Предлагаем статью на тему: "налоговая нагрузка на ип может вырасти" с комментарием от профессионального юриста.
Содержание
Нагрузка, как сообщает газета «Ведомости», возрастет из-за новой трактовки Министерством финансов закона о страховых взносах. В письме ФНС Минфин сократил вычеты, которые могут применять индивидуальные предприниматели.
Напомним, что применяя упрощенную систему налогообложения (УСН), ИП платят 6% с дохода или 15% дохода минус расходы. Налог по УСН они уменьшают на уплаченные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).
В случае если доход индивидуального предпринимателя за год — менее 300 000 рублей, то размер взносов напрямую зависит от величины минимального размера оплаты труда (МРОТ). Если же доход за год превысил 300 000 рублей, то также начисляется 1% от суммы превышения лимита. По мнению Минфина, 1% — не является фиксированной суммой, а значит, эту сумму нельзя вычитать из налоговых выплат. Вычитать можно только фиксированные взносы.
В начале текущего года Минфин занимал противоположную позицию по данному вопросу. Министерство признавало платеж в 1% фиксированным взносом и позволяло делать вычет.
Директор департамента Минфина Илья Трунин, высказался по поводу изменения позиции министерства. Он отмечает, что взносы не являются налогами, и Минфин некомпетентен в этом.
Минфин просит Минтруд признать платеж 1% фиксированным, чтобы ИП могли вычитать его из налогов. Как считает министерство финансов, отчисления 1% можно считать фиксированными, ведь у суммы есть и верхние и нижние границы.
Минтруда в своей позиции опирается на закон о страховых взносах и утверждает, что фиксированная часть страховых платежей не касается 1%. По словам представителя министерства, Минтруд трактует закон именно так и его позиция останется неизменной.
Таким образом, изменения приведут к повышению выплат со стороны индивидуальных предпринимателей. К примеру, если ИП зарабатывает в год 10 млн. рублей, то по старым правилам он должен был отчислить 481 000 рублей, а по новым — 578 000 рублей. При получении дохода в размере 1 млн. рублей, ИП должен оплатить сумму не 31 000, а 38 000 рублей.
Уважаемые читатели! Материалы сайта TBis.ru посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.
Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос — обращайтесь в форму онлайн консультанта. Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК – 74999385226. СПБ – 78124673429. Регионы – 78003502369 доб. 257
Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей может вырасти на 20%. Основой причиной роста стала новая трактовка Минфином закона о страховых взносах. Об этом сообщают «Ведомости».
По упрощённой налоговой схеме ИП платят 6% с дохода минус уплаченные ими страховые взносы в Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования. В случае, если годовой доход предпринимателя ниже 300 000 рублей, взносы зависят от МРОТ, а если выше — то к ним добавляются 1% от суммы. При этом этот 1% — не фиксированная величина, поэтому её нельзя вычитать из налоговых выплат, хотя ещё в начале года министерство разрешало бизнесу применять правило вычета из налога к этому взносу.
Изменение своей позиции Минфин объясняет заявлением Минтруда. «Что делать, взносы — не налоги, компетентный орган по ним — не Минфин. Если Минтруд своё мнение не поменяет, мы будем вынуждены ориентироваться на него», — написал в своём блоге директор департамента Минфина Илья Трунин. При этом само министерство просит Минтруд признать отчисления в 1% фиксированными и разрешить предпринимателям вычитать их из налогов.
По подсчётам издания, если министерства не договорятся, то налоговая нагрузка на малый бизнес может вырасти на 20%. При заработке предпринимателя в 10 млн рублей в год он по старым правилам выплачивал 481 000 рублей, а теперь должен будет 578 000 рублей. При доходе в 1 млн рублей налоги вырастут с 31 000 до 38 000 рублей.
Уже звонили из налоговой, просили по-новому считать налоги по упрощенной системе за 2015 г., а также доплатить за 2014 г., сетует бухгалтер индивидуального предпринимателя. Нагрузка растет из-за новой трактовки Минфином закона о страховых взносах. В октябрьском письме Федеральной налоговой службе Минфин фактически сократил вычеты, которые могут использовать предприниматели.
