Обзор процесса приватизации

Предлагаем статью на тему: "обзор процесса приватизации" с комментарием от профессионального юриста.

Понятие «приватизация» впервые вошло в нашу жизнь в середине 1991 года. В то время мало кто понимал, что оно означает, какие преимущества и недостатки несет процесс приватизации. Дальнейшее развитие событий больше связано с распадом экономики и появлением первых олигархов. Приватизационные бумаги (ваучеры) не принесли долгожданного дохода и процветания.

Однако постепенно ситуация изменилась. На сегодня можно считать приватизацию стала одной из форм преобразования, когда собственность из рук государства или муниципии перейдет к частным лицам.

В дальнейшем ею можно распоряжаться по своему усмотрению: продавать, менять, завещать или дарить. Без приватизирования провести эти операции будет просто невозможно.

Государство предоставило уникальную возможность до 2018 года приватизировать один из объектов недвижимости. Конечно изменение статуса затрагивает интересы разных лиц и организаций.

Нужно хорошо знать свои права и обязанности, придерживаться основных правил при проведении процесса передачи:

  • Бесплатно удастся приватизировать жилье, исходя из установленной нормы. Это 21 квадратный метр на каждого нанимателя плюс 10 квадратов на семью. За дополнительную площадь придется доплатить. Рассрочка дается на 10 лет.
  • Ребенок вновь сможет поучаствовать в этом процессе, когда станет совершеннолетним.
  • Права и равную долю имеют все лица, которые постоянно проживают в квартире, комнате или доме.
  • Специальный список будет составлен для претендентов. В их число входят военнослужащие, лица проходящие длительное лечение или осужденные на определенный срок. Ограничения коснутся тех жильцов, кто имеет временную прописку или арендовал недвижимость.
  • Отказ последует, если это аварийное или служебное жильё, помещения в общежитиях, квартирах и домах-музеях, недвижимость в закрытых поселениях и заповедниках.
Видео (кликните для воспроизведения).

Оговариваются сроки, которые после рассмотрения документов и проверки должны уложиться в 3 месяца.

Важно понимать, что в при любой приватизации задействовано два участника, один из которых — государство. Только не следует путать это с разгосударствлением, хотя здесь обнаруживается довольно тесная связь.

Приватизирование дает прекрасную возможность передать физическому лицу, фирме или членам коллектива предприятия и имущество, чтобы эффективней использовать все формы собственности. Для выкупа предприятия нередко привлекаются личные средства, берется кредит, происходит крупное инвестирование.

Для большинства граждан страны речь идет о приобретении комнаты, квартиры, земли или участка совершенно бесплатно.

Законодательство предусматривает следующий порядок:

  • Договор поможет установить равную долевую собственность для каждого жильца.
  • После развода супруги вправе сами распорядиться своей долей, не спрашивая разрешение друг у друга.
  • Внезапная кончина приведет к тому, что доля умершего будет разделена поровну между всеми собственниками.
  • Заключенный договор, связанный с приватизированием, подписывается взрослыми. Только ребенок получает законное право бесплатно приватизировать какую-либо недвижимость по достижении совершеннолетия.
  • Все заинтересованные лица обязаны не только подготовить документы, но и совместно подойти в отдел для их проверки и сдачи.
  • Ребенок по достижении 14 лет должен дать свое разрешение, чтобы тоже получить свою долю или стать единоличным собственником. Права малышей должны защищать его родители и заинтересованные люди в лице усыновителей и опекунов, которые подготавливают заявление и подписывают договор.

Существуют определенные правила и порядок действий, которых следует придерживаться.

Изображение - Обзор процесса приватизации proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F023-16

При несогласии становиться участником процесса приватизации любой гражданин имеет право подать отказ от участия в приватизации квартиры.

По этой ссылке можно найти пошаговую инструкцию по приватизации квартиры в 2018 году.

Сам процесс происходит поэтапно, но при этом все происходит на добровольных началах:

  • В первую очередь нужно заручиться согласием всех жильцов, прописанных на данной жилплощади. Если кто-то не согласен, то начать процесс не удастся.
  • После получения всех разрешений следует обратиться к нотариусу, чтобы заверить заявление, где будут стоять подписи всех проживающих. В прочем каждый сможет оформить свое согласие отдельно.
  • Чтобы облегчить процедуру, стоит также заверить доверенность для одного человека, который возьмет на себе дальнейшую подготовку документов.
  • Согласие несовершеннолетнего не потребуется, если ему не исполнилось 14 лет.
  • Собираются паспорта, свидетельства о рождении, браке и разводе. Необходимо иметь ордер, соглашение о социальном найме или другой правоустанавливающий документ на жилплощадь, а также последние коммунальные счета за 3 месяца.
  • Подготавливается выписка из домовой книги или справка из домоуправления о количестве всех проживающих. Временно зарегистрированные жильцы в расчет не берутся.
  • В БТИ могут затребовать дополнительные документы, если выдан новый паспорт, изменилось место жительства, фамилия и имя. Произошедшая перепланировка должна проходить только на законных основаниях.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прежде чем отдавать собранный пакет на проверку, не помешает еще раз убедиться в том, что здесь присутствуют обязательные справки, которые заверят:

