Описание приватизации государственной собственности

Предлагаем статью на тему: "описание приватизации государственной собственности" с комментарием от профессионального юриста.

Описание приватизации государственной собственности

Создание социально ориентированной рыночной экономики сопровождается многими факторами. Но важнейшим из них является рождение новых или преобразование старых форм собственности, а именно приватизация и разгосударствление государственной недвижимости. Хотя подобные понятия родственные, все же они достаточно неоднозначные.

Приватизация государственной собственности отождествляет процесс передачи государственного имущества в частное пользование как физических, так и юридических лиц.

Когда понятие разгосударствления имеет более широкий и всеобъемлющий смысл. А именно свержение монопольной власти государства над хозяйствующими субъектами и передачи бразд правлений ими в полной или частичной мере дееспособным и совершеннолетним лицам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Такие кардинальные и масштабные изменения в стране являются неотъемлемым переходным периодом к построению зрелой рыночной экономики. Именно разгосударствление собственности ведет к поддержке самостоятельности товаропроизводителя, обогащения рынка различными товарами и услугами.

Главную цель, которую всегда преследует разгосударствление – это возбуждение интереса уже частных предприятий к созданию уникального продукта или услуги высокого качества и повышение эффективности производственных мощностей. При этом соблюдается в полной мере экономическая независимость предпринимателя и его ответственность.

Помимо этого, разгосударствление и приватизация госсобственности преследует и другие немаловажные цели:

  • полноценное формирование и постепенное развитие фондового рынка;
  • рождение нового класса в обществе – собственников;
  • создание условий для существования и работы различных форм собственности при одинаковых условиях;
  • рекомбинация и балансировка доходов всего населения.

При разгосударствлении имущества решаются следующие важные задачи:

При этом разгосударствление может проходить по двум основным схемам:

economics / 17. Приватизация. Ее особенности в России

Приватизация. Ее особенности в России.

Приватизация является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет из себя особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Рассмотрение методологических основ разгосударствления и приватизации позволяет раскрыть экономическое содержание приватизации как системы отношений по изменению формы собственности на средства производства с государственной на частнуюи (в том числе индивидуальную, паевую, акционерную) под непосредственным воздействием государственных органов. Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

1)переход прав собственности государства в пользу частных лиц (частного сектора) или смена государственной собственности на частную;

2)полная продажа государственных предприятий частным лицам;

3)продажа части активов;

4)передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря на разнообразие определений можно выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками – ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Основные цели приватизации в переходной экономике должны быть следующими:

Видео (кликните для воспроизведения).

1. Экономическая (повышение эффективности функционирования хозяйства).

2. Фискальная (увеличение доходов государственного бюджета за счет

продажи предприятий в частные руки).

3. Социальная (обеспечение социального мира).

4. Перераспределение экономических основ власти. Следует отметить, что реализация целей приватизации взаимопротиворечива.

На основе опыта приватизации в странах с рыночной экономикой и с экономикой переходного периода можно сформулировать ряд принципов:

1) приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

2) приватизации должны предшествовать реструктуризация и разрушение неоправданных монополий;

3) изменения структуры собственности должны носить постепенный характер;

4) обязательными условиями приватизации должны быть новые, инвестиции, совершенствование управления, сохранение определенного уровня занятости и социального обеспечения, формирование и поддержка средних слоев;

5) приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

6) каждый шаг приватизации должен быть обоснованным, публичным и доступным народному контролю.