При упрощенной системе предприниматели платят 6% с дохода (или 15% с дохода минус расходы). Этот налог они уменьшают на уплаченные ими страховые взносы (в Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования). Если годовой доход предпринимателя ниже 300 000 руб., то взносы зависят от МРОТа, если выше – к ним добавляется 1% от суммы сверх 300 000 руб. Но 1% – не фиксированная величина, поэтому эту сумму нельзя вычитать из налоговых выплат, пишет Минфин: вычитать можно только фиксированные взносы.
Еще в начале 2015 г. Минфин считал наоборот: признавал платеж в 1% фиксированным взносом и разрешал вычет. Изменение позиции Минфин объясняет письмом Минтруда. «Что делать, взносы – не налоги, компетентный орган по ним – не Минфин, – написал в своем блоге директор департамента Минфина Илья Трунин. – Если Минтруд свое мнение не поменяет, мы будем вынуждены ориентироваться на него».
Минфин просит Минтруд признать отчисления в 1% фиксированными и позволить индивидуальным предпринимателям вычитать их из налогов (копия ноябрьского письма замминистра Сергея Шаталова есть у «Ведомостей»). Сумма может считаться фиксированной, поскольку у нее есть верхние и нижние границы, объясняет Минфин.
Количество индивидуальных предпринимателей в России резко сократилось в 2013 г. – до уровня 2007 г., составив 3,4 млн, по данным ФНС. На 1 ноября 2015 г. их было 3,5 млн.
Позиция Минтруда основывается на законе о страховых взносах – фиксированная часть страховых сборов не касается платежа в 1%, отмечает представитель Минтруда. Минтруд всегда трактовал закон именно так, позиция министерства была и остается неизменной, подчеркивает он.
Изменения повысят выплаты предпринимателей сразу на 20%. Если предприниматель зарабатывает 10 млн руб. в год, то по старым правилам он выплачивал 481 000 руб., а теперь должен будет выплачивать 578 000 руб., при доходе в 1 млн руб. налог вырастет с 31 000 до 38 000 руб., подсчитывает бухгалтер.
С такой трактовкой закона не согласны в Торгово-промышленной палате (ТПП). Утверждение, что 1% – переменная величина, спорное, отмечает главный эксперт юридического департамента ТПП Александр Селиванов. В «Опору» поступило много жалоб от индивидуальных предпринимателей, говорит замруководителя Центра экспертизы «Опоры» Олеся Сапа. Рост нагрузки существенный – предприниматели даже на патентную систему не переходят, чтобы сохранить вычеты по страховым взносам, настолько им это важно, поясняет она.
Когда писался закон об упрощенной системе налогообложения, подразумевалось, что индивидуальные предприниматели не должны платить ничего, кроме одного налога, вспоминает один из авторов закона, партнер KPMG Михаил Орлов, задача была – поглотить налогом все платежи. Теперь изменились правила подсчета страховых взносов, но не их суть, поэтому повышать отчисления нет оснований, как и нагрузка на бизнес не должна повышаться, а тем более на малый, говорит Орлов. Чтобы не возвращаться к этому вопросу, нужно, видимо, поменять законодательство, полагает он.
Все льготы, которые должны улучшить работу индивидуальных предпринимателей, будут нивелированы этим изменением, предупреждает Сапа. Вряд ли предприниматели станут активно отстаивать свои права в суде, считает партнер юридической фирмы Taxadvisor Дмитрий Костальгин: им проще уйти в тень и не показывать выручку больше 300 000 руб. в год.