  • коммунальные услуги полностью оплачены;
  • жильцы никогда не приватизировали другое жилье;
  • все данные взяты из единого реестра;
  • присутствует выписка из кадастра;
  • есть выписка из прежних адресов регистрации, существовавших после 1991 года;
  • служебная квартира или комната в общежитии изменили свой статус и стали муниципальной собственностью.

С подготовленным пакетом и заявлением надо подойти в территориальный отдел, занимающийся приватизацией. Следует прийти всем заинтересованным лицам вместе с паспортами и свидетельствами.

Когда кто-то из заявителей не сможет это сделать, то потребуется оформить отдельную бумагу у нотариуса, чтобы подтвердить согласие на проведение приватизации.

Сотрудник отдела проверит бумаги и выдаст расписку, куда войдет опись поданных документов.

Изображение - Обзор процесса приватизации proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F28263895-yuridicheskaya-pomosch-v-privatizacii

Сложно точно предполагать, когда выдадут свидетельство, а в общем на это может уйти от одного до трех месяцев

Существует процесс обратной приватизации, который чаще всего именуют национализацией или деприватизацией.

В капиталистических странах при проведении национализации государство обменивает государственные ценные бумаги на акции предприятия. В России после революции и второй мировой войны частная собственность забиралась принудительно, без выплаты дивидендов.

Закон о национализации еще не вступил в силу, но заработала процедура, касающаяся обратной приватизации:

  • при деприватизации частная собственность будет возвращена государству после того, как произошла приватизация.
  • часто ее проводят тогда, когда жильцы не в состоянии содержать квартиру или дом, проводить капитальный ремонт, оплачивать квартплату;
  • не выплачиваются налоги, так как после проведения инвентаризационной оценки недвижимость возрастает в цене;
  • деприватизация выгодна жильцам, проживающим в домах, находящихся в аварийном состоянии или готовящихся под снос (в этом случае удастся получить новую квартиру).
Читайте так же:  Корпоративный фильм кадры, которые решают все

Минусом считается одно обстоятельство. Теперь уже не получится бесплатно приватизировать жилплощадь и придется выложить определенную сумму за квартиру.

Процедура нередко влечет за собой множество спорных моментов. Надо постараться решить их как можно скорее, чтобы не затягивать процесс выдачи свидетельства.

Часто выдвигаются различные требования:

  • Чиновник требует множество справок, подтверждающих что квартира, дом или участок не были приватизированы.
  • Отсутствие одного из жильцов, находящего в длительной командировке, приводит к задержке и отказу, если нет письменного нотариально оформленного согласия или оно подвергнуто сомнению.
  • При приватизации в доме барачного типа, когда он не находится в ветхом состоянии, необязательно приносить документы всем жильцам. Достаточно представить заявления одному собственнику, после его заверения у нотариуса.
  • Очень сложно убедить всех зарегистрированных лиц в преимуществах приватизации. Несогласие одного человек сделает невозможным проведение всего процесса.
  • Проблема возникает в тот момент, когда во время рассмотрения умирает один из жильцов. Ведь его доля может по завещанию перейти к наследнику, не проживающему на данной жилплощади.

Изображение - Обзор процесса приватизации proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F01%2F2016-10-28_Kak-podobrat-horoshego-advokata

Все спорные вопросы зачастую приходиться разбирать в судебном порядке, уже есть прецеденты, когда выписывалось лицо, не захотевшее участвовать в приватизации

Проблемы могут возникнуть в том случае, если квартира с долгами, накопившимися за определенный период времени. В домоуправлении или паспортном столе просто отказываются выдавать необходимые справки и выписки.

Законодательство не запрещает проводить приватизацию, несмотря на долги. Сотрудники обязаны обосновать свой отказ, иначе появится повод для обращения в прокуратуру и привлечения к административной ответственности.

Тем не менее, желательно заранее договориться об отсрочке платежа, связанного с коммунальной задолженностью. Можно определить срок оплаты, тем более что на рассмотрение документов уйдет не один месяц.

Помочь в приватизации могут компании, специализирующиеся на оказании подобного рода услуг. Они возьмут сбор документов на себя, когда заверят доверенность.

