Особенности банкротства и ликвидации предприятий

Предлагаем статью на тему: "особенности банкротства и ликвидации предприятий" с комментарием от профессионального юриста.

Банкротство предприятия: понятие, виды, процедура ликвидации компаний с долгами

К банкротству организации могут привести разные причины — предприятие стало убыточным, финансовый кризис привел к тому, что владельцы не могут расплатиться с кредиторами или с банком. Банкротство предприятия — законный способ выйти из бизнеса с наименьшими потерями.

Все вопросы банкротства в нашей стране регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Последние изменения и дополнения к закону вступили в силу 8 июня 2018 года.

Банкротство компании по определению Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)» — это неспособность предприятия в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.

Банкротство юридических лиц, а точнее — суть процедуры заключается в следующем: если компания не может расплатиться по долгам, она либо предоставляет свое имущество кредиторам для его реализации в счет долга, либо в отношении нее вводятся специальные мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности для погашения задолженности.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Далеко не любая организация, испытывающая финансовые трудности, может считаться банкротом. Основной признак банкротства — долг в размере более 300 000 рублей, срок расчета по которому наступил более 3 месяцев назад. Компания признается банкротом по решению арбитражного суда.

Обратиться в суд могут не только кредиторы или налоговая инспекция – само предприятие-должник также может потребовать признать себя банкротом.

Зачастую компания становится банкротом в силу объективных причин, что не должно принести репутационных потерь ее владельцам.

Кейс

Ситуация: Строительная компания после кризиса имеет долги на 30 000 000 рублей. Новых заказов у нее не предвидится. Однако заказчики компании должны выплатить ей по итогу выполненных работ около 40 000 000 рублей. Притом заказчики успели объявить себя банкротами, т. е. взыскать с них долги уже невозможно. Репутация строительной компании на рынке безукоризненна, поэтому часть ее кредиторов готова списать долги. Но другая часть войти в положение не готова и угрожает судебными исками и обращением в правоохранительные органы.

Решение: Чтобы выйти из этой ситуации, потребовалась процедура банкротства строительной компании и ее ликвидация. Компания была ликвидирована без выплат кредиторам, что обеспечило ее собственнику возможность открыть новый бизнес, т. к. финансовых обязательств у него больше не было. Разумеется, для достижения подобного результата потребовалось привлечь команду грамотных юристов и аудиторов из консалтинговой группы.

Реальное банкротство. Этот вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь капитала. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.

Временное (условное) банкротство. Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.

Преднамеренное (умышленное) банкротство. Ситуация, когда руководство предприятия специально доводит его до банкротства, различными способами расхищая его средства. Умышленное банкротство юридического лица преследуется по закону.

Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление о несостоятельности в целях получения от кредиторов отсрочки и рассрочки платежей. Виновные в фиктивном банкротстве и утаивании активов для погашения долгов также преследуются в уголовном порядке.

Процедура банкротства начинается с подачи заявления о признании компании-должника банкротом, причем, как уже было сказано, такое заявление могут подать как кредиторы, так и само предприятие, которое таким образом в добровольном порядке объявляет себя банкротом. После принятия заявления о признании должника банкротом арбитражный суд рассматривает обоснованность такого заявления.

Процедура банкротства организации состоит из нескольких этапов.

Этап, необходимый для обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Срок наблюдения не может превышать семь месяцев с даты принятия заявления

Финансовое оздоровление — это процедура, призванная спасти предприятие от ликвидации. Оно направлено на восстановление платежеспособности и покрытие долгов. Для этого проводится реструктуризация долгов и разрабатывается специальный график их погашения, утвержденный арбитражным судом. На этой стадии управляющий не имеет права принимать решения, приводящие к увеличению долга предприятия, он должен согласовывать свои действия с собранием кредиторов. Этот этап может растянуться на срок до 2 лет.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

По требованию кредиторов арбитражный суд может назначить внешнего управляющего банкротирующей компании. Внешний управляющий заступает на должность на срок, не превышающий 18 месяцев. Во время осуществления внешнего управления должнику не начисляются штрафы или пени по его долгам.