Смотрите наши видеоролики по расчету налоговой нагрузки:
Какие документы определяют понятие налоговой нагрузки
Основными документами, дающими определение понятия «налоговая нагрузка» применительно к взаимоотношениям между налогоплательщиком и налоговыми органами, являются:
Уже из самих названий этих документов вытекает высокая значимость рассматриваемого показателя не только для ИФНС, но и для налогоплательщиков. В приказе № ММ-3-06/333@ в перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для проверки, налоговая нагрузка стоит на 1-м месте, а в письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ ей не только отводится значительная часть текста, но и приведены те ее значения (письмо № АС-4-2/12722) или сравнительные показатели (письмо № ЕД-4-15/14490@), которые могут стать причиной пристального внимания к деятельности юрлица или ИП.
Исходя из формул расчета, приведенных в вышеуказанных документах, налоговая нагрузка по смыслу ближе всего к понятию «налоговое бремя». Последнему «Современный экономический словарь» (Москва, «ИНФРА-М», 2011 год) придает 2 значения, определяя его как:
- степень отвлечения средств на уплату налоговых платежей, т.е. как относительную величину;
- обременение, возникающее вследствие обязанности платить налоги, т.е. как абсолютную величину.
1-е из этих значений более интересно для оценочного и сравнительного анализа, и оно-то и соответствует идее алгоритма расчета налоговой нагрузки, содержащейся в вышеперечисленных документах ФНС России. Таким образом, налоговая нагрузка — это доля суммы уплачиваемых за какой-то период налогов в какой-либо экономической базе за тот же период, позволяющая оценить влияние величины налоговых платежей на доходность и рентабельность оцениваемого субъекта.
Налоговая нагрузка может рассчитываться на разных экономических уровнях:
- для государства в целом или по его регионам;
- по отраслям хозяйства страны или регионов;
- по группе сходных предприятий;
- по отдельным хозяйствующим субъектам;
- на конкретного человека.
В зависимости от экономического уровня и целей расчета этого показателя его базой может являться, например:
- выручка (с НДС или без него);
- доходы;
- источник уплаты налога (прибыль или затраты);
- вновь созданная стоимость;
- ожидаемый доход или планируемая прибыль.
Как расчетный показатель налоговая нагрузка перекликается с понятием эффективной ставки налога, которая представляет собой процентное содержание фактически начисленного налога в налоговой базе по этому налогу. В письмах № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ это понятие определяется как налоговая нагрузка по соответствующему налогу.
Налоговая нагрузка, рассчитываемая на разных экономических уровнях, представляет интерес для пользователей соответствующего уровня в отношении:
- анализа, планирования и прогноза экономических ситуаций в стране или ее регионе — для Минфина России, госструктур, отвечающих за экономические вопросы в РФ и субъектах РФ;
- планирования проверочных налоговых мероприятий и совершенствования системы налогового контроля — для Минфина России, ФНС России, ИФНС;
- анализа результатов своей работы, оценки рисков проведения налоговых проверок и прогнозов дальнейшей деятельности — непосредственно для налогоплательщиков.
К самостоятельному расчету налогоплательщиками показателей, служащих для налоговых органов критерием для отбора кандидатов на выездную налоговую проверку, призывает ФНС России в приказе № ММ-3-06/333@, обещая им в случае поддержания этих показателей на уровне среднеотраслевых значений:
- высокую вероятность невключения в план выездных проверок;
- максимально возможное благоприятствование при взаимодействии.
Из этих соображений налогоплательщику целесообразно внимательно ознакомиться с содержанием основных документов, посвященных налоговой нагрузке.
Кроме того, анализ собственной деятельности позволяет обнаружить в ней моменты, изменение или оптимизация которых может:
- привести к снижению налогового бремени;
- помочь в выборе иного режима налогообложения или вида деятельности;
- спрогнозировать результаты работы на перспективу.
Сравнительную характеристику наиболее распространенных систем налогообложения смотрите в материале «Виды систем налогообложения: УСН, ЕНВД или ОСНО».
Все вышеуказанные документы содержат формулы расчета налоговой нагрузки:
- приказ № ММ-3-06/333@ — одну, применяемую для определения совокупной налоговой нагрузки;
- письма № АС-4-2/12722 и № ЕД-4-15/14490@ — несколько формул для расчета нагрузки по конкретным налогам и видам режимов.