Переходя к вопросу о необходимости проведения приватизации в России, следует сказать следующее. Дело в том, что российская экономика долгое время находилась под влиянием административно-командной системы хозяйствования. Уже с конца 20-х годов мы тщательно пытались заменить ее чем-то более рациональным, не стихийным, «научно обоснованным». На деле же был создан неэффективный механизм хозяйствования. Достаточно сказать, что на его основе непроизводительные расходы и потери в народном хозяйстве страны оцениваются примерно в 38-40% валового общественного продукта страны. В сущности, мы ушли не вперед, а в сторону от магистрального пути цивилизации и зашли в тупик, из которого и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой правительства выхода из сложившегося положения явилось создание рыночной экономики в России (хотя следует сказать, что путь к сбалансированной рыночной экономике длительный и противоречивый, как показывает иностранный опыт. Он включает также и переходный период). Для этого потребовалось создание условий формирования рынка, рыночной инфраструктуры. Эти условия следующие:

Читайте так же:  Особенности заключения трудового договора на полставки

1) приватизация собственности; самостоятельность субъектов рынка;

2) система социальной поддержки населения; право субъектов самостоятельно

договариваться о цене: достаточное число производителей, формирующих

3) устойчивость рубля и денежного обращения; демонополизация хозяйственной

деятельности и хозяйственных связей;

4) система социальной поддержки населения; наличие конкуренции; независимое

судопроизводство, необходимая сеть учреждений Госарбитража;

5) право субъектов самостоятельно договариваться о цене;

6) развитие внешнеэкономических связей;

7) формирование у людей рыночных норма поведения.

В ходе приватизации в России государство, будучи практически главным инвестором и содержателем огромного числа убыточных и малорентабельных предприятий, отказалось от этого груза в условиях рыночной экономики, т.к при сохранении монопольного положения одного собственника (в данном случае государства) невозможно полноценное развитие рыночных отношений.

Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода.

При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа оссийского правительства, определявшая очередность практических шагов иватизации:

1) преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности;

2) преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции;

3) стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики;

4) изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.

Итак, каковы же негативные итоги прошедшего этапа приватизации в России?

1. Разрыв между поставленными целями и реальными результатами: практически ни одна из поставленных целей приватизации не была достигнута.

2. Несовпадение становления комплекса рыночных механизмов и институтов, необходимых для создания сферы эффективного функционирования приватизированных предприятий, с темпами приватизации.

3. Не была проведена реальная оценка приватизированного имущества, в результате чего допущено его разбазаривание.

4. Формы и способы проведения приватизации не обеспечивали учета разнообразия конкретных условий, в которых находились приватизируемые предприятия, и превратили широкие слои населения в пассивных участников развивающихся процессов.

Федеральное агентство по образованию РФ

Самарский государственный экономический университет

Кафедра «Теоретическая экономика и международные экономические отношения»

по дисциплине «Политическая экономия»

на тему: «Приватизация государственной собственности»

Выполнила: студентка 1 –ого курса

ИТЭиМЭО, направления «Экономика» (бакалавриат) группы №3

Цыганкова Светлана Андреевна

Проверил: д.э.н., профессор

Минин Алексей Иванович.

Самара 2011 год.

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А 1

Глава 1. Собственность. 4

1.1 Понятие, сущность государственной собственности. 5

1.2 Роль и значение государственной собственности в России. 9

Глава 2. Приватизация. 13

2.1 Понятие и правовые основы приватизации государственного имущества в РФ . 14

2.1.1 Субъекты и объекты приватизации 17

2.2. Основные концепции и экономическое содержание приватизации государственного имущества. 22

Глава 3. Проведение приватизации в России 27

3.1 Процесс приватизации в России: цели и этапы. 27

3.2 «Плюсы» и «минусы» процесса приватизации в России. 33

Библиографический список 39

В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. Успехи Российской Федерации на пути построения демократического, правового, экономически развитого государства – равноправного партнера ведущих держав мира оцениваются на международной арене по целому комплексу индикаторов, среди которых важное место занимают показатели, связанные со становлением основ рыночной экономики, возникновением частной собственности и эффективных собственников.

Важнейшими направле­ниями формирования рыночной экономики России являются поддержка предпринимательства, разгосударствление, прива­тизация и развитие конкуренции.