В статье 101 пункте 6 вступившей в силу редакции Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что внешний управляющий не вправе распоряжаться депонированным имуществом должника, являющегося депонентом по договору условного депонирования (эскроу).

Начинается, если арбитражный судья решит, что шансы на восстановление платежеспособности компании в ходе реабилитационных процедур отсутствуют либо эти процедуры на практике не доказали своей целенаправленной эффективности. Конкурсное производство организуют с целью соразмерного удовлетворения кредиторских требований по погашению накопленных долгов. В качестве дополнительных задач этого этапа можно выделить нацеленность на ликвидацию организации, поиск и аккумулирование в конкурсную массу всего имущества должника-юрлица. Срок конкурсного производства — до 18 месяцев.

Читайте так же:  Разновидности финансирования бизнеса классификация и характеристики

Как видно из вышесказанного, банкротство фирмы — очень долгий и сложный процесс. Но существует и упрощенная процедура банкротства предприятия, которая позволяет осуществить все необходимые процедуры в сжатые сроки и с минимальными финансовыми потерями. Упрощенная процедура банкротства начинается с ликвидации юридического лица. После внесения соответствующих записей в ЕГРЮЛ производится официальная публикация сообщения о ликвидации компании в печати.

Через два месяца со дня публикации оформляется промежуточный ликвидационный баланс компании, после чего ликвидатор компании в силу прямого указания ч. 2 ст. 224-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обязан уведомить кредиторов о наличии признаков несостоятельности, а также обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании предприятия банкротом.

Суд рассматривает обоснованность заявления на основании предоставленных документов и, если доказательства будут весомыми и достаточными, признает должника банкротом и введет процедуру конкурсного производства сроком 6 месяцев. При упрощенной процедуре банкротства наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются, что заметно сокращает сроки проведения всей процедуры.

Представление интересов и юридическое сопровождение банкротства

Несмотря на исключение нескольких этапов, упрощенная процедура банкротства остается очень сложным и запутанным процессом, во время которого не обойтись без помощи опытного юриста. Абсолютное большинство руководителей просто не в состоянии справиться с ним самостоятельно, поэтому все чаще юридическое сопровождение банкротства передается на аутсорсинг.

Так называемое «упрощенное банкротство» имеет заметные преимущества для компании-должника. К ним можно отнести продолжение деятельности фирмы до момента ликвидации юридического лица, защиту имущества предприятия от кредиторов. Однако при этом инициатор банкротства должен суметь защитить себя от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. К тому же пакет необходимых документов очень велик, и во время его оформления нельзя допустить ни одной ошибки.

Поэтому надежнее и проще выбрать компанию, юристы которой подготовят все бумаги и будут представлять компанию-должника в суде.

Куда можно обратиться за юридическим сопровождением банкротства?

Мы попросили дать комментарий для наших читателей представителя компании КСК групп.

«Важно понимать, что юридическое сопровождение процедуры банкротства требуется с самых ранних ее этапов, а не только во время судебных разбирательств. Грамотно составленное и поданное в арбитражный суд заявление сэкономит время и расходы вашей компании, а это возможно только при глубоком знании законодательства и понимании всех нюансов процедуры банкротства. В КСК групп можно получить комплекс аудиторских услуг, предшествующих банкротству. Наши специалисты проанализируют правовые риски и защитят вашу компанию от возможной недобросовестности кредиторов, помогут избежать собственных ошибок. Помните, что при запуске процедуры банкротства требуется минимизировать расходы и создать наиболее выгодные условия для вашей компании по выходу из сложившейся неприятной ситуации. В нашей практике бывали случаи, когда компанию удавалось ликвидировать за полгода, а ее собственник мог начинать новый бизнес с нуля. Работая на рынке аудиторско-консалтинговых услуг более 20 лет, мы имеем достаточный опыт для того, чтобы свести к минимуму репутационные и материальные потери наших клиентов».