После того, как свидетельство будет выдано, его необходимо зарегистрировать, чтобы воспользоваться всеми преимуществами нового статуса:

  • владелец наконец то сможет распоряжаться недвижимостью и землей: продавать, сдавать в аренду, обменивать;
  • можно подарить или оставить завещание на конкретное лицо;
  • никто не сумеет безнаказанно выселить из квартиры, не выплатив соответствующую сумму или предложив взамен другое жилье;
  • не составит труда временно зарегистрировать человека на своей жилплощади (в домоуправлении не смогут отказать в этой просьбе);
  • удастся сделать перепланировку, не собирая кучу различных бумаг и справок;
  • упрощается оформление кредита, даже если он ипотечный (недвижимость и земля являются отличным залогом для банков и кредитных учреждений);
  • это же обстоятельство может стать минусом, поскольку приватизированную недвижимость смогут забрать за долги;
  • сумма налога будет постоянно увеличиваться с каждым годом, квартплата тоже вырастет;
  • если не составлено завещание, то на квартиру будут претендовать все наследники;
  • собственник обязан содержать жилплощадь в полном порядке, участвовать в ремонте или капитальной реконструкции дома.

Плюсов после приватизации жилья гораздо больше, чем минусов. Государство постоянно переносит сроки, когда это можно сделать бесплатно. Не исключено, что в скором времени это положение закона перестанет действовать и за приватизацию придется выкладывать немалую сумму.

Изображение - Обзор процесса приватизации proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F019-18

Повторная приватизация квартиры может быть разрешена совершеннолетнему гражданину, который желает приватизировать муниципальную квартиру.

Как происходит приватизация придомовой территории в многоквартирном доме, читайте здесь.

Куда нужно платить госпошлину за приватизацию квартиры, можно узнать отсюда.

“Всегда ли приватизация носит положительный характер?”

Рассмотрим как и положительные, так и отрицательные стороны приватизации в России.

Причины провала процесса приватизации (что есть минусы):

По оценкам многих мировых экономических экспертов, приватизация в России послужила основой гигантских экономических афер и переделу собственности в пользу лиц, находящихся в близости к политическому руководству. Одна из основных причин заключается в том, что в системе не было создано объективных предпосылок рыночных реформ, отсутствовала рыночная инфраструктура, в рамках которой действуют данные стимулы, что неизбежно ведет к иным, чем на Западе, результатам.

В ходе первой волны приватизации подавляющая часть предприятий оказалась под контролем их администрации или коллективов, предприятия сталкивались с оттоком инвестиций на выкуп акций в пользу администрации. Иностранные инвесторы, за исключением особых случаев, не стремились стать владельцами российских предприятий, поскольку на торги выставлялись не подготовленные предприятия, не представлялась реальная информация об их состоянии, не обеспечивались политические и экономические гарантии иностранных инвестиций.

На первом этапе приватизации государство могло в обмен на права собственности требовать от иностранного участника гарантий по реализации инвестиционных программ, сохранению профиля предприятия и решению социальных вопросов, а также ограничивать или регулировать доступ иностранных инвесторов в отрасли, обеспечивая национальную безопасность. Новые владельцы акций (администрация предприятий) либо блокировали иностранного партнера, либо требовали особых условий продажи, не связанных с проблемами существования и развития предприятия. Полученные от продажи средства нередко поступали не в госбюджет, а на счета коммерческих организаций или администрации предприятий.

Приватизация не способствовала усилению социальной защищенности и развитию объектов инфраструктуры, а практически повсеместно привела к их разрушению, поскольку средства от приватизации на развитие объектов социальной инфраструктуры практически не поступали. Предприятия и местные власти в силу понятных причин от объектов инфраструктуры отказывались, поэтому их за бесценок приобретали предпринимательские структуры в целях последующего перепрофилирования.

Незащищенности населения способствовали массовое банкротство и ликвидация многих предприятий. Закрытие даже небольших предприятий может заблокировать целые вертикальные производственные структуры, что чревато тяжелыми последствиями для всей экономики. Особенно тяжело это сказывается на небольших городах, где такие предприятия являются градообразующими – в этих случаях безработица становится массовой. Во-вторых, на предприятиях-монополистах, как правило, работают специалисты высокой и уникальной квалификации, которым не просто найти применение на других предприятиях.

Не произошло провозглашенного оживления предприятий и национальной экономики в целом. Макроэкономические показатели экономики ухудшились в беспрецедентных размерах. Фактически приватизация способствовала:

– дроблению единых технологических комплексов и разрыву кооперационных связей, разрушению системы управления и поддержки предприятий стратегического комплекса, научно-технической сферы;

– форсированию регионализации федеральной собственно собственности и нарушению отраслевых и межотраслевых связей.

. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

. Переход государственного имущества в частную собственность, что позволяет приобретателю пользоваться имуществом по своему усмотрению.