В этой связи, в условиях перехода России к многоукладной экономике, потребовалось преобразование государственной собственности на основе ее приватизации и разгосударст­вления, что явилось важным условием формирования рынка. В этих условиях складывается необходимость понять и проана­лизировать процессы приватизации, проходившие в России, выявить задачи и особенности российской приватизации, ее проблемы, перспективы и допущенные ошибки.

Процесс приватизации в нашей стране подходит к концу, и его завершение требует от нас подведения итогов важнейшего экономико-политического процесса за последние десятилетия. В своей работе я постараюсь обозначить основные черты и подвести итоги этого процесса.

Целью данной работы является рассмотрение процесса приватизации государственного имущества, выявление сильных и слабых сторон приватизации в РФ. Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:

Читайте так же:  Что делать, если страховая отказывается платить при наступлении страхового случая по кредиту

рассмотреть сущность, понятие приватизации государственного имущества в РФ

определить субъекты и объекты, способы и порядок приватизации государственной собственности

выявить преимущества и недостатки процесса приватизации в РФ

раскрыть экономическую характеристику приватизации

Предмет исследования – экономические, правовые и организационные процессы приватизации государственного имущества.

Объект исследования – государственное имущество как объект приватизации

В экономике ХХ века велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу — грузовой транспорт, энергетика, связь и т.д. Создание государственных предприятий обусловлено отчасти желанием ускорить научно-технический прогресс. Вместе с тем государство иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.

Этот вид собственности существует на 3-х уровнях:

На уровне всей федерации — федеральная собственность.

На уровне субъектов федерации (их 89). Каждый из них имеет свою региональную собственность.

Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт – Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).

Сейчас развернулся процесс приватизации крупных государственных предприятий. Причина этого процесса заключается в неэффективности, тяжелом финансовом положении данных предприятий. Но, как правило, приватизация не распространяется на железные дороги, гидростанции, почту, каналы, портовые сооружения, имеющие большое значение для нормального функционирования экономики в целом.

Представления о собственности формировались в науке и жизни в течение тысяч лет, при этом, собственность стала, прежде всего, официальным объектом правовой, юридической природы и философии. Долгое время собственность как особое общественное отношение являлась непосредственным предметом юриспруденции (прежде всего гражданского права), однако, с дальнейшим развитием общественного производства собственность становится наряду с юридической также и определяющей экономической категорией.

Понятие отношения собственности включает в себя с одной стороны отношение собственника к своей вещи, т.е. имущественное отношение между субъектом и объектом. Субъект собственности (собственник) это активная сторона отношения собственности, обладающая объектами собственности, владеющая ими, распоряжающаяся и пользующаяся ими. Отметим, что собственность не может быть бессубъектной. Что касается бесхозных объектов, предметов, вещей, не имевших или потерявших своего собственника, то они прекращают быть собственностью. Объект собственности это пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, духовных, интеллектуальных ценностей, целиком или в какой-то степени принадлежащих собственнику. Часто объект собственности называется просто собственностью. 1

В свою очередь первичные отношения собственности служат материальной предпосылкой отношений между субъектами собственности, т.е. субъектных отношений. Последние представляют собой экономические отношения, возникающие в связи с собственностью, и отражающие имущественные взаимосвязи субъекта с другими субъектами.

В самом деле, собственность невозможно представить без того, чтобы одни индивиды или их группы относились к конкретным вещам, условиям и продуктам производства как к своим, а прочие – как к чужим. Из этого с очевидностью следует, что собственность – это отношение индивида к вещи. При этом, поскольку речь идёт об отношении разных людей к одной и той же конкретной вещи, то имеются основания говорить о собственности как об отношениях между индивидами по поводу вещей. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

При более полном развертывании определения собственности, как экономической категории, различные экономисты исходили из разных оснований статичности или динамичности этой категории, основных ее проявлений в повседневной практике, ее классового и исторического характера и так далее. С моей точки зрения, наиболее функциональным, с точки зрения настоящего исследования является определение через основные проявления хозяйственного господства собственника над вещью: владение, пользование, распоряжение.

В самом общем виде собственность можно определить как отношения между экономическими агентами по поводу присвоения экономических ресурсов и потребительских благ. Также в самом общем виде можно констатировать, что присвоение экономических ресурсов является первичным, определяющим по отношению к присвоению потребительских благ. Вследствие этого в любом обществе, любой стране расслоение населения на богатых и бедных вытекает главным образом из разного отношения людей к экономическим ресурсам как своим или чужим.

Понять сущность собственности можно, если рассмотреть ее во взаимосвязи со всеми другими экономическими отношениями общества: производством, распределением, обменом и потреблением благ. Именно собственность наиболее полно отражает социально-экономический характер эпохи.

Все действующие экономические системы различаются по их отношению, прежде всего к собственности на средства производства. Различают несколько исторических типов собственности, характеризующихся различными методами соединения производителя и средств производства, а также распределения произведенного общественного продукта между членами общества.

Принято различать первобытнообщинный, рабовладельческий, феодально-крепостнический и капиталистический типы собственности. До недавнего времени в качестве особого выделяли также социалистический тип собственности, для чего, по-видимому, достаточных оснований не было. Ни в одной из стран мира, входивших некогда в социалистическое содружество, социализм на самом деле построен не был. Непосредственные производители в этих странах по-прежнему подвергались эксплуатации, воссоединения средств производства с работниками производства в действительности не произошло. Тот тип собственности, который в условиях тоталитарного режима (иногда неприкрытого, но в ряде случаев завуалированного) в этих странах утвердился, причудливо сочетал в себе характерные черты, свойственные типам собственности, как предшествующих эпох, так и ныне существующих.

Читайте так же:  Отказ в открытии расчетного счета ип

Таким образом, собственность, как экономическая категория, определяется как отношение индивидов либо сообщества индивидов к принадлежащей им вещи, как к своей, которая выражается во владении, пользовании и распоряжении ею, а также в устранении воздействия всех иных субъектов в ту сферу хозяйственного господства, на которую распространяется власть собственника, то есть как общественное отношение по поводу владения распоряжение и распоряжение вещью. 2

Приватизация государственного и муниципального имущества – это возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. При приватизации происходит преобразование государственной или муниципальной собственности в частную [4].

Объекты приватизации – это государственное или муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. Объекты приватизации классифицируются по различным критериям.

По своему содержанию объекты делятся на:

– государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения;

– материальные и нематериальные активы;

– принадлежащие государственным и муниципальным образованиям акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации [4].

В зависимости от формы собственности выделяют объекты государственной и муниципальной собственности. При этом объекты государственной собственности могут принадлежать РФ или субъектам РФ.

В зависимости от возможности и порядка осуществления приватизации можно выделить объекты:

– приватизируемые в общем порядке;

– приватизация которых осуществляется с особенностями, предусмотренными Законом о приватизации (объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, имущественные комплексы унитарных предприятий и др.);

– приватизируемые в особом порядке (стратегические предприятия);

– закрепляемые в государственной собственности до принятия решения о прекращении закрепления;

– приватизация которых запрещена (например, в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 июля 1999 г. “О почтовой связи” имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, приватизации не подлежат) [4].

К стратегическим относятся:

– федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ;

– открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ.

Предложения по формированию перечня стратегических предприятий и акционерных обществ, по внесению в него изменений, касающихся состава субъектов, необходимости и степени участия в них Российской Федерации утверждаются Президентом РФ по представлению Правительства РФ.

Закон о приватизации предусматривает, что прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества ежегодно утверждается Правительством РФ. Этот акт содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества, которые планируется приватизировать в соответствующем году. В нем должны приводиться характеристика данного имущества и предполагаемые сроки приватизации [4].

Акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия включаются в прогнозный план по решению Президента РФ. Акции ОАО “Газпром”, РАО “ЕЭС России”, субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозов включаются в прогнозный план на основании федерального закона[4].

Порядок разработки прогнозного плана утверждается Правительством РФ. Предложения о включении в него находящихся в федеральной собственности предприятий и акций акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, иного имущества направляют федеральные органы исполнительной власти. Такие предложения могут быть направлены также органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Утвержденный прогнозный план направляется в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в составе прилагаемых к нему документов. Отчет о выполнении прогнозною плана ежегодно, до 1 мая, представляется в Государственную Думу Правительством РФ [4].

Под субъектами приватизации следует понимать продавцов, покупателей государственного и муниципального имущества, а также специально созданные государственные органы. Федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области приватизации, является Минимущество РФ. В субъектах РФ создаются территориальные органы по управлению государственным имуществом. Функциями Минимущества РФ в данной сфере являются:

– разработка и издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих процесс приватизации, а также контроль за их выполнением;

– разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации, контроль за его реализацией;

– принятие решений о приватизации федерального имущества в пределах своей компетенции;

– преобразование государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, выполнение функций учредителя таких обществ от имени РФ;

– осуществление от имени РФ прав акционера (участника) хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности [5].

В соответствии со ст. 6 Закона о приватизации, по специальному поручению Правительства РФ от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества может осуществлять специализированное государственное учреждение. В настоящее время таким специализированным учреждением является Российский фонд федерального имущества.

Покупателями государственного имущества могут быть любые физические и юридические лица, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных учреждений, а также кроме иных юридических лиц, в уставном капитале которых доля государственного и муниципального имущества превышает 25 процентов.

Читайте так же:  Осаго макс - онлайн, рассчитать, оформить, выплаты, отзывы

В целях защиты публичных интересов федеральными законами могут быть установлены ограничения на участие в приватизации отдельных категорий физических и юридических лиц. Открытые акционерные общества не могут являться покупателями размещенных ими акций, подлежащих приватизации [4].

Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты

Краткое описание документа Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты

Пятый принцип приватизации – обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан

смотреть на рефераты похожие на “Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты”

Этапы приватизации государственной собственности и ее результаты.

ПЛАН:
1. Введение.
2. Основная часть.
3. Заключение.
4. Список литературы.

– выкупом арендного имущества арендным предприятием;

– продажей объектов на аукционе и по конкурсу;

Пятый принцип приватизации – обеспечение широкой гласности процесса приватизации. Этот принцип предполагает освещение средствами массовой информации условий и хода приватизации; регулярное ознакомление граждан с перечнем приватизируемых объектов; участие представителей администрации и трудового коллектива предприятия в работе комиссии по приватизации; предоставление возможности всем заинтересованным лицам в случае ущемления их прав при приватизации обращаться в суд, арбитраж и другие органы. Государством предусматривается путём приватизации достичь:

– усиления стимулов к труду, повышение эффективности производства, деловой активности предпринимательской деятельности;

– устранения бесхозяйственности, уменьшения масштабов коррупции и теневой экономики;

Учитывая важность проблемы, государства осуществляет постоянный контроль за ходом процесса приватизации.

– отраслевая принадлежность предприятия;

– место нахождения его;

– численность работающих с разбивкой по категориям, стажу работы на данном предприятии;

– структурная характеристика предприятия;

– среднемесячная заработная плата;

– степень вредности и тяжести труда; (необходимо проанализировать, какую численность работников следует сохранить, какие нужны структурные преобразования);

– балансовая, восстановительная и остаточная стоимость основных фондов;

– стоимость оборотных средств;

– номенклатура выпускаемой продукции;

– отчётная и прогнозируемая прибыль;

– размеры фондов экономического стимулирования и других фондов, образуемых на предприятии;

– отчётная и прогнозируемая рентабельность;

– сохранение на определённый срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;

– проведение природоохранных мероприятий;

– обеспечение безопасных условий труда;

– сохранение или создание новых рабочих мест;

– финансирование или порядок использования в течение определённого срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.
Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно.
Право собственности на объект передаётся победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.
Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены.
На аукционах и по конкурсу, как правило продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.

