О возврате автомобилей с перебитыми номерами кузова

Предлагаем статью на тему: "о возврате автомобилей с перебитыми номерами кузова" с комментарием от профессионального юриста.

О возврате автомобилей с перебитыми номерами кузова

В тюменскую полицию регулярно обращаются граждане, купившие автомобили у третьих лиц и обнаружившие при постановке машин на учет признаки подделки идентификационной маркировки номера кузова, либо двигателя, либо ПТС на автомобиль. Они хотят оставить покупку за собой и эксплуатировать ее в дальнейшем, однако это невозможно.

УМВД России по городу Тюмени, разъясняет:

В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

В силу пункта 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

В соответствии с пунктом 24 Административного регламента государственная услуга не предоставляется при обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на ТС организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия ТС и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

То обстоятельство, что, приобретая автомобиль, лицо не знало о перебитых номерах, может служить основанием для отказа в возбуждении (прекращении) уголовного дела в отношении этого лица, но не по факту самого деяния, содержащего признаки преступления. Прекращение уголовного дела в отношении собственника автомобиля, признание его потерпевшим не выступает основанием для проведения государственной регистрации автомобиля с «перебитыми» номерами и поддельным ПТС, являющегося по существу предметом преступления, уголовное расследование по которому не окончено, а лишь приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

На практике распространена точка зрения, что если покупатель не знал и не мог знать о дефектах товара, то, являясь «добросовестным приобретателем», не должен испытывать ограничения, связанные с использованием принадлежащего ему имущества.

По ГК РФ положение «добросовестный приобретатель» применимо к отношениям «продавец — покупатель». В данном случае продавец не истребует автомобиль у собственника, здесь возникают административные отношения между собственником автомобиля и органами ГИБДД, уполномоченными производить допуск автомобиля к эксплуатации.

Положения статьи 302 ГК РФ неприменимы, поскольку признание добросовестным приобретателем — одна из форм защиты такого приобретателя от притязаний собственника, предъявившего иск об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения. Эта норма регулирует отношения собственности, участником которых органы ГИБДД не являются.

Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о добросовестности приобретения имущества, не имеют правового значения при оценке правомерности отказа должностных лиц органов ГИБДД в выдаче регистрационных документов на транспортное средство, имеющее изменения первоначальных идентификационных обозначений.

Президиум Верховного суда РФ дал оценку судебной практики по вопросу защиты прав добросовестного приобретателя автомобиля путем возложения на ГИБДД обязанности по регистрации автомобиля с перебитыми номерами и выдаче регистрационных документов. В частности, Президиум разъяснил, что приобретение права на транспортное средство само по себе не порождает обязанность органов ГИБДД допустить это средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его. Правомерность регистрационных действий (бездействия) ГИБДД должна определяться на основе правовых норм, регулирующих допуск транспортных средств к эксплуатации и порядок их регистрации (Постановление Президиума ВС РФ от 27.09.2006).

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Итак, гражданин, оставаясь собственником автомобиля, не может его использовать, поскольку он не будет зарегистрирован. В сложившейся ситуации наиболее правильным будет обратиться к бывшему собственнику с намерением расторгнуть сделку, а если он не согласится — в суд, где нужно поставить вопрос о расторжении сделки, возврате покупной цены, убытков, а затем на эти средства приобрести другую автомашину. В части 2 статьи 475 ГК РФ предусмотрено, что в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (Постановление Федеральный Арбитражный суд Волго-Вятского округа от 14.07.2008 N А28-7263/2007–155/10).

Что же касается автомобиля, имеющего визуальные признаки подделки идентификационной маркировки номера кузова, либо двигателя, ПТС, они направляются на экспертное исследование, по результатам которого устанавливается, имели ли место изменение, уничтожение идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, подделка представленных документов, а также их способы нанесения.

Имея достаточные сведения об изменении, уничтожении идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, подделке представленных документов сотрудниками ГИБДД материалы проверки по указанному автомобилю направляются в орган дознания (отдел полиции) для принятия процессуального решения.

Читайте так же:  Нужна ли зеленая карта в белоруссию

Поскольку имеются достаточные данные, дознавателем принимается решение о возбуждении уголовного дела по признакам составов преступления, предусмотренных статьями 326, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации в зависимости от предмета преступления.