Читайте так же:  Порядок нанесения печати в трудовую книжку при увольнении

. Административное установление высоких “заданий” по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них – порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости. Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели после чековой приватизации. Это – перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость (“чековая приватизация”).

Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат – долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в России наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая “парциальная” приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах. Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор (вкладчик). К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.

Но главный итог первой приватизации все же иной: она позволила создать в России рыночный уклад. При всех недостатках процесса мы сильно недооцениваем это важнейшее последствие. Между прочим, население, относясь в массе своей негативно к той “исторической” приватизации, оценивает ее плоды гораздо более позитивно. Опрос россиян об их отношении к разным секторам экономики зафиксировал важную тенденцию: лучше они относятся к торговле, к промышленности по производству продуктов питания, к некоторым другим секторам, где доминирует частный капитал. А хуже всего – к одной из основных вотчин государства к ЖКХ.

Приватизация дает право людям чувствовать себя владельцами своих имуществ, дает возможность жить спокойно, не боясь того ,что в любой момент кто нибудь может отнять у людей их имущество. Приватизация дает гарантию того, что мы не окажемся на улице и без жилья.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Путинцева Н.А.

кандидат экономических наук, доцент

кафедры государственного управления и местного самоуправления

Санкт-Петербургский государственный экономический университет (СПбГЭУ)

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПРИВАТИЗАЦИИ В РОССИИ: ЕЕ ОСОБЕННОСТИ, АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация

В статье обобщен опыт проведения приватизации в современной России, ее социально-экономических последствий для экономики в целом и различных социальных групп в частности. Особое внимание уделяется новому этапу приватизации, ее несвоевременному началу в период обесценивания реальных активов и возможных альтернативных вариантов приватизации. Изучение зарубежного опыта позволило сформулировать в статье рекомендации, которые могли бы максимально сгладить последствия залоговых аукционов 90-х гг., способствовали бы возврату доверия народа к власти.

Ключевые слова: приватизация, залоговые аукционы, компенсационный налог, корпоративное управление

Putintseva N.A.

Ph.D. in Economics, Associate professor

Department of Public Administration and Local Self-Government

St. Petersburg State University of Economics,

THE MODERN STAGE OF PRIVATIZATION IN RUSSIA: ITS FEATURES, ALTERNATIVES AND CONSEQUENCES

Abstract

The article summarizes the experience of privatization in modern Russia, its socio-economic consequences for the economy as a whole and the various social groups in particular. Special attention is paid to the new stage of privatization, its late start in the period of depreciation of real assets and possible alternatives to privatization. The study of international experience has allowed to formulate recommendations that could be possible to mitigate the effects of mortgaging auctions 90-ies., would help return people’s trust in government.

Keywords: privatization, mortgage auctions, tax compensation, corporate governance

Приватизация, проведенная в России в 90-е годы прошлого века, вошла в историю России как образец беспрецедентного перераспределения общенародной собственности и денежных средств населения в интересах ограниченного круга вновь образовавшихся собственников и появление новых социальных групп: новых русских и новых бедных.

В реальности процесс приватизации сопровождался нарушениями, как со стороны федеральных органов государственной власти, и их уполномоченных представителей, так и руководителями приватизируемых предприятий, в результате чего, часть даже объектов стратегической важности были отчуждены в пользу российских и иностранных лиц по заниженным ценам. Надежда на высокую инвестиционную активность иностранных инвесторов так же не оправдала себя, на предприятиях с контрольным пакетом акций в руках иностранных инвесторов было отмечено даже падение уровня производства и социальной защиты работников.

Читайте так же:  Реально ли получить автокредит без справок о доходах

В годы приватизации была популярна идея, что приватизация – это форма возврата собственности, которая была национализирована большевиками в 20-е гг. XX века. Однако те предприятия, которые были национализированы в 1918-1920 годы к моменту приватизации 90-х гг. производили лишь 0,17% от объема промышленной продукции СССР 1990 года. После 1991 года была приватизирована промышленность, полностью созданная советским народом – в основном, поколениями, родившимися после 1920 года.

Приватизация 90-хх гг. явилась так же механизмом деиндустриализации России и ряда постсоветских республик, и таким образом механизмом самоустранения страны в рамках международной конкуренции. Так были уничтожены самые высокотехнологические производства и целые отрасли промышленности, такие как, например, тракторостроение, авиационная и фармацевтическая промышленность. В качестве примера показателен опыт Воронежского завода полупроводникового машиностроения, производящего телевизионные трубки. В ходе приватизации фирмой «Филипс» был выкуплен контрольный пакет акций этого завода под предлогом модернизации для выпуска современных телевизионных трубок, остановлена работа завода, а также еще с десяток телевизионных заводов страны, непосредственно зависящих от поставок телевизионных трубок. Был осуществлен демонтаж производственных мощностей, роспуск квалифицированного персонала. В дальнейшем фирма «Филипс» покинула объект, под предлогом несоответствия их ожиданиям деловой среды в этом регионе России Таким образом, в России была уничтожена восокотехнологичная конкурентоспособная отрасль и расчищен рынок сбыта для иностранных аналогов. И таких примеров огромное множество.

