления экономики, давно уже стало одним из основных инструментов регулирования рыночной экономики. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить ту или иную организацию от полной ее ликвидации путем передачи управления неплатежеспособной организацией от неэффективного собственника – собственнику эффективному.

С другой стороны, банкротство – это цивилизованный правовой способ восстановить (хотя бы частично) имущественные права кредиторов, пострадавшие в результате неплатежеспособности должника.

В России процедура банкротства все еще не отработана в полной мере, что часто вызывает разногласия сторон и конфликты. Мнения по поводу необходимости проведения процедуры банкротства полярны, начиная от таких, как: «банкротство – панацея от большинства бед российской экономики» (возможность обанкротить неплательщиков, сменить неэффективных собственников и оставить только действительно работающие предприятия), и заканчивая такими: «банкротство нужно немедленно запретить, так как этот процесс попросту губит отечественное производство».

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). Сфера применения Закона о несостоятельности 2002 г. распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Читайте так же:  Характеристика кредитов наличными в уральском банке

В данной курсовой работе будет рассмотрено понятие банкротства и упрощенных процедур банкротства.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и исследование упрощенных процедур банкротства юридических лиц, а задачей – выявление аспектов, требующих изменения, дополнения или введения.

Государственное регулирование банкротства

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставит перед собой законодатель. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

· увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

· спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

· справедливое распределение средств между сторонами;

· осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

· нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

· нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) – ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

· нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. приложение), задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой – предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др.

Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты – Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

Понятие банкротства

Рассмотрение понятия упрощенных процедур банкротства возможно только в контексте рассмотрения понятия банкротства.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско – правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

2. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Читайте так же:  Порядок закрытия больничного листа

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением:

– обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

– обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

– обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;

– обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

· размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника, следующие суммы:

· подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени);

· проценты за просрочку платежа;

· убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства;

· иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника – это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством)[12].

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Процедура банкротства может включать в себя следующие стадии:

В действующем Законе о банкротстве 2002 г. восстановительные процедуры подразделяются на два вида – досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать успехом законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур. Ведь восстановительные процедуры – это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.

Характер мероприятий досудебной и судебной санации (внешнего управления) существенно различается.

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санации предприятий за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.

Данные процедуры носят общий характер.

Указанные процедуры направлены, прежде всего, на максимальное удовлетворение прав кредиторов. При этом законодателем поставлено во главу угла восстановление платежеспособности предприятия-должника.

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here