Автомобиль изымается в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации с составлением дознавателем необходимых процессуальных документов, в соответствии со статьей 81 УПК РФ признается вещественным доказательством, его хранение осуществляется в соответствии со статьей 82 УПК РФ. Вопрос о возврате транспортного средства владельцем в данном случае подлежит разрешению в рамках УПК РФ, а именно статьи 82 указанного кодекса.

В свою очередь, сотрудниками ОГИБДД в силу пункта 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, отмечают в правовом отделении УМВД России по городу Тюмени.

На дороге вас могут остановить для сверки номеров только в случае, если машина, похожая на вашу, в розыске. Что произойдет, если номера вашего автомобиля вызовут сомнения? Первое, что сделает инспектор ДПС, доложит дежурному о выявленном факте и решит с ним вопрос о вызове оперативно-следственной группы согласно пункту 89 «Административного регламента». Инспектор не имеет права задерживать вас или ваш автомобиль в рамках КоАП. Но в силу пункта 4 части 3 статьи 28 Закона о полиции и статьи 92 Уголовно-Процессуального Кодекса он может задержать вас на месте или доставить в ОВД.

В полиции утверждайте, что с вашей стороны отсутствует умысел: вы приобрели машину совершенно законно, все документы у вас на руках, и лишение права собственности на автомобиль возможно только по решению суда. А до этого в соответствии со статьей 209 Гражданского Кодекса РФ ваш автомобиль не может быть задержан. Не сработало? Попросите Уголовно-Процессуальный Кодекс и покажите статью 82. На ее основании требуйте возврата автомобиля на хранение. Если автомобиль все-таки задержан, то немедленно идите в прокуратуру и к адвокату — возможно, удастся возвратить машину на хранение.

Что делать, если на экспертизе номеров выяснилось, что номера перебиты? Регистрацию автомобиля аннулируют, так как она незаконна. Придется возвращать автомобиль продавцу, требуя от него возврата денег, уплаченных за автомобиль, расходов на адвоката, возмещения иных затрат или продавать автомобиль на запчасти. Если вы когда-либо купили (продали) машину, то не факт, что у нее настоящие номера. Известны случаи (и не только в России), когда на заводах собирали «левые» автомобили, набивали на них настоящие номера и выдавали настоящий ПТС. И только через годы выяснялось, что автомобили с такими заводскими номерами вообще никогда не выпускались или выпущено два автомобиля под одним номером. А поэтому не факт, что купленное в фирменном салоне авто — легальное или у легального автомобиля вдруг не появится двойник.

Вывод: сохраняйте все договоры купли-продажи как на покупку автомобиля, так и на продажу, чеки и расписки. Криминалу на подушках безопасности перебивать номера — лишняя работа, тем более что при покупке автомобиля на них никто не смотрит. Сравнивайте номера на подушках и кузове при покупке. Если не совпадают, есть повод отказаться от сделки. Если автомобиль покупаете с рук, в договоре купли-продажи всегда указывайте полную цену автомобиля. От налогов вы не пострадаете. Пострадать может продавец, если автомобиль находился в его собственности менее трех лет. Не стесняйтесь внимательно изучить гражданский паспорт продавца, обратив внимание на адрес, по которому он зарегистрирован. Никогда не покупайте автомобиль со штампом «Дубликат» в «Особых отметках» ПТС.

Если при регистрационных действиях задерживают какие-либо документы, то вам должны выдать заверенные должностным лицом и печатью ксерокопии. Раз автомобиль не зарегистрирован, то управлять им вы права не имеете. Если автомобиль был зарегистрирован по поддельным документам и с момента регистрации прошло более пяти лет (срок давности), то такая регистрация не аннулируется согласно пункту 51 «Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ»). Если после проведения экспертизы выяснится, что номера на агрегатах целые и никаким изменениям не подвергались, владелец автомобиля имеет все основания обратиться в суд с жалобой на действия сотрудника ГИБДД, так как основания для проведения экспертизы были недостаточными и направление на экспертизу было незаконным.

На этот случай следует собирать все документы, подтверждающие ваши расходы, понесенные в связи с отсутствием автомобиля, и требовать их возмещения. Лучше взять у кого-нибудь автомобиль в аренду. Тогда государство обязано оплатить все расходы по этому договору. Единственное неудобство — это подача налоговой декларации и оплата налога собственником автомобиля. Никакого наказания за управление автомобилем с перебитыми номерами быть не должно, так как со стороны водителя отсутствует вина.