Итоги и механизмы приватизации были с удивлением восприняты даже прогрессивными слоями западного общества. Несправедливость приватизации в России признает и власть, так в 2012 году В.В. Путиным в рамках предвыборной компании было отмечено, что приватизация 1990-х годов, включая залоговые аукционы, была нечестной, однако пересматривать ее итоги органы власти не считают возможным.

Однако вслед за признанием нечестности приватизации 1990-х годов, Российской власти стоило бы позаимствовать опыт ликвидации последствий «приватизации по дешевке», проведенной М.Тэтчер. Английское общество воспользовалось введением компенсационного налога, как разницы между реальной ценой предприятия и платой за него в ходе несправедливой приватизации: забрав у бизнеса подаренное реформаторами, оставив полученную прибыль. Реальная трудность введения компенсационного налога – необходимость вынимать деньги для его уплаты из оборотных средств предприятия, подчас в ущерб деятельности предприятия. Однако вывод денежных средств чреват в основном для владельцев, не занимающихся развитием, а проедающих активы предприятия, тогда как для эффективных собственников, занимающихся развитием и сильно нарастивших капитализацию выплата компенсационного налога не должна стать проблемой [1]. Компенсационный налог – лишь частный случай реализации базового принципа, позволяющего уйти от ложного выбора между национализацией и приватизацией.

В период работы Государственной Дума второго созыва, во главе с депутатами коммунистами был составлен перечень стратегических объектов, не подлежащих приватизации и таким образом приостановлен процесс приватизации ключевых объектов сохранившейся государственной собственности, прежде всего ВПК.

Однако с наступлением в 2008 году финансового кризиса, сопровождавшегося падением цен на нефть, снижением роста валового дохода и, следовательно, снижением роста доходов бюджета, правительство вновь обратило внимание на возможность приватизации, причем стратегически важных предприятий, как источнику восполнения бюджетных средств, планируя к 2017 году сохранит в ряде компаний только «золотую акцию».

Самая главная особенность современного этапа приватизации: все предприятия, которые сейчас готовят к приватизации, являются эффективными предприятиями, принося большие, а иногда и огромные прибыли в бюджет в виде налогов (например: алмазодобывающая АК Алроса», которая в 2012 году в общей сложности уплатила налогов республике Якутия в размере 28 млрд рублей, в то время как вся доходная часть бюджета Якутии в тот год составила 125 млрд рублей).

Ответ на вопрос о причинах и целях новой волны приватизации становится более или менее очевиден, если обратить внимание на удивительное совпадение, что начало приватизации совпадает с началом реализуемой в США и Евросоюзе политики «количественных смягчений», под которой понимается монетарная политика центральных банков (в данном случае ФРС) для стимулирования национальной экономики, и заключающаяся в эмиссии денег. Согласно «Отчету счетной палаты США о частичном аудите ФРС» в период финансового кризиса ФРС эмитировала 16 трлн долларов в виде низкопроцентных или беспроцентных кредитов, которые были розданы крупнейшим банкам Уолл-Стрит и крупнейшим европейским банкам. Информация о дальнейшем использовании этих 16 трлн долларов отсутствует в официальных отчетах, а сами денежные средства не отражаются в балансах центральных банков. Ряд ведущих экспертов считает, что именно эти денежные средства были использованы для приобретения российской собственности, для того, чтобы компьютерные ноли превратить в реальные активы [2].

Альтернативный вариант современной приватизации предложен советником Президента, академиком С.Ю. Глазьевым, согласно которому предпочтение отдается вовлечению граждан в приватизацию [3]. В качестве таких акционеров могли бы выступить работники приватизируемого предприятия. Весь мировой опыт подтверждает, что вовлечение трудящихся в управление предприятием — это большая польза для корпоративного управления, так как срабатывает эффект мотивации. И ваучерная приватизация 90-х гг. – это как раз и была попытка вовлечения трудящихся в корпоративное управление.

Так же в качестве акционеров могли бы быть привлечены граждане, которые активно участвуют на финансовом рынке и которых в современной России насчитывается около миллиона человек. И третья категория – это граждане, потерявшие сбережения, которые были обесценены вследствие замораживания вкладов в период гиперинфляции начала 90-х годов. Восстановление реальной стоимости вкладов под условие их дальнейшего использования только на инвестиционные цели, помогло бы решить государству проблему приватизации и одновременно способствовало бы решению серьезной социальной проблемы, которая выражается в недоверии граждан к институтам власти.