P. S. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», КСК групп занимает 14 место в списке крупнейших аудиторских групп и сетей по итогам 2017 года [1] .

Из-за невозможности выплатить долги кредиторам предприятия не могут полноценно вести хозяйственную деятельность, в результате чего становятся финансово несостоятельными. Неплатежеспособность юрлиц приводит к их упразднению, которое оформляется путем введения процесса ликвидации или банкротства. Когда экономическое оздоровление бизнеса невозможно, для погашения задолженностей продают имущество и официально закрывают организацию. Рассмотрим, чем отличаются банкротство и ликвидация, каковы специфические особенности и последствия проведения обеих процедур.

Изображение - Особенности банкротства и ликвидации предприятий proxy?url=https%3A%2F%2Fznayzakon.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F01%2FBankrotstvo-i-likvidacija

Под ликвидацией юридического лица понимается полное прекращение деятельности, которое завершается исключением предприятия из госреестра. Данная процедура может осуществляться в добровольной (по желанию учредителей фирмы) или принудительной форме (по инициативе Федеральной налоговой службы или других уполномоченных органов). Кроме того, существуют и альтернативные варианты закрытия компании, когда ее покупает другое юрлицо, либ,о если возможна реорганизация субъекта хозяйствования, слияние со сторонней организацией, разделение или выделение.

Однако в России ведение хозяйственной деятельности зачастую ликвидируют через прохождение процесса банкротства. Его целью является поиск способа погашения задолженности перед кредиторами и бюджетными учреждениями. Как правило, заявление о признании организации банкротом в Арбитражный суд подают ее контрагенты или работники.

Но инициировать процедуру банкротства может и собственник бизнеса, когда отсутствие возможности отвечать по долговым обязательствам становится очевидным. Если присутствует неплатежеспособность по бюджетным счетам, за решение вопроса по открытию судебного дела берутся сотрудники ФНС. Когда речь идет о самоликвидации, для введения процедуры также достаточно обратиться в ФНС. Соответственно, основным отличием ликвидации предприятия от банкротства является возможность закрытия хозяйствующего субъекта без привлечения судьи.

Читайте так же:  Как написать заявление о преднамеренном банкротстве

Так, оба процесса различаются по следующим признакам.

  1. Причина инициации (при банкротстве — это обязательное наличие неисполненных долговых обязательств, а при ликвидации — реализация либо невозможность достижения поставленных перед фирмой задач).
  2. Порядок проведения процедуры: различие состоит в этапах.
  3. Необходимость завершения деятельности: ликвидация в отличие от банкротства всегда предполагает полное прекращение функционирования компании.
  4. Участие судебных органов в деле: вопросы банкротства решаются только через Арбитражный суд.
  5. Взаимосвязанность: ликвидация является окончательным, но не единственным этапом процесса несостоятельности.

Все юридические вопросы, связанные с признанием учреждения банкротом и прекращением его деятельности, регулируются Конституцией РФ, статьями 61-64 ГК РФ, законами о несостоятельности № 127-ФЗ и ликвидации № 129-ФЗ, а также защищающим права и обязанности работников Трудовым кодексом и прочими нормативными актами.

За нарушение законодательных норм юрлицу грозит ответственность вплоть до уголовной.

Ликвидация может производиться без банкротства по инициативе учредителей предприятия либо в судебном порядке. Основания для принятия решения о закрытии фирмы могут быть следующими:

  • достижение поставленных при открытии компании целей;
  • убыточная деятельность;
  • решение собственников бизнеса;
  • потеря интереса к сфере деятельности и т. д.

Если у юридического лица имеются признаки банкротства (наличие задолженностей на сумму свыше 300 тыс. рублей и невыполнение обязательств перед заимодавцами не менее 3 месяцев), подается заявление о признании учреждения банкротом в Арбитражный суд. Обращаться в судебную инстанцию с ходатайством могут как контрагенты, так и сам должник, где вторая сторона выступает по делу ответчиком.