Ищем ответ на вопрос — Что делать если купили машину с перебитыми номерами? Самая удачная покупка машины может обойтись вам в два раза дороже, когда вы ее потеряете. Достаточно одной сомнительной цифры под капотом и прощайтесь с автомобилем.

Если в автомобиле изменена маркировка номерных агрегатов, а попросту перебиты номера, то машину вам, скорее всего, оставят, а документы на нее заберут. И кататься на ней можно будет только от гаража до дома.

Узнают это часто при снятии автомобиля с учета. Там то и обнаруживается, что номер кузова изменен. Документы изымают, а машину оставляют под ответственное хранение.

В день на экспертизу только в один экспертно-криминалистический центр Московской области приезжает больше 20 автомобилей. И каждый пятый с перебитыми номерами. В летний период машины очень активно продаются и, используя ажиотаж у водителей, могут быть подсунуты машины с измененной и перебитой маркировкой.

Читайте так же:  Выдают ли жилищные кредиты парам, которые не состоят в официальных отношениях

Вот одна из схем легализации угнанных машин. По объявлению покупают разбитый автомобиль, юридически чистый, с документами. ПТС на него отмывают. Буквально! В стиральной машине, чтобы выдали новый. Потом угоняют похожий автомобиль той же модели и цвета, на него переваривают легальные номера и выставляют на продажу.

Сложнее всего перебивать немецкие машины. Слишком много там дублирующих маркировок. Даже по одному номеру можно узнать всю историю автомобиля. Намного меньше проблем угонщикам с японками, американками и отечественными машинами. Вопрос в цене на нужные шрифты. Их можно найти на любом авторынке.

Чаще всего меняют цифры, похожие друг на друга: 3 на 8, 1 на 4. А вот семерку поменять очень сложно. Перебиты ли номера на вашем автомобиле, смогут сказать лишь эксперты-криминалисты в ГАИ. Независимые эксперты в данном случае не помогут.

Есть специалисты, которые смогут оценить целостность номеров, но официальное заключение они не дадут, т.е. такое заключение, которое будет иметь силу для регистрирующих органов.

Если машина не первый год в России, ее не первый раз снимали и ставили на учет – даже это не гарантируют юридическую чистоту автомобиля. Транспортные средства с перебитыми номерами на учет не ставят. Юристы советуют заключать договоры купли-продажи на полную стоимость автомобиля, не экономя на налогах от сделки. Скупой по-прежнему платит дважды.

А вы или ваши знакомые сталкивались с подобной ситуацией, когда выяснялось, что на машине перебиты номера? Оставляйте свои комментарии.

Еще о покупке-продаже авто и другие советы автолюбителям:

  • Рынок автомобилей в России
  • Регистрация автомобиля в ГАИ
  • Покупка новой машины в кредит
  • Автомобиль без документов
  • Марки машин и фото эмблем
  • Германские автомобильные сайты
  • Как купить авто в Калининграде

Купил иномарку у "первого" владельца. Поехал ставить в гаи – говорят, номера перебиты, но документы нормальные. Далее вроде как экспертиза и по полной программе, если она подтвердит, что номера перебиты.

Что делать в этой ситуации? Кто с подобным сталкивался?

Че перебито то? двигатель, кузов, табличка вторичной идентификации?

то что сказали в гаи – еще не истина в последней инстанции.. одна экспертиза скажет, что номер перебит и обязана предоставить информацию в акте, на основе чего сделан вывод о перебитости номерного знака. если весомость довода эксперта вызывает сомнения (к примеру номер ВИН изменен кустарным способом, что подтверждается неравномерностью линейки цифр-букв. или на номерной площадке обнаружены следы воздействия механическими средствами, не применяемыми на заводе-изготовителе) – то можно попытатся оспорить результат этой экспертизы в вышестоящих инстанциях или даже обратится в суд.. Совсем другое дело когда эксперт пишет, что номер выбит не заводским способом с использованием шрифта не завода-изготовителя или к примеру отдельные цифры-буквы номера перебиты кустарным способом и приложена фотография где это явно видно.. вот это попандос..
опять же, прежде чем отнять авто (мотор) необходимо установить первоначальные данные, найти прежнего собственника, убедится что номерной агрегат был экспроприирован у него на незаконных основаниях и после этого только по результатам проведения расследования следователем УВД принимается некое решение (может собственник сам сдал этот мотор наразборку, снял его в утиль и не имеет на него никаких имущественных претензий)..

короче, все очень сложно и неоднозначно.