Список литературы / References

  1. Делягин М.Г. Компенсационный налог на нечестную приватизацию 90-х: восстановит ли он справедливость? [Электронный ресурс] // Официальный сайт д.э.н. Делягина М.Г. 14.03.2014. URL: http://delyagin.livejournal.com/494146.html (дата обращения: 27.10.2016).
  2. Катасонов В.Ю. О письме С.Ю. Глазьева В.В. Путину [Электронный ресурс] // ИАС «Русская народная линия». 21.01.2013. URL: http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/21/valentin_katasonov_mir_okkupirovan_rossiya_chast_etoj_okkupirovannoj_territorii (дата обращения: 27.10.2016).
  3. Глазьев С.Ю. О рисках новой волны приватизации России [Электронный ресурс] // Интернет издание АО «Газета.Ру». 08.02.2016. URL: https://www.gazeta.ru/business/2016/02/08/8062997.shtml (дата обращения: 27.10.2016).

Список литературы на английском языке / References in English

Конец приватизации положило изменение отношения власти к приватизации. Она перестала видеть в ней смысл.

Читайте так же:  Можно ли продать машину в кредите

Для доходов бюджета приватизация была уже не нужна – бюджет в “тучные годы” сводился с огромным профицитом. Сокращать присутствие государства в экономике власть не хотела, наоборот, ей нравилось расширение возможностей “ручного управления” и засылки “докторов” к крупному бизнесу.

В “тучные” годы бюджетного профицита планы приватизации в стране были не особенно амбициозными, да и выполнялись лишь наполовину, так как на торги выставлялись в основном неликвидные активы. Так и не были проданы “СГ-Транс”, “КамАЗ”, “Центральный телеграф”, которые “кочевали” из одной программы приватизации в другую.

А в кризисные годы, когда акции значительно упали, приватизировать оказалось невыгодно. Приватизация с середины нулевых годов по настоящее время фактически приостановлена, и даже начался обратный процесс – национализация формальная (доля в собственности) и фактическая (определяющее влияние на управление). С кризисом 2008-2009 гг. масштаб процессов национализации резко усилился – в ходе “мероприятий по спасению из кризиса” доля государства в госбанках значительно выросла (за счет докапитализации в разных формах, которую на десятки миллиардов долларов получали именно государственные банки). А сами госбанки существенно нарастили свое влияние на экономику. Под контроль госбанков переходят огромные куски ранее частной собственности.

Ползучая национализация продолжается до сих пор. Из последних примеров: покупка инвестиционной компании “Тройка-Диалог” Сбербанком означает, в числе прочего, что “АвтоВАЗ” вновь становится государственным – доля госсобственности в нем превышает 50%.

За 10 лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тысяч госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.

Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово-промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.

На современном этапе приватизация федерального имущества является одним из инструментов достижения целей перехода к инновационному социально ориентированному развитию экономики.

В 2010 году было приватизировано только 10% от запланированных к продаже активов.

В то же время план по финансовым показателям был перевыполнен на 26 процентов. Государство выручило от продажи имущества 22,7 миллиарда рублей, вместо ожидаемых 18 миллиардов.

На продажу были выставлены акции тысячи компаний, но инвесторы нашлись только на 120 из них. Наибольшим спросом пользовались предприятия агропромышленного сектора, сферы услуг и издательского дела.

Крупнейшими сделками стала продажа 13,1 процента акций “Росгосстраха” за 8,7 миллиарда рублей и государственных долей в “Мосметрострое” и “Научно-исследовательском тракторном институте НАТИ” за 7,6 и 1,3 миллиарда рублей соответственно.

Как отмечает газета “Московские новости”, в отчет также были включены сделки, совершенные под конец года, платежи по которым поступили в 2011 году. Общий объем этих сделок составил 10 миллиардов рублей, самые значительные из них: приватизация аэропорта в Новосибирске за 2,8 миллиарда рублей и Туапсинского морского торгового порта за 1,6 миллиарда.

Общий объем средств, которые государство планирует выручить в ближайшие годы за приватизацию своих активов, составляет 1,8 триллиона рублей. Самая крупная состоявшаяся сделка в рамках этой инициативы – продажа 10 процентной доли в ВТБ. Цена сделки составила 95 миллиардов рублей. В ближайшее время планируется продать 7,6 процента акций Сбербанка.

Президент России Дмитрий Медведев сообщил, что поручил правительству до 1 августа 2010 скорректировать график приватизации, поскольку нынешние планы слишком скромны. Данное предложение не касается программы приватизации на 2011 год.