Процедура банкротства состоит из следующих этапов.

  1. Инициирование процесса.
  2. Заведение дела о несостоятельности организации по прошению заявителя о его открытии.
  3. Рассмотрение дела Арбитражным судом.
  4. Исключение фирмы из списка госреестра.

При нахождении признаков банкротства определяется вариант дальнейших действий для юрлица — финансовое оздоровление или закрытие предприятия. При рассмотрении дела о несостоятельности применяются антикризисные процедуры. Основными задачами их проведения являются восстановление условий для продолжения бизнеса субъектом хозяйствования и выплата сумм задолженности контрагентам.

Порядок ликвидации включает следующие этапы:

  • принятие решения о закрытии фирмы: назначается ликвидатор и уведомляется регистрирующий орган;
  • публикация в официальных СМИ сообщения о прекращении деятельности юрлица;
  • уведомление работников ликвидируемого учреждения, кредиторов и службы занятости;
  • проведение налоговой проверки;
  • составление промежуточного ликвидационного баланса и уведомление регистрирующего органа о его утверждении;
  • возврат долгов контрагентам;
  • инвентаризация и распределение оставшихся имущественных активов предприятия;
  • формирование окончательного баланса и госрегистрация ликвидационного процесса.

Следовательно, имеется существенная разница в порядке проведения ликвидационной процедуры и процесса банкротства. К тому же если срок осуществления ликвидации по добровольному решению составляет в среднем полгода, то продолжительность процесса несостоятельности зависит от проходимых этапов. Обычно процедура длится примерно 1 год, но срок может увеличиваться при наличии непроданного имущества для проведения торгов.

По упрощенной схеме банкротства, в отличие от стандартного порядка, сроки значительно сокращаются и составляют до семи, максимум до девяти месяцев. На основании решения о неплатежеспособности юрлица суд в течение 1–2 месяцев подает в ФНС документ с требованием исключить обанкротившееся предприятие из ЕГРЮЛ (физические лица исключаются из ЕГРИП).

За исключением казенных предприятий, политических партий и религиозных организаций, обанкротиться может любое юрлицо. Но это не означает, что предприятие придется закрывать. Существуют специальные антикризисные процедуры, направленные на предотвращение несостоятельности.

В Румынии в начале 90-х годов XX в. еще не был принят Закон о банкротстве. Некоторые положения Закона о предприятие регулируют порядок ликвидации коммерческих компаний, но нет никаких положений, которые бы касались объявление (добровольного или вынужденного) банкротства и приоритетности удовлетворения требований кредиторов. Потребность в таком законе признавалась, но пробел в законодательстве определенное время оставалась. Поскольку в этот период не было юридических норм, которые бы регулировали этот вопрос, то формально случаев банкротства не было. Не имея возможности ввести действенный порядок банкротства, правительство в течение нескольких лет в начале 1990-х годов вынужден был субсидировать значительную часть государственного сектора. Учитывая катастрофическое финансовое состояние многих государственных предприятий, правительство покрыл 90 % убытков по состоянию на 31 декабря 1990 г. (Закон №447 1991 г. об обязательствах государства и коммерческих банков покрыть убытки субъектов экономической деятельности с государственным капиталом и просроченными банковскими кредитами в 1989 – 1990 pp.). Государственные и коммерческие банки также должны были взять на себя 10 % просроченной задолженности государственных предприятий.

Чтобы обезопасить страну от подобных случаев в будущем Законом было предусмотрено, что любое предприятие с государственным капиталом, которое после 1990 г. будет работать с убытками, подлежит банкротству. Но еще один финансовый кризис в государственном секторе вызвала осенью 1991 г. повторное погашение долгов.