посему для начала:
1. убедитесь что номер ДЕЙСТВИТЕЛЬНО перебит, а не гаи подстраховываются или пытаются таким способом развести тебя на дачу им взятки (если номер действительно перебит – хрен они деньги возьмут. им свое теплое место гораздо дороже, нежли даже взятка в 1000 или более уев)
2. пройдите полностью ВСЮ цепочку криминалистической экспертизы.. очень хорошо, если удастся поговорить с экспертом-криминалистом именно осматривавшем твое авто и узнайте у него все мотивы на основе которых он заключил что номер перебит
3. возьмите в отделе розыска и дознания копию акта о проведении крим-экспертизы
4. поговорите в отделе розыска и дознания с инспекторами на предмет, приблизительно "к чему можно прибить ваш измененный номер", т.е. кто "донор" и насколько этот "донор" криминален.

на основе полученных данных будешь дальше строить варианты развития ситуации..

p.s. забудь об том, чтоб вернуть авто предыдущему собственнику, если он конечно не лох последний и сам не предложит тебе деньги вернуть, в чем я очень сильно сомневаюсь:-)

Очень плохо:-( кузов – это не мотор.. его не заменишь..
ну а что перебито? весь номер? одна цифра? реально восстановить исходный номер? в какой стадии находится дело? у кого ПТС (отнять не успели его еще)?

ты сам видел то место, которое показалось минтам перебитым? что ты думаешь – действительно выглядит перебитым или перегибают палку?

если документы (оригиналы) на руках, то МОЖНО попытатся вернуть машинку хозяину или есть одна комбинация, но надо знать, как оформлялось авто..

ну значит не все так и плохо:-) если что-то там долго ковыряли и СДЕЛАЛИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ что перебит номер, то это совсем даже не плохо, ведь ПТС тебе отдали..

1. сам убедись в том что номер (не)перебит (поиском ищи как)
2. если у тебя тоже возникнет подозрение что перебит, постарайся найти людей из криминалистов и за деньги пригласить их на осмотр своей авты в частном порядке (либо вези на эвакуаторе). придется разорится, чтож поделать (не думаю, что кто-то откажется, скажем, за полштуки зелени вечерком заехать в гаражик и полчасика полазить с мощным фонарем над номером авты).
3. если авто чисто – то просто немножко попал на нервы и деньги (поверь, 500 баков не стоят тех нервов, которые тебе вымотают во время экспертизы, когда каждый день будешь думать: перебит-не перебит, заведут на меня дело или скажут что я непричем, найдут прежнего владельца или нет, мокрая вообще эта машина или просто ее угнали и пр приятные моменты).

Читайте так же:  Что нужно для открытия ооо самостоятельно в 2019 году пошаговая инструкция

4. если авто "не чисто".

ищи прежнего собственника (кто продал). уламывай его отметить сделку купли-продажи (вот только не скажу однозначно, говорить ли ему о том, что номер перебит или не надо, тут вопрос тонкий и надо судить по-месту). комиссионный магазин анулирует сделку, владельцем остается тот, кто раньше им был (правда запись в ПТСе останется). перед этим находишь лоха (а иначе это уже не назовешь), который соглашается купить эту машину с такой историей (история: купил, не успел поставить, надо отдать срочно карточный долг иначе плохо будет здоровью, приходится по дешевке сливать авту).. короче находишь, втюхиваешь.. теряешь правда много: на откатные прежнему владельцу, на хорошую скидку со стоимости авты, зато не теряешь ВСЮ авту и по-любому этот вариант куда более прибыльный, нежли распилить-разобрать-распродать ее по запчастям..

проблема вот еще в чем, ты бы мог продать мотор, но для этого тебе сначала надо авто ПОСТАВИТЬ на учет, а потом его уже разобрать по-агрегатам.. поставить ПЕРЕБИТОЕ авто, увы, не удастся НИКАК (без крепких и прочных связях в МВД. но тогда и вопрос бы тут не возникал, согласись). ответственности перед тем лохом у тебя нет никакой.. история выглядит правдоподобно, а машину перебитую он покупает у другого человека, к тому же "кроилово ведет к попадалову"(с).

Re:ну значит не все так и плохо:-) ПТС мне отдали, но машина попала в журнал на площадке осмотра. В ближайшие дни будет рапорт и меня обяжут пригнать ее на экспертизу.

Не в курсе, что будет если я просто на экспертизу не приеду? Тогда машину объявят в розыск или нет?