“Государству не нужны столь большие объемы собственности. Правительство представило предложения по графику приватизации крупных компаний. Реализация этих планов безусловно необходима, но они слишком скромны”, – заявил Медведев, добавив, что необходимо рассмотреть возможность отказа от контроля в крупных активах.

“Более осторожный подход требуется только в отношении инфраструктурных монополий и предприятий, необходимых для обеспечения военной безопасности государства”, – подчеркнул он.

Осенью 2010 года правительство одобрило программу приватизации, согласно которой доля государства в этих активах должна быть снижена до контрольной. По оценке Минфина, доходы государства в течение ближайших пяти лет от продажи госактивов составят примерно 10 миллиардов долларов ежегодно. Однако, по мнению администрации президента, дальнейшее снижение участия государства в этих активах благоприятно скажется на инвестклимате.

Доходы консолидированного бюджета РФ от приватизации.

Фактическое поступление, млрд руб.

Среднегодовой курс, руб./дол.

Фактическое поступление, млрд дол.

ВВП в текущих ценах, млрд руб.

Доходы консолидированного бюджета РФ

% к доходам консолидированного бюджета

Данные по доходам бюджета от приватизации, приводимые Росстатом, Госкомимуществом и бюджетной статистикой различаются, иногда весьма значительно. Более того, они не сходятся даже внутри одного Росстата. В качестве основы использованы данные Федерального казначейства, где их нет – Росстата, для 2011-2013 гг. – закон о бюджете. Примечание: данные до 1998г. – трлн руб.

Изображение - Обзор процесса приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fstudbooks.net%2Fimag_%2F29%2F161014%2Fimage002

Рис. 1. Доходы консолидированного бюджета от приватизации в 1993-2013 гг.

Изображение - Обзор процесса приватизации proxy?url=https%3A%2F%2Fstudbooks.net%2Fimag_%2F29%2F161014%2Fimage003

Рис. 2. Доля доходов от приватизации в ВПП и консолидированном бюджете в 1993-2013, %

1993-1994гг. – массовая приватизация.

1995-1996гг. – явная пауза (за исключением залоговых аукционов).

1997-2005гг. – низкие темпы приватизации для повышения доходов бюджета, изредка и случайно происходящие крупные приватизационные сделки, как правило, с иностранцами. По существу выделяются только 1997-й, 2000-й и 2003-2004 гг.

2006г. – фактическое прекращение приватизации (за 5 лет – менее 1 млрд дол. в год), поворот приватизации вспять, к решительному усилению госсектора.

На этих графиках не нашли своего отражения крупнейшие приватизационные сделки 2006-2007 гг. на общую сумму в 27 млрд дол., что больше, чем принесла бюджету приватизация за предыдущие 15 лет реформ – 1992-2006 гг. (21,3 млрд дол.). Фактически это был пик приватизации. Однако он не попал на график, поскольку эти доходы бюджет не получил.

2006-2007: “народные IPO” – приватизированная приватизация

После кризиса 1998г. и девальвации рубля бизнес пошел вверх. Госкомпании из объекта для продажи превращались уже в субъекта, который все больше влияет на процесс приватизации. Наконец, госбизнес нашел способ, как обратить приватизацию в свою пользу.

И вот идея с “народными IPO”: госкомпании выходят на биржу и к населению и продают свои акции.

Читайте так же:  Как правильно написать расписку об отсутствии претензий при дтп

· Июль 2006г. – IPO “Роснефти”, участвуют 115 тыс. чел., покупая по 203 руб./акция на общую сумму около 750 млн дол. Всего размещено акций на 10,4 млрд дол. “Роснефти” это IPO очень нужно еще и чтобы подправить изрядно подмоченную репутацию в связи с недружественным поглощением “ЮКОСа”.

· Март 2007г. – SPO (вторичное размещение акций)Сбербанка, 45 тыс. заявок физических лиц по 89 тыс. руб./акция на сумму 800 млн дол. (меньше людей, потому что слишком высока стоимость акции). Общая сумма размещения – 9 млрд дол.

· Май 2007г. – IPO “ВТБ”, рекордные показатели: 124 тыс. заявок физических лиц по 13,6 коп./акция на сумму 1,6 млрд дол. Общая сумма размещения – 8 млрд дол.

Массовые рекламные кампании. Активное участие сотен тысяч людей. Три госкомпании собрали 27,4 млрд дол. Это на виду. А под этим…

Государство не получило ни копейки от этих размещений, доход от приватизации полностью ушел самим госкомпаниям, которые фактически приватизировали доходы от приватизации. Формально доля государства в этих компаниях просто “размывается” за счет нового выпуска акций. Идея оказалась заразительной, многие решили пойти этим путем (“АЛРОСа”, “Россельхозбанк” и др.), и не только в России. Например, в Казахстане появились проекты народных IPO. Но мировой кризис во второй половине 2007 г. заставил изменить эти планы.