Читайте так же:  Бизнес-планирование для кофейни на колесах

Корпоратизация (в Румынии ее иногда называют “реорганизация”) – это трансформация бывших предприятий государственной собственности в государственные коммерческие компании, или в “regies auto-noraes” (иногда на них ссылаются как на автономные единицы, или же самодостаточные администрации). Коммерческие компании государственной собственности организуются по типу акционерных компаний с ограниченной ответственностью, владение которым заключается во владении их акциями. Следовательно, процесс приватизации заключается в том, чтобы лишить государство права единоличного собственника.

Предыдущим мероприятием по демонополизации экономики Румынии была ликвидация в начале 1990 г. так называемых централей, или массивных государственных конгломератов, которые были посредниками между государственными компаниями и министерствами и контролировали деятельность подчиненных предприятий в своих отраслях. “Централи” играли важную роль в принятии централизованных решений относительно распределения сырья и материалов среди предприятий, производства, цен и распределения готовой продукции и т.д. Однако позже появились “холдинговые компании”которые объединяли несколько коммерческих компаний определенной отрасли.

Трансформация государственных предприятий проводилась в соответствии с Законом №15 о реорганизации предприятий государственной собственности в коммерческие компании, или “regies autonomes” 1990 г. Закон касался всех государственных предприятий, целью его принятия было разделение крупных предприятий и создание новых хозяйственных единиц для поощрения конкуренции.

Сразу после проведения корпоратизации были созданы новые холдинговые компании, являющиеся добровольными объединениями коммерческих компаний отдельных отраслей, особенно в нефтяной промышленности, металлургии, тяжелой промышленности и сельском хозяйстве. Такие ассоциации было создано отраслевыми министерствами в соответствии со статьями 33 и 36 Закона № 15 1990 p., который позволял образования ассоциаций, если их деятельность не препятствовала свободной конкуренции. Ассоциации должны утверждаться постановлениями правительства и регистрироваться в реестре как коммерческие компании.

Первую такую компанию было создано в июне 1991 г. в металлургической промышленности. Уставом холдинговой компании “С СИДЕРОМ. А.”, затем использовался как образец при создании следующих компаний, было предусмотрено следующие главные задачи в отношении коммерческих компаний, объединенных в холдинг: консультировать по вопросам маркетинга, финансов и бухгалтерского учета в области исследований и развития компаний, страхования, урегулирования трудовых конфликтов, защиты окружающей среды; помогать в заключении бартерных сделок на поставку сырья и энергии; координировать финансовые ресурсы, которые выделяются правительством для специальных проектов в сферах деятельности компаний, таких как программы реконструкции; координировать кооперацию компаний; способствовать свободной конкуренции; оказывать помощь по рекламированию и продаже компаний.

в Конце 1991 г. действовало 22 холдинговые компании и еще 5 засновувалось, из них 11 – в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, которые объединяли 119 коммерческих компаний (с учетом 11 наиболее холдинговых компаний); 1J в промышленности, объединяли 256 коммерческих компаний: четыре принадлежали к металлургической промышленности (97 коммерческих компаний), 2 к машиностроению (21 компания), 2 к нефтеперерабатывающей промышленности (72 компании), 1 к промышленности по переработке отходов (46 компаний) и 2 занимались исследованиями и разработками в авиационной промышленности (21 компания).

Коммерциализация укрепила самостоятельность как коммерческих компаний, так и компаний государственной собственности, ведь дала им право изменять ассортимент продукции, самостоятельно выбирать поставщиков сырья и материалов, налаживать сбыт своей продукции и принимать решение об использовании активов и распределение доходов. Это были существенные изменения по сравнению с прежней гіперцентралізованою экономикой, когда на уровне предприятия принималось очень мало важных решений. Однако обе группы бывших государственных предприятий и в дальнейшем продолжали получать значительные субсидии: так, в 1991 г. 37 млрд леев, или около 7 % расходов государственного бюджета, были использованы на покрытие убытков предприятия, а еще 63 млрд леев, или почти 12 % бюджета, направлялись на субсидирование цен.