И есть ли возможность как-то продлить транзитные номера на период экспертизы/расследования?

О возврате автомобилей с перебитыми номерами кузова

В настоящее время достаточно часто встречаются ситуации, когда в собственности граждан и юридических лиц находятся транспортные средства, имеющие измененную маркировку кузова или иных номерных агрегатов (далее – измененная маркировка). Как правило, это обстоятельство обнаруживается при осмотре транспортного средства, проводящегося при снятии его с учета и постановке на учет в органах ГИБДД либо при прохождении очередного технического осмотра. В последнем случае обнаружение измененной маркировки может произойти уже спустя достаточно продолжительное время после приобретения транспортного средства.

В случае, если сотрудники ГИБДД выявляют скрытые, поддельные или измененные каким-либо образом маркировочные знаки или их несоответствие документам на транспортное средство, то дальнейшие их действия выглядят следующим образом: транспортное средство и документы на него (копии документов предоставляются владельцам транспортных средств) передаются органу предварительного следствия, который проводит проверку по сообщению о преступлении, предусмотренного ст. 326 УК РФ в порядке, установленном УПК РФ. Проверочные действия, как правило, сводятся к следующему: опрашивается владелец транспортного средства, производится осмотр транспортного средства, изымается паспорт транспортного средства и назначаются криминалистические экспертизы; направляются запросы в орган, выдавший паспорт транспортного средства, в территориальное подразделение РЭО по месту предыдущей регистрации транспортного средства, при необходимости – в таможенные органы.

После проведения проверки решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ст. 326 УК РФ, который, как правило, заканчивается вынесением постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Не исключена ситуация, когда автомобиль, проходя по какому-либо уголовному делу (например, по хищению или угону), приобщается в качестве вещественного доказательства и изымается у владельца, но это уже совсем другая ситуация.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела орган ГИБДД зачастую принимает решение об аннулировании регистрации автомобиля. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются при этом в регистрационное подразделение, сам автомобиль передается владельцу. Таким образом, получается ситуация, когда автомобиль фактически находится у его владельца, но он не может им пользоваться, т.е. участвовать в дорожном движении.

Естественно встает вопрос о защите прав автовладельцев. В виду того, что данная проблема появилась не вчера, то можно констатировать, что до недавнего времени существовал определенный выбор способов защиты прав автовладельцев, но вновь появившаяся судебная практика внесла в них существенные коррективы. Но обо всем по порядку.

Исходя из того, что аннулирование регистрации транспортного средства проводится на основании решения ГИБДД, то вполне логичным в данной ситуации является обжалование решения органа государственной власти в гражданском процессе в рамках производства по делам из публичных правоотношений, т. к. этим решением нарушаются права граждан (в частности, право пользования транспортным средством). Но здесь нужно учитывать то обстоятельство, что в действующем законодательстве содержится указание на обязанность органа ГИБДД не допускать транспортные средства, имеющие измененную маркировку: ФЗ «О безопасности дорожного движения» (п. 3 ст. 15 косвенно говорит об этом), Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (абз. 2 подп. «з» п. 12), Приказ МВД от 27 января 2003 г. «О порядке регистрации транспортных средств» (п. 17, 55, 76). Таким образом, можно сделать вывод о том, что решение ГИБДД об аннулировании регистрации принято в соответствии с законом и в пределах компетенции данного органа государственной власти, что влечет в соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ отказ суда в удовлетворении жалобы.

Читайте так же:  Каким образом заполняется приказ о трудоустройстве на работу

Другой способ, который применялся на практике – предъявление иска о признании права собственности и устранении препятствий в пользовании автомобилем. Думается, такое решение проблемы также носит бесперспективный характер по следующим причинам: вынося решение об отказе в регистрации транспортного средства или аннулирования регистрации, орган ГИБДД фактически не допускает транспортное средство к участию в дорожном движении по основаниям, предусмотренным в законодательстве, что относится к сфере административно-правового регулирования, и не оспаривает такие вопросы как принадлежность транспортного средства определенному лицу. Таким образом, даже имея «на руках» решение суда о признании права собственности на транспортное средство, проблема его участия в дорожном движении решена не будет.