Акции, размещенные в ходе “народных” IPO, в которые сотни тысяч граждан вложили свои деньги, почти сразу же упали в цене, и граждане-инвесторы оказались в убытках. Только “Роснефть” показывала некоторый рост (еще бы, при диком скачке цен на нефть!). Все акции упали в разы в ходе кризиса осенью 2008 г., затем взлетели до докризисных уровней. Как бы то ни было, а никакого скачка цен на эти акции в результате самого IPO население не увидело – госкомпании оказались слишком жадны и разместили акции по наивысшей цене. Более того, даже владение этими акциями оказалось недешевым – на плату депозитарию уходят практически все дивиденды. Продать акции, конечно, можно, но это непростая и недешевая процедура (надо идти к брокеру, заключать с ним договор о передаче акций в его депозитарий, выводить их на биржу, потом платить налоги и т.д.), и это мало кто делает. Люди оказались в ловушке.

Выгодность этих сделок для госкомпаний (которые по-прежнему в госсобственности) сомнений не вызывает. А вот выгодность для государства под большим сомнением. Речь не только об упущенных деньгах. Ведь получение огромных свободных денежных средств госкомпаниями (а уж тем более – банками) резко усиливало их позиции в экономике. Эта приватизация усиливала госсектор, а не сокращала его. Это была своеобразная “приватизация наоборот”, или “антиприватизация”, – потому, что смысл приватизации оказался вывернут наизнанку.

После кризиса 2008-2009 гг. российский бюджет оказался в дефиците. И правительство решило поправить положение дел с помощью приватизации. Теперь приватизация планируется именно за реальные деньги и именно в пользу бюджета.

На ближайшие 3 года в бюджете запланирован резкий всплеск приватизации – до 9-10 млрд дол. ежегодно. В октябре 2010г. состоялось секретное заседание правительства, на котором, судя по заявлениям первого вице-премьера И.Б. Шувалова, обсуждалась программа приватизации до 2015г., и на 2014-2015 гг. запланирована не пауза, а дальнейший рост приватизации – до 15 млрд дол. в год.

Всего за 5 лет правительство выставит на продажу акции 900 государственных предприятий, рассчитывая выручить 60 млрд дол. Россия продаст доли таких гигантов, как “Роснефть”, “РусГидро”, Сбербанк, “ВТБ”, “Российские железные дороги” (РЖД), “Совкомфлот”, “Аэрофлот” и аэропорт “Шереметьево”.

Выглядит как амбициозный план. Безусловно, правительство можно было бы только поддержать в его намерениях. Если бы не две проблемы.

Часть вырученных денег власти обещают вернуть в виде инвестиций в приватизированные компании. Это заявление совершенно непонятно. Идея бесплатных инвестиций возвращает нас лет на 15 назад, в эпоху залоговых аукционов и инвестконкурсов. Обмен же инвестиций на долю в собственности (в уставном капитале) предполагает “ползучую национализацию”. Оба варианта плохи.

Но главная проблема в том, что почти во всех этих предприятиях государство по-прежнему оставляет за собой контрольные пакеты, то есть разгосударствления не происходит, и в частные компании они не превращаются. В собственности государства после 5 лет этой приватизации останутся:

· 100% “Транснефти” и “Зарубежнефти” (по ним решения о приватизации вообще не приняты, также непонятна судьба “Аэрофлота” и государственных аэропортов – “Шереметьево” и “Внуково”);

· 75% “Россельхозбанка” и Федеральной сетевой компании;

· 51% “Сбербанка” и “РусГидро”;

· 50%+1 акция в “Совкомфлоте” и “Росагролизинге”.

Что же реально приватизируется? Названо только одно предприятие – Объединенная зерновая компания (100%). Что удивительно, так как она выполняет госфункции и управляет государственным интервенционным фондом сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия объемом до 10 млн т зерна общей стоимостью под 50 млрд руб. Приватизировать компанию без этой функции – сразу снизится ее стоимость. А идея приватизации самой этой госфункции – очень странная. Похоже, кому-то хочется управлять госфондом зерна в личных интересах. Но времена столь простых и циничных рецептов приватизации, будем надеяться, миновали.

Приватизация только для обеспечения доходов бюджета выхолащивает сам ее смысл как процесса передачи бизнеса собственнику, более эффективному, чем государство. Фактически продажа небольших госпакетов акций означает приватизацию без приватизации. Объявленная президентом Д.А. Медведевым инициатива исключения чиновников из советов директоров госкомпаний только подчеркивает деформацию отношений собственности в стране, излишнее огосударствление бизнеса и выглядит суррогатом, плохим заменителем реальной приватизации.

Изображение - Обзор процесса приватизации 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here