Список литературы.
1. Закон “Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью.”
2. Государственная программа приватизации
3. Положение по оценке объектов государственной собственности
5. Бухгалтерский учет.
6. История экономического развития.
7. Проблемы приватизации в современных условиях

Изучаем способы приватизации государственного и муниципального имущества

04.10.2017 2,229 Просмотры

Под приватизацией понимают отчуждение имущества из собственности государства или муниципальных органов в собственность частного или юридического лица. Данная процедура имеет под собой законные основания и подкреплена нормативными актами. А также законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Такого рода сделки будут носить гражданско-правовой характер.

Проведение процедуры приватизации имеет гражданско-правовую основу, и, как правило, подкрепляется договорами купли-продажи. В связи с этим процесс отчуждения будет регулироваться нормами гражданского права.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.

Звоните:

Это быстро и бесплатно !

Изображение - Описание приватизации государственной собственности proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fnat-75x75

Продавцом имущества, которое будет отчуждено, выступает публичный собственник. Все его функции, цели и полномочия прописаны в федеральном законе о приватизации (ст. п. 1).

Изображение - Описание приватизации государственной собственности proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fyhdydgtfereee-300x200

Покупателями же в данном случае, выступают физические и юридические лица. Исключения будут составлять те, чья доля публичной собственности в уставном капитале будет более 25%. А также и иные образования публично-правового характера.

Объектами приватизации будут являться:

  • собственные комплексы унитарных организаций вместе с земельными участками, которые они занимают;
  • различные постройки как завершенного строительства, так и находящиеся в процессе, также наряду с земельными участками;
  • акции ОАО;
  • различные исторические памятники, являющиеся культурным наследием;
  • участки земли без построек;
  • жилые постройки.

Вся последовательность действий при приватизации государственного имущества является урегулированным процессом, который регламентируется нормативными актами и правовыми основами. Вся процедура должна быть исполнена в определенные сроки. И состоять программа приватизации будет из нескольких последовательных этапов.

  1. Первый этап, это необходимость разработать план приватизации (ст. 7 и 8 Закона о приватизации).
  2. Второй этап, это необходимость разработать решение об условиях и целях приватизация муниципального имущества, а также государственного (ст. 14).
  3. Третий этап, это непосредственное исполнение принятого решения, опираясь на законные акты.
Читайте так же:  Нужно ли сдавать отчет в пфр для ип без работников

Правительство РФ определяет на очередной финансовый период порядок разработки плана по отчуждению федеральной собственности. Здесь задействованы федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти и местного самоуправления, унитарные предприятия, акционерные общества, юридические лица и граждане.

Непосредственный порядок планирования будущего проведения приватизации будет определен органами государственной власти и местного самоуправления (согласно ст.10 Закона).

Акция: 350 рублей БЕСПЛАТНО
до 31 декабря 2018

Звоните:

+7(812)317-11-38 (Санкт-Петербург)

Задайте свой вопрос, и в течение 6 часов юрист-эксперт по имуществу его изучит и предоставит Вам решение.

Изображение - Описание приватизации государственной собственности proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fyhddbdte5e43333-300x169

Если внимательно изучить настоящее законодательство, а именно 1 п. ст. 7 Закона о приватизации, становится понятно, что план будет утверждаться непосредственно Правительством страны. В нем будут иметься сведения обо всех объектах федеральной собственности, которые на следующий год планируется приватизировать.

Помимо перечня, план будет содержать характеристики на каждый объект собственности, и планируемый период приватизации.

В такой прогнозный план могут быть включены и стратегические предприятия страны или же их акции. Но это происходит только в том случае, когда издается президентский указ о том, что конкретное предприятие исключено из разряда стратегических, либо же участие страны в его деятельности свелось к минимуму.

Далее, составленный план должен быть направлен на рассмотрение в Государственную думу. Наряду с ним, направляется и законопроект о бюджете на следующий финансовый период.

Органом, которое вправе принимать решение про отчуждение собственности в пользу частных лиц, является Правительство РФ, в соответствии со ст. 6 и 14 действующего Закона о приватизации. Данное решение в обязательном порядке содержит:

  • Описание собственности, с указанием ее характеристик;
  • Выбранный способ приватизации;
  • Цена;
  • При наличии рассрочки – период погашения долга;
  • Прочая информация, требуемая для приватизации собственности.

Изображение - Описание приватизации государственной собственности proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fyhddgterreee-e1507124029162-300x210

Для того чтобы осуществилась приватизация государственного и муниципального имущества должны быть соблюдены все нормы, прописанные в действующем законодательстве. Согласно статье 13 Федерального закона, имеют место существовать следующие способы отчуждения недвижимости:
  1. когда унитарное предприятие переименовывают в ОАО;
  2. когда преобразовывается унитарное предприятие в ООО;
  3. при реализации государственных и муниципальных имущественных объектов на торгах;
  4. при продаже имущества государства или муниципальных органов на конкурсе;
  5. когда происходит продажа государственных акций ОАО вне территории РФ;
  6. если акции ОАО реализуются посредством торговых представителей;
  7. при публичном предложении реализации имущества;
  8. когда происходит реализация имущества государства или муниципальных органов без объявления на него стоимости;
  9. когда имущество внесено в ОАО в качестве вклада в уставной капитал;
  10. при реализации акций ОАО в результате доверительного управления.

Изображение - Описание приватизации государственной собственности proxy?url=https%3A%2F%2Fconsultantor.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F10%2Fyhddte5444-300x177

Одним из способов приватизации является реорганизация на базе унитарного предприятия ОАО. В данном случае происходит закрытие одного предприятия, то есть прекращение деятельности юридического лица, и открытие другого в новой форме. Для того чтобы на законных основаниях можно было произвести данные действия, необходимо знать важный момент. Так, согласно законодательству, размер уставного капитала в унитарном предприятии должен быть выше минимального размера уставного капитала в акционерном обществе. Данные нормы регулируются правовыми актами.

Если данное положение не соблюдено, тогда приватизация таким способом невозможна. Здесь должны быть применены иные варианты для отчуждения имущества.

Еще одним вариантом отчуждения собственности является именно внесение имущества в уставной капитал акционерного общества.

  1. Для того чтобы произвести вклад, необходимо получить решение Правительства, а также органов исполнительной власти и местного самоуправления.
  2. Уставной капитал акционерных обществ предусматривает возможность внесения в них муниципальной и государственной собственности, а также исключительных прав.
  3. В акционерном обществе доля акций государства не может быть менее 25% и еще одна акция. Другой вариант может быть только в случае, если на это есть решение Президента относительно стратегических акционерных обществ.

Для того чтобы государственное или муниципальное имущество было внесено на счет акционерного общества, должны быть соблюдены условия:

  • во время учреждения ОАО;
  • при оплате дополнительных акций, за счет, которого будет увеличиваться уставной капитал акционерного общества.

Как показывает практика, отличаться данный способ приватизации от других будет тем, что именно договор мены будет являться правовой формой сделки, а не соглашение о купле-продаже, как в других случаях.

Отчуждение или приватизация государственного и муниципального имущества в иную собственность является способом перераспределения благ возмездным отчуждением имущества, которое ранее находилось в собственности РФ. Производится это для достижения основных целей, прописанных в государственной программе по приватизации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Звоните:

Москва +7(499)755-81-96 (бесплатно)

Санкт-Петербург +7(812)317-11-38 (бесплатно)

Это быстро и бесплатно

Изображение - Описание приватизации государственной собственности 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here