В приказе № ММ-3-06/333@ приводится следующее определение: совокупная налоговая нагрузка — это отношение суммы начисленных по данным деклараций налогов к выручке, определенной по данным Госкомстата (т.е. по данным отчета о прибылях и убытках, без НДС). В примечаниях к таблице приложения отмечено, что в сумму налогов входит НДФЛ, но не включены взносы на ОПС. При этом в письме от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026@ ФНС России поясняет, что в расчете не участвуют взносы во все внебюджетные фонды, поскольку они не входят в перечень налогов, регламентируемых НК РФ. Каких-либо изменений в методике расчета налоговой нагрузки в связи с тем, что с 2017 года порядок уплаты страховых взносов регламентируется НК РФ, с началом 2017 года не произошло.
Письмо № АС-4-2/12722 содержит следующие принципы расчета нагрузки:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где: ННп — налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации;
Др — доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн — внереализационный доход, определенный по данным декларации по прибыли.
ННндс = Нндс / НБрф,
где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;
НБрф — налоговая база, определенная по данным раздела 3 декларации по НДС (рынок РФ).
ННндс = Нндс / НБобщ,
где: ННндс — налоговая нагрузка по НДС;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации;
НБобщ — налоговая база, определенная как сумма налоговых баз, отраженных в разделах 3 и 4 декларации по НДС (рынок РФ плюс экспорт).
ННндфл = Нндфл / Дндфл,
где: ННндфл — налоговая нагрузка по НДФЛ;
Нндфл — НДФЛ, начисленный к уплате по декларации;
Дндфл — доход по декларации 3-НДФЛ.
ННусн = Нусн / Дусн,
где: ННусн — налоговая нагрузка по УСН;
Нусн — УСН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Дусн — доход по УСН-декларации.
ННесхн = Несхн / Десхн,
где: ННесхн — налоговая нагрузка по ЕСХН;
Несхн — ЕСХН-налог, начисленный к уплате по декларации;
Десхн — доход по ЕСХН-декларации.
ННосно = (Нндс + Нп) / В,
где: ННосно — налоговая нагрузка по ОСНО;
Нндс — НДС, начисленный к уплате по декларации по НДС;
Нп — налог на прибыль, начисленный к уплате по декларации по прибыли;
В — выручка, определенная по отчету о прибылях и убытках (т. е. без НДС).
К формулам расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО есть примечание, что в случае, если налогоплательщик также платит иные налоги (на землю, воду, транспорт, имущество, НДПИ, акцизы, природные ресурсы), то начисления по этим налогам учитываются в расчете. НДФЛ в этом перечне отсутствует, а значит, в отличие от формулы, определенной для расчета совокупной налоговой нагрузки, не участвует в формировании аналогичного результата по отдельным налоговым режимам.
В письме № ЕД-4-15/14490@ в сравнении с текстом письма № АС-4-2/12722 отсутствуют первые 3 формулы (расчет по налогу на прибыль и 2 расчета по НДС). Остальные формулы расчета в этих письмах идентичны и имеют аналогичное по содержанию примечание об учете в расчетах сумм иных налогов, если такие налогоплательщиком уплачиваются.
Из анализа формул, относящихся к НДС, можно сделать вывод, что в расчете не учитывается НДС налогового агента, который по правилам заполнения декларации по этому налогу не входит в итоговую сумму, начисленную к уплате.
Цифра, рассчитанная по любой из формул, определяется в процентах, т.е. путем умножения на 100.
Все вышеприведенные формулы абсолютно разные, но все они отвечают экономическому смыслу показателя налоговой нагрузки и имеют право на существование.
Рассмотренные формулы применяются для расчета налоговой нагрузки в 2018-2019 годах.
Налогоплательщикам, которые намерены использовать этот показатель для самостоятельного установления величины риска выездной налоговой проверки, рекомендуется следующее:
- Определить свою совокупную налоговую нагрузку и сравнить ее с аналогичным показателем за 2017-2018 годы по своему основному виду деятельности из приложения № 3 к приказу № ММ-3-06/333@.
С чем сравнивать свой показатель, если данных по вашей отрасли у ФНС нет, узнайте здесь.
- Рассчитать нагрузку по налогу на прибыль, имея в виду, что низким для предприятий производственной сферы будет показатель менее 3%, а для торговых организаций — менее 1% (письмо № АС-4-2/12722).
- Проверить величину доли вычетов по НДС в сумме налога, рассчитанного от налоговой базы. Она не должна превышать 89% (письмо № АС-4-2/12722).
- Проанализировать динамику изменения показателей налоговой нагрузки за предыдущие годы и сравнить данные по ней с соотношениями, приводимыми ФНС в письме № ЕД-4-15/14490@.
При наличии существенных отклонений от этих цифр в невыгодную для налогоплательщика сторону необходимо проверить данные, задействованные в расчете, на наличие ошибок и при их правильности подготовить для ИФНС аргументы, объясняющие причины низкой налоговой нагрузки. Это могут быть, например:
- неверно определенный код вида деятельности;
- временные проблемы с реализацией;
- увеличение затрат, связанное с повышением цен поставщиками;
- осуществление инвестиций;
- создание запаса товара;
- наличие экспортных операций.
О том, каким может быть текст записки, представляемой в ответ на запрос ИФНС о пояснениях, читайте в материале «Пояснительная записка в налоговую по требованию – образец».
Налоговая нагрузка – показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Последний анализ этого показателя дает возможность сделать выбор в пользу применения той или иной системы налогообложения и оценить риски пристального внимания ИФНС к данным подаваемой отчетности. Формул расчета налоговой нагрузки существует несколько, но для целей налогового анализа наиболее часто из них применяется соотношение, представляющее собой долю начисленного к уплате налога (налогов) к величине полученного за соответствующий период дохода.
В Минфине придумали, как увеличить налоги для ИП на 20%
Минфин изменил подход к налоговым вычетам за переплаченные страховые взносы, пишет «Петербургский правовой портал».
Новая трактовка может лишить льгот представителей малого и среднего предпринимательства, использующих упрощенную систему налогообложения (УСН). Налоговая нагрузка на них может вырасти на 20%. Ведомство считает, что ИП с наемными сотрудниками должен платить в фиксированном размере страховые взносы за себя и в зависимости от сумм выплат — за свой персонал. Новая трактовка закона о страховых взносах приводится в письме Минфина. На его основании налоговики уже начинают требовать перерасчета сумм налогов по новым правилам, причем как за этот, так и за 2014 год.
Согласно нормам, утвержденным Министерством труда и соцзащиты, ИП при доходе до 300 000 руб. может платить лишь фиксированный платеж, а при большем доходе — доплатить 1% от дохода сверх этой суммы. Причем «сумма страховых взносов, исчисленная как 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, не может считаться фиксированным размером страхового взноса, поскольку является переменной величиной и зависит от суммы дохода плательщика страховых взносов».
Ранее ИП был вправе уменьшить сумму налога, уплачиваемого по УСН, на сумму взносов на пенсионное и медстрахование, уплачиваемых и за себя, и за сотрудников одновременно, но не более чем на 50%. Теперь власти изменили свою позицию по этому вопросу. Поскольку Минтруда считает непостоянной величиной доплату в 1%, они отказываются использовать ее для расчета вычетов. По мнению Минфина, для этих целей подходят лишь фиксированные выплаты. Ведомство просит Минтруда изменить статус сумм, которые уплачивают дополнительно.
В результате отсутствия согласованности действий ведомств и изменения трактовки законодательных норм ИП лишаются прав на возврат сумм переплаченных страховых взносов. Теперь предприниматели будут платить больше, в зависимости от своих доходов. При заработке в 1 млн руб. они потеряют 7 000 руб., при 10 млн руб. – около 100 000 руб.
Эксперты отмечают, что УСН была выгодна предпринимателям именно благодаря вычетам на сумму переплаченных страховых взносов, и теперь, с его отменой, они станут искать другие варианты уплаты налогов или не станут показывать доход свыше 300 000 руб.