Юридическое лицо на финальном этапе своего существования может закончить хозяйственную деятельность двумя способами: ликвидацией или банкротством. Оба пути преследуют цель завершения деятельности юридического лица с последующим исключением из реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Нужно подчеркнуть, что процедура банкротства считается более радикальной мерой и сопряжена с большими рисками нежелательных последствий для собственника предприятия. В свою очередь ликвидация юридических лиц может стать завершающим этапом банкротства или быть добровольной по решению учредителей.

Основанием для банкротства предприятий является наличие признаков неплатежеспособности по обязательствам.

Инициаторами банкротства юридического лица могут стать:

  • фонды социального значения
  • директор или собственник компании.

Предприятие объявляется банкротом лишь по вердикту арбитражного суда. Согласно принятому порядку банкротство юридических проходит через процедуры наблюдения, санации, внешнего управления, конкурсного производства и ликвидации. На всех этапах компания может заключить мирное соглашение с кредитными лицами.

Процедура санации направлена на финансовое оздоровление предприятия. На этом этапе у юридического лица может измениться статус (слияние, поглощение или разделение компании).

В российской правовой практике банкротство с долгами обычно осуществляется через внешнее управление и конкурсное производство.

Читайте так же:  Бланк письма индивидуального предпринимателя

Процедура наблюдения применяется к должнику сразу с момента принятия судом заявления о банкротстве. На этом этапе арбитражный суд назначает временного управляющего, который уполномочен проводить финансовый аудит фирмы и делать экономические оценки по хозяйственной деятельности. Руководство банкротящегося предприятия ограничивается в полномочиях.

Процедура внешнего управления ведется через управляющего, утвержденного судом. В настоящее время внешнее управление может продолжаться до десяти лет. На этот время реальный глава компании отстраняется от должности и передает полномочия судебному управляющему. Тот обязан сделать все возможное для поднятия платежеспособности должника для удовлетворения требований кредиторов.

Решение комитета кредиторов и отчет внешнего управляющего служат основанием для принятия судом следующих решений:

  • прервать банкротство и раздать долги кредиторами
  • заключить мирное соглашение
  • объявить предприятие банкротом и приступуть к конкурсному производству.

Конкурсное производство инициируется судом с назначением управляющего. Сроки этой процедуры по закону не должны длиться больше года. Однако срок может быть продлен решением суда. Административные обязанности возлагаются на конкурсного управляющего. Он должен оценить активы и имущество предприятия-должника. Всё имущество реализуется по схеме конкурсных торгов. Полученные деньги перечисляются на погашение кредитных долгов в порядке очереди, определяемую законом.

В большинстве случаев банкротства инициируется кредиторами. Важно отметить, что банкротство является единственным способом уйти от огромных долгов по закону. Для многих предприятий, не способных выполнить свои долговые обязательства, это последняя возможность сохранить авторитет и выйти из черной полосы чистыми в правовом смысле. Несмотря на то, что большинство дел по банкротству начинают кредиторы, это не значит, что учредители не могу воспользоваться этим правом. Риски процедуры могут быть весьма высокими. В ходе судебного разбирательства не исключен факт выявления фиктивного банкротства. Если это произойдет, то инициаторы процесса могут понести финансовую и уголовную ответственность. Для того, чтобы минимизировать такие угрозы, лучше пользоваться услугами профессионального юриста.

Банкротство организации заканчивается его ликвидацией. Этот этап наступает сразу с окончанием конкурсного производства. Руководитель конкурсных торгов предоставляет решение суда о ликвидации в орган регистрации предприятия должника. При этом в ЕГРЮЛ делается соответствующая запись. С этого момента юридическое лицо ликвидировано.

Нужно отметить, что для ликвидации компании могут быть разные основания, среди которых следует отметить следующие:

  • убытки предприятия
  • нелицензированное ведение бизнеса
  • по решению суда в связи с признанием регистрации юрлица недействительной
  • осуществление деятельности вне закона
  • завершение срока действия юридического лица
  • исчерпание цели создания предприятия.

По законодательству ликвидация с долгами может инициироваться налоговыми органами, регистрационной палатой или правоохранