Основные положения гк рф о ликвидации юридического лица

Предлагаем статью на тему: "основные положения гк рф о ликвидации юридического лица" с комментарием от профессионального юриста.

Основные положения ГК РФ о ликвидации юридического лица

Компания может быть ликвидирована без перехода обязанностей и прав в рамках правопреемства к иным лицам, за исключением тех случаев, которые предусмотрены ГК РФ о ликвидации юридического лица.

Компания может прекратить свое существование по решению:

  • учредителей;
  • суда, в случае обнаружения грубых нарушений законодательства и, если данные нарушения носят непоправимый характер.

Требования займодателей в рамках ликвидации юридического лица могут быть удовлетворены в следующем порядке:

  • В главную очередь должны быть удовлетворены запросы тех граждан, перед которыми организация несет прямую ответственность за сохранность жизни и здоровья. Делается это путем выплаты определенных платежей в несколько траншей.
  • В следующую очередь выплачиваются выходные пособия и зарплаты лицам, осуществлявших свою трудовую деятельность на предприятии по договору.
  • Далее осуществляются расчеты по платежам в бюджетные и внебюджетные организации.
  • В последнюю очередь производится расчет с кредиторами.
Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

При ликвидации финансовых структур, которые привлекали для своей деятельности средства физических лиц осуществляются выплаты в соответствии с действующим законодательством. Требования каждого должны быть удовлетворены в порядке очереди, установленной выше. Исключением считаются требования кредиторов по тем долгам, которые обеспечены имущественным залогом.

Требования займодателей по обязательствам, подкрепленным заложенным имуществом должны быть удовлетворены только за счет средств, которые были получены после продажи данного имущества. Те кредиторы, которые не были удовлетворены по обязательствам от продажи залога получают изыскание в рамках последней очереди.

Если активов должника не хватает для удовлетворения всех запросов, то они должны быть распределены между кредиторами в долях, равных сумме требований. Займодатель имеет право обратиться в судебные инстанции, если ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требований, либо уклонилась от выплат.

Изображение - Основные положения гк рф о ликвидации юридического лица proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2F5-638

Требования о прекращении деятельности организации на основании второго пункта ГК РФ о ликвидации юридического лица могут быть предъявлены суду только со стороны государственных органов или органов местного управления, которым были даны права на предъявление в соответствии с действующим законодательством.

Суд может потребовать от самих учредителей юридического лица в самостоятельном порядке осуществлять процедуру ликвидации. Т.е. компании, которые осуществляли свою деятельность в рамках коммерческого проекта, потребительского объединения или же благотворительного фонда обязаны осуществлять процедуру ликвидации в рамках положений ст. 65 ГК. В этом случае организация признается банкротом.

Если имущества компании недостаточно для покрытия всех требований кредиторов, то процедура проводится также в соответствии с порядком, установленным в ст. 65. Ликвидация юридического лица не может быть осуществлена, если предприятие носит казенный характер в соответствии с ст. 61 настоящего ГК РФ.

Процесс ликвидации должен в полной мере обеспечить защиту интересов всех заинтересованных сторон, начиная от кредиторов и заинтересованных третьих лиц и заканчивая уполномоченными участниками процедуры со стороны юридического лица. В ином случае суд может постановить нецелесообразность процесса.

Обязанности по ГК РФ о ликвидации юридического лица

Настоящий федеральный закон устанавливает следующий общий порядок ликвидации:

Изображение - Основные положения гк рф о ликвидации юридического лица proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Fslide-10

Изображение - Основные положения гк рф о ликвидации юридического лица proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2F04-1

Ликвидация коммерческого банка может происходить как в добровольном, так и в принудительном режиме.

Нюансы ликвидации ИП в 2018 году рассмотрены в этой статье.

В статье 61 данного ФЗ указываются общие параметры ликвидации – юридической процедуры, которая направляется на прекращение деятельности организации без передачи его обязанностей сторонним лицам в рамках правопреемственности. Под отсутствием оного законодательство подразумевает отсутствие не любого, а только универсальной формы правопреемства.

Ликвидация не исключает возможности сингулярного правопреемства, когда происходит переход только определенных прав ликвидируемой организации к другому лицу. Таким образом права компании могут перейти к займодателям в процессе расчета с ними. Учредители также могут получить ряд прав и ответственность от бывшего юридического лица.

Что касается прав, то учредители могут получить ликвидационную квоту – имущество, оставшееся после выплат всех издержек кредиторам. Именно поэтому отказ от универсальной формы правопреемства и отличает процесс ликвидации от реорганизации.

Организация может официально прекратить существовать в общем порядке либо при непосредственном вмешательстве судебных органов.