Третий способ решения проблемы – обращение с требованиями к продавцу транспортного средства о расторжении договора купли-продажи и возврата стоимости товара; возмещении убытков. Логика данных исков примерно такова: продавец обязуется передать товар (автомобиль), качество которого соответствует договору купли-продажи или при отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара передать товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Естественно, основное назначение автомобиля, как товара, заключается в том, чтобы он участвовал в дорожном движении и, соответственно, невозможность такого участия можно отнести к недостаткам товара (точнее – к существенным недостаткам, поскольку устранить их не представляется возможным). В этом случае, руководствуясь п. 2 ст. 475 ГК РФ, покупатель в случае существенного нарушения требований к качеству товара может отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы либо замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

Вместе с тем, применение данного способа защиты может быть осложнено следующими обстоятельствами:

Во-первых, зачастую отношения между покупателем и продавцом по договору купли-продажи транспортных средств оформляются, так называемыми, справками-счетами через торгующие организации. Первая возможная проблема: в справке-счете указана сумма, не соответствующая реальной покупной цене автомобиля (зачастую в 10, 100, а то и более раз меньше) – в данном случае покупатель вправе претендовать только на ту сумму, которая обозначена в справке-счете. Вторая проблема – торгующая организация в справке-счете указана как комиссионер, соответственно, в случае предъявления иска к продавцу, последний имеет все основания возражать против иска покупателя, поскольку по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент (реальный продавец) и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (п. 1 ст. 990 ГК РФ).

Во вторых, не исключен вариант, когда измененная маркировка номера «вскрывается» через достаточно продолжительный промежуток времени после продажи транспортного средства, и, соответственно, найти продавца достаточно проблематично.

Четвертый возможный вариант решения проблемы косвенно вытекает из положений п. 17, 76 Правил регистрации автомототранспортных средств и суть его заключается в следующем: в случае, если происхождение измененной маркировки кроется в естественном износе, коррозии транспортного средства, то в соответствии с абз. 2 п. 17 Правил регистрации регистрационные действия могут проводиться в случае, если эти обстоятельства будут подтверждены соответствующим заключением (справкой) эксперта, а также при наличии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.

Таким образом, подводя некоторые выводы настоящей статьи, можно констатировать, что реального действенного во всех случаях юридического механизма по защите прав автовладельца, в случае если ему принадлежит транспортное средство с измененной маркировкой, нет. О перспективах применения какого-либо из перечисленных выше способов защиты именно в Вашем конкретном случае можно получить информацию обратившись за получением юридической услуги в виде изучения документов с последующей консультацией к специалистам в области права (юристам, адвокатам).

В заключении хотелось бы обратить внимание на те меры, которыми автовладелец может обезопасить себя от данных проблем. Как бы ни банально это звучало, при приобретении транспортного средства следует, прежде всего, самому или при помощи специалистов проверить автомобиль на предмет наличия у него признаков поддельных маркировочных обозначений и соответствия последних документам на транспортное средство. Далее, следует все же избегать оформления отношений купли-продажи транспортного средства при помощи справки-счета, а оформлять надлежащим образом составленным договором купли-продажи (с указанием тех условий, которые указаны в п. 35.1 Правил регистрации автомототранспортных средств), подготовка которого, как правило, имеется в перечне юридических услуг, оказываемых юристами и адвокатами.

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ ЮРИСТА ПО ТЕЛЕФОНУ

+7 (499) 350-84-28 – Москва и МО, +7 (812) 429-71-15 – Санкт-Петербург и ЛО, +7 (800) 555-67-55 доб 519 – по России

ВОПРОС: Купил автомобиль у физического лица по договору купли-продажи. При постановке его на учет в УГИБДД была проведена экспертиза, которая установила, что на кузове автомобиля перебиты номера. Обратился к продавцу с требованием о расторжении договора и возврате, уплаченных за автомобиль, денег. Продавец вернуть деньги отказался, говорит, о том, что на кузове перебиты номера он не знал, а автомобиль до этого уже находился на учете в этом же УГИБДД и ранее никаких претензий, как при постановке на учет, так и снятии с него, не возникало. Поэтому именно УГИБДД должно нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а не он, поскольку, в данном случае, продавец является ненадлежащим ответчиком. Если на автомобиле перебиты номера, вправе ли я предъявить требования к продавцу, а не к УГИБДД?

ОТВЕТ: В силу п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Читайте так же:  Порядок составления заявление в суд о снятии ареста

Согласно п.2 ст.475 ГК РФ в случае существенного нарушения требований к качеству товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков) покупатель вправе по своему выбору: отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы; потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору.