СМИ: Налоговая нагрузка на ИП вырастет на 20% из-за спора Минфина и Минтруда
12:43, 26.11.2015 // Росбалт, Бизнес
МОСКВА, 26 ноября. Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей (ИП) в России может увеличиться на 20% по причине того, что Минфин и Минтруда РФ спорят, как рассчитывать налоговый вычет.
Как сообщает газета «Ведомости», нагрузка растет из-за новой трактовки Минфином закона о страховых взносах. В октябрьском письме Федеральной налоговой службе министерство фактически сократило вычеты, которые могут использовать предприниматели.
Так, при упрощенной системе предприниматели платят 6% с дохода (или 15% с дохода минус расходы). Этот налог они уменьшают на уплаченные ими страховые взносы (в Пенсионный фонд, фонды социального и обязательного медицинского страхования). Если годовой доход предпринимателя ниже 300 тыс. руб., то взносы зависят от МРОТа, если выше – к ним добавляется 1% от суммы сверх 300 тыс. руб. Но 1% – не фиксированная величина, поэтому эту сумму нельзя вычитать из налоговых выплат, указывает Минфин: вычитать можно только фиксированные взносы.
Между тем, еще в начале 2015 года Минфин считал наоборот: признавал платеж в 1% фиксированным взносом и разрешал вычет. Изменение позиции Минфин объясняет письмом Минтруда. «Что делать, взносы – не налоги, компетентный орган по ним – не Минфин, – написал в своем блоге директор департамента Минфина Илья Трунин. – Если Минтруд свое мнение не поменяет, мы будем вынуждены ориентироваться на него».
Минфин просит Минтруд признать отчисления в 1% фиксированными и позволить индивидуальным предпринимателям вычитать их из налогов. Сумма может считаться фиксированной, поскольку у нее есть верхние и нижние границы, объясняет министерство финансов.
Позиция Минтруда основывается на законе о страховых взносах – фиксированная часть страховых сборов не касается платежа в 1%, отмечает представитель министерства. По его словам, Минтруд всегда трактовал закон именно так, и эта позиция была и остается неизменной.
Изменения повысят выплаты предпринимателей сразу на 20%. Если предприниматель зарабатывает 10 млн руб. в год, то по старым правилам он выплачивал 481 тыс. руб., а теперь должен будет выплачивать 578 тыс. руб., при доходе в 1 млн руб. налог вырастет с 31 тыс. до 38 тыс. руб.
Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая проверка ИНФС.
Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!
Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.
Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.
Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.
Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.
Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.
Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.
Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:
- Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
- Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.
Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:
- сами налогоплательщики – могут оценить эффективность своей деятельности, определить, насколько велик риск налоговой проверки, принять решение об оптимальном налоговом режиме, прогнозировать дальнейшие действия;
- федеральная налоговая служба с помощью данных цифр проектирует свою контролирующую деятельность, а также имеет возможность влияния на модернизацию налоговой системы в целом;
- Министерство финансов и другие экономические государственные структуры на основе показателей налоговой нагрузки изучают экономическую ситуацию на региональном и государственном уровнях, планируя и прогнозируя дальнейшую финансовую политику страны.
Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.
В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки, то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).
ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.
Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.
Совокупная налоговая нагрузка вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:
НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,
НН – налоговая нагрузка;
СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.
Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.
К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.
ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.
ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.
Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:
- НДС – 1, 1 млн. руб.;
- налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
- налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
- транспортный налог – 250 тыс. руб.
С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.
Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.
Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.
Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.
Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:
- для торговых предприятий – менее 1%;
- для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.
Ее вычисляют по такой формуле:
ННп = Нп / (Др + Двн),
где:
ННп – налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп – налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.
ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.
Рассчитать нагрузку по НДС можно несколькими способами.
-
Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):
НН по НДС = ННДС / Нбрф
Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС )к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):
НН по НДС = ННДС / Нбобщ.
Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей
- ИП. Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
- Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
- Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
- Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.
Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.
Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.