В большинстве случаев ликвидацией занимаются сами учредители или уполномоченный представитель юридического лица, который в соответствии с документами осуществляет такую деятельность.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

В судебном порядке организация ликвидируется по запросу государственных органов.

Данными органами могут быть:

  • органы налогового обеспечения или государственной регистрации;
  • центральный банк РФ;
  • органы страхового обеспечения и надзора;
  • прокуратура по месту деятельности организации.

Основные изменения, которые были внесены в федеральный закон о ликвидации предприятий имеют следующий вид:

Детально о плюсах и минусах альтернативной ликвидации через оффшор — в этой статье.

По ссылке доступна общая инструкция по ликвидации бизнеса.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

Ликвидация юридического лица регулируется нормами ГК РФ и следующими федеральными законами:

· Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон – №129-ФЗ);

· Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

· Федеральным законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон №208-ФЗ);

· Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон №14-ФЗ);

· Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон №161-ФЗ);

· Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) и иными законами.

Отметим, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) (статья 61 ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Читайте так же:  Порядок отказа от наследства по закону

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная – по решению суда.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно – по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

Ø в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

Ø в связи с достижением цели, ради которой оно создано.

2) принудительно – по решению суда в случаях, если:

Ø при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;

Ø деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

Ø деятельность организации запрещена законом;

Ø деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Ø общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и так далее.

Отметим, что требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление такого требования. В настоящее время такими органами являются:

¾ Федеральная налоговая служба (далее – ФНС);

¾ Центральный банк Российской Федерации;

¾ Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) в случае ограничения конкуренции между коммерческими организациями;

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица суд может возложить на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Если же в установленные сроки ликвидация юридического лица не произведена, суд, руководствуясь пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Постановление Пленума №6/8), назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2005 года №А08-2146/05-4).

Ликвидации подлежит и юридическое лицо, в случае признания его банкротом. Это установлено статьей 65 ГК РФ.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ:

«несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство)».

Признание юридического лица банкротом согласно статье 65 ГК РФ влечет его ликвидацию.

Порядок ликвидации юридического лица вследствие его банкротства, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Кроме того, существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых также влечет ее ликвидацию:

– если число участников закрытого акционерного общества (далее – ЗАО) превышает 50 человек, общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (далее – ОАО) в течение года. Если в течение этого срока, число участников общества не уменьшится до установленного законом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке (пункт 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ);

– если число участников общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) превышает 50 человек, общество подлежит преобразованию в ОАО или в производственный кооператив в течение года. При невыполнении этого требования и несокращении числа участников до установленного законом предела общество подлежит ликвидации в судебном порядке (пункт 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ);

– в случае неполной оплаты уставного капитала ООО в течение года с момента его государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ);

– если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ).

Обязанности юридического лица, принявшего решение о ликвидации, закреплены статьей 62 ГК РФ:

– учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации;

– учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 ГК РФ.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Читайте так же:  Главные правила каско от ресо гарантия

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование, с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Более подробно с вопросами касающимися ликвидации юридических лиц и банкротства Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц и филиалов, банкротство ».

Статья 63 ГК РФ. Порядок ликвидации юридического лица

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

1. Общие положения о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в комментируемой статье, могут быть дополнены и конкретизированы в иных законах и иных нормативных правовых актах.

Ликвидационная комиссия, заняв место органов управления, принимает все меры к выявлению материального положения ликвидируемой организации, т.е. определяет суммы кредиторской и дебиторской задолженности и управляет ее имуществом. Она не ограничивается публикацией объявления (хотя это необходимо), но и направляет известным кредиторам письменные уведомления о предстоящей ликвидации.

2. Итогом первого этапа деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) является промежуточный ликвидационный баланс.

Если судить по содержанию комментируемой статьи, за учредителями (иными органами юридического лица) остается лишь право утверждать ликвидационные балансы. Даже право давать распоряжения банку о списании средств со счета (ст. 854 ГК РФ) переходит к председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору). Надо полагать, учредители в данном случае действуют не каждый в отдельности, а в виде коллегиального органа, если их более одного.

3. Важной задачей ликвидационной комиссии является продажа имущества, принадлежащего ликвидируемой организации (кроме учреждений), если его денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. Продажа производится в порядке, установленном для исполнения судебных решений, установленном ГПК, Законом об исполнительном производстве и другими нормативными правовыми актами.

4. Окончательный баланс является итогом деятельности ликвидационной комиссии (ликвидатора) по расчетам с кредиторами и отражает финансовое положение ликвидируемого юридического лица.

5. Правило п. 6 комментируемой статьи вытекает из п. 2 ст. 120 ГК РФ (учреждение отвечает только в объеме принадлежащих ему денежных средств) и п. 5 ст. 115 (собственник казенного предприятия несет по долгам последнего субсидиарную ответственность).