В соответствии с п.1 ст.476 ГК РФ продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

Пунктом 11 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» (Утв. Постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23.10.1993 №1090) установлено, что запрещается эксплуатация: транспортных средств, имеющих скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или регистрационные знаки;

Из данных положений следует, что Вы не вправе эксплуатировать автомобиль с измененными номерами кузова, а, следовательно, лишены права пользования им, то есть лишены того, на что рассчитывали при его покупке. Данный недостаток является существенным и не может быть устранен. Следовательно, если на автомобиле перебиты номера Вы вправе предъявить иск к продавцу, поскольку он, как следует из статей 475 и 476 ГК РФ, несет ответственность за данный недостаток.

О возврате автомобилей с перебитыми номерами кузова

То не паниковать, хотя дело обстоит не очень хорошо.

Здравствуй, дорогой читатель!

Возможно тебе поможет данная статья.

Хочу поделиться опытом об изъятии в 2016-м году легкового авто купленного еще в 2013-м году. Авто было куплено добросовестно через простую форму сделки (ПФС), оформленной в ГАИ г.Астана. Раньше при постановке и снятии на учет атотранспортного средства проверялось только соответствие номера кузова на авто с номером в техпаспорте. Но после появления специализированных ЦОНов, в особенности в городах Астана и Алматы, начали работу криминалисты, которые проверяют не только соответствие номеров в техпаспорте и номера на кузове, но и принадлежность бирки/шильдика/планки с номером к самому кузову авто. Если криминалисты определят, что номер был перебит/врезан/вварен/закрашен и так далее, то сразу блокируют авто и ставят на штрафстоянку.

1. Тщательная работа опытных криминалистов на выявление каких-либо физических изменений в самом номере на кузове путем использования специальных средств, включая “царскую водку” (азотная кислота), которая разъедает краску, потертости и другие “камуфляжи”.

2. Блокировка авто на штрафстоянке. Если авто доедет до штрафстоянки, то дело передается в департамент по ДТП и через назначенного дознавателя запускается процедура повторной криминалистической экспертизы (новые криминалисты, не из специализированных ЦОНов). Дознаватель – Ваш куратор по всей процедуре с момента заведения дела до момента его закрытия/решения. В зависимости от загруженности и характера работы дознавателя все этапы процедуры могут быть как быстрыми, так и очень медленными. В моем опыте было очень сложно попадать на прием к дознавателю из-за физических барьеров пропускного режима в департаменте.

3. Повторная криминалистическая экспертиза. Дознаватель дает направление и с этим направлением необходимо договариваться с криминалистом о времени экспертизы, отвозить на штрафстоянку, забирать обратно в офис организации и тд.

Результатом экспертизы является заключение, которое, как правило, делается 1 месяц!

4. Два исхода событий

А. Вам повезло – в заключении написано, что первичный (оригинальный номер) установить невозможно. Есть шанс “вытащить” авто со штрастоянки.

Б. Вам не повезло – определили оригинал номера кузова и по базе данных машина числится в угоне.

В случае (А). Пишите заявление на имя начальника ДВД (руководство дознавателя) с текстом, что вы просите выпустить машину со штрафстоянки, вы осознаете, что машина является вещественным доказательством и в случае необходимости вы обязуетесь явиться по требованию сотрудников ДВД. Пару недель и машину вам выпускают. НО. имейте в виду, что с учета вы уже ее не снимите и не поставите (ИМХО).

В случае (Б). Опыта не было, но по слухам про авто можно забыть минимум на год.

В любом случае собственностью государства являются только государственные номера, остальное (если вы добросовестный покупатель) – Ваша собственность.

Как я попал в спец ЦОН.

В субботнее время утром, выйдя на парковку, не обнаружил переднего номера. Поехал в РОВД, чтобы оповестить и получить справку о принятии уведомления (не дай Бог, если Ваш номер попадет к злоумышленникам).

На основании уведомления отправился перевыпускать, либо делать дубликат номера в спец ЦОН. Дубликат на тот момент изготавливался 1 месяц, новые номера – 1,5 часа. Естественно решил сделать новые номера. Но при изготовлении новых номеров авто проверяют те самые криминалисты.

С момента изъятия авто до момента эксплуатации ушло 3 месяца! С учетом изготовления дубликата.

Всем удачи и не попадаться в подобные истории!

Изображение - О возврате автомобилей с перебитыми номерами кузова 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here