Читайте так же:  Коды доходов для справки 2-ндфл в 2019 году

6. Согласно п. 7 оставшееся имущество передается учредителям унитарных предприятий и учреждений как собственникам (абз. 3 п. 2 ст. 48 ГК РФ) и учредителям хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов как имеющим обязательственные права требования к ликвидируемой организации (абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК РФ).

При недостаточности имущества для удовлетворения требований кредиторов последние (если имеются основания, предусмотренные Законом о банкротстве) вправе обратиться в суд с иском о признании должника несостоятельным (банкротом) (п. 4 ст. 61 ГК РФ).

“О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

1. Статья 61 посвящена общим вопросам ликвидации – юридической процедуре, направленной на прекращение ЮЛ без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1). Под отсутствием правопреемства закон имеет в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, так как процедура ликвидации сама по себе отнюдь не исключает сингулярное правопреемство (переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого ЮЛ к другим лицам). Так, права ликвидируемого ЮЛ могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними, учредители (участники) также в целом ряде случаев могут приобрести как его права (получая имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, – так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательствам перед кредиторами). Отсюда отсутствие именно универсального правопреемства отличает ликвидацию от всякой реорганизации.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано в обычном или в судебном порядке. Обычно ЮЛ ликвидируется по решению учредителей (участников) либо органа ЮЛ, уполномоченного на решение такого вопроса учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация) (абз. 2 п. 2 ст. 61). В судебном порядке ЮЛ ликвидируется по требованию уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления (ср. с абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК, в котором решение о разделении и выделении принимают только уполномоченные госорганы или сам суд).

Уполномоченными на ликвидацию, в частности, могут быть различные публичные органы: а) регистрирующие (налоговые) органы (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации” (Ведомости РФ. 1991. N 15. Ст. 492)); б) ЦБ РФ (ст. 23.1 Закона о банках); в) орган страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела); г) прокурор (ч. 2 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 2 ст. 24 Закона о противодействии терроризму, п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Поводы для судебной ликвидации ЮЛ: а) грубые и неустранимые нарушения закона, допущенные при создании ЮЛ; б) осуществление ЮЛ деятельности без лицензии; в) осуществление ЮЛ запрещенной законом деятельности; г) осуществление ЮЛ деятельности с нарушением Конституции; д) осуществление ЮЛ деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; е) систематическое осуществление некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям; ж) другие предусмотренные ГК случаи (см., например, ст. ст. 81, 86, п. 2 ст. 119 ГК). Поскольку последние предусматривает только ГК, нарушение иных законов – основание для судебной ликвидации ЮЛ, только если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

В зависимости от решения суда ликвидация ЮЛ может быть вынужденной (если обязанности по ликвидации возложены судом на учредителей (участников) ЮЛ или на его орган, уполномоченный на ликвидацию) или принудительной (если они возложены судом на специально назначенного для этого ликвидатора) (абз. 3 п. 2, п. 3 ст. 61). Если по решению суда обязанности по ликвидации возложены на учредителей (участников) ЮЛ либо уполномоченные его учредительными документами органы (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация ЮЛ не произведена, суд назначает ликвидатора и уже ему поручает осуществить ликвидацию ЮЛ. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК, п. 24 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

Читайте так же:  Налог на имущество организаций и физических лиц

3. Правила п. 2 ст. 61 не являются ни универсальными, ни исчерпывающими: некоторые ЮЛ ликвидируются только в судебном порядке (абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК), к тому же иногда требовать судебной ликвидации ЮЛ могут не только публичные (абз. 1 п. 3 ст. 61), но и частные лица (кредиторы – абз. 1 п. 4 ст. 116 ГК, заинтересованные лица – абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК); известна также возможность упрощенной (внесудебной) ликвидации.

Так, если ЮЛ в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности согласно законодательству РФ о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, регистрирующий орган независимо от причин такой ситуации принимает решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность (недействующего) и в течение 3 дней с момента принятия такого решения публикует соответствующую информацию, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений всем тем лицам, чьи права и законные интересы могут быть при этом затронуты (включая само недействующее ЮЛ и возможных его кредиторов). При отсутствии заявлений в течение 3 месяцев с момента опубликования этих сведений ЮЛ исключается из ЕГРЮЛ, в противном случае (при наличии заявлений) решение о его исключении из ЕГРЮЛ не принимается, а само ЮЛ может быть ликвидировано только в обычном порядке (т.е. с соблюдением правил ст. ст. 62 – 64 ГК).

Исключение недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ может быть обжаловано заинтересованными лицами (кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с его исключением) в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Соответствующие споры подведомственны арбитражным судам. Упрощенная ликвидация позволяет оперативно “очищать” ЕГРЮЛ от организаций, существующих de jure, но не de facto, поддерживая тем самым его “чистоту” (ст. 21.1, п. п. 7 – 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

4. Особый повод для ликвидации и процедура ликвидации ЮЛ – его несостоятельность (банкротство), т.е. неспособность ЮЛ удовлетворить требования кредиторов, причем признание ЮЛ банкротом и его ликвидация по правилам специального законодательства (о банкротстве) необходимы во всех случаях, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Участь банкротства может постичь большинство ЮЛ. Из числа коммерческих организаций банкротами не могут быть только казенные предприятия, из числа организаций некоммерческих – все учреждения (ст. 120 ГК), политические партии, являющиеся, как известно, одной из форм общественного объединения (Закон о партиях, ст. 12.2 Закона об общественных объединениях, ст. 117 ГК) и религиозные организации (ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”) (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; ст. 117 ГК).

5. Особый статус в вопросе признания банкротом имеют госкорпорации и фонды: первые не могут быть банкротами по общему правилу (кроме случаев, когда иное допускает учредивший госкорпорацию федеральный закон), вторые, напротив, могут быть банкротами только по общему правилу (кроме случаев, когда иное установлено законом, предусматривающим создание и деятельность фонда). Так, не может быть банкротом фонд, являющийся Центром исторического наследия Президента РФ (п. 7 ст. 2 Закона о Центрах исторического наследия Президентов).

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Читайте так же:  Заявление о снятии с учета енвд

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

1. Перечень оснований ликвидации юридического лица, изложенный в комментируемой статье, не является исчерпывающим.

2. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного учредительными документами органа юридического лица (добровольная ликвидация). Мотивацией такого решения могут послужить различные основания. В частности, юридическое лицо может быть ликвидировано по истечении срока либо с достижением целей, для которых оно создавалось. До недавнего времени к числу таких оснований относилось «признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер» .

———————————
Исключено п. 9 ст. 2 Федерального закона от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ.

Вместе с тем законодательством допускается принудительная ликвидация юридического лица по решению суда. Основаниями такой ликвидации являются:

— грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер;

— осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;

— иные неоднократные или грубые нарушения закона либо иных правовых актов;

— систематическое осуществление некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям;

— иные случаи, предусмотренные ГК РФ.

Угроза применения принудительной ликвидации понуждает юридические лица осуществлять деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

3. Грубым нарушением законодательства, например, является невыполнение требований о приведении юридическим лицом своих учредительных документов в соответствие с законом в установленный им срок .

———————————
Пункт 3 ст. 59 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.

В случае подачи иска о ликвидации по такому основанию арбитражный суд может предложить юридическому лицу принять меры по устранению имеющихся в учредительных документах расхождений с законом путем внесения в них необходимых изменений и дополнений с регистрацией их в установленном порядке .

———————————
Обзор практики споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (по этому вопросу см. также Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 5 февраля 1998 г. N 4/2 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона «Об акционерных обществах» и от 9 декабря 1999 г. N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Если указания суда, данные в период подготовки дела к судебному разбирательству, либо определение об отложении рассмотрения дела не будут выполнены в установленный судом срок, суд решает вопрос о ликвидации юридического лица на основании п. 2 ст. 61 ГК РФ.

Во всех других случаях, если нарушения, допущенные юридическим лицом, не являются грубыми и носят устранимый характер, суд вправе предложить такому лицу принять меры по устранению имеющихся нарушений, установив для этого необходимый срок, и лишь в случае невыполнения данных им указаний в установленный срок может решить вопрос о ликвидации юридического лица.

———————————
Постановление КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская независимая вещательная корпорация».

5. Требование о принудительной ликвидации юридического лица может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В частности, в соответствующих случаях иски о принудительной ликвидации юридического лица могут быть заявлены налоговыми органами (п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» ), федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг (ст. 42 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 43 Федерального закона от 11 ноября 2003 г. N 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» ), антимонопольным органом (ст. 23 Закона о защите конкуренции), органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц (ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц).

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

Собрание законодательства РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4448.

6. Решение о ликвидации юридического лица может быть оформлено в виде протокола общего собрания учредителей (участников) общества с ограниченной ответственностью, в виде решения уполномоченного государственного органа (органа местного самоуправления) в случае ликвидации государственного (муниципального) унитарного предприятия либо государственного (муниципального) учреждения и др.

7. О банкротстве юридических лиц см. комментарий к ст. 65 ГК РФ.

Изображение - Основные положения гк рф о ликвидации юридического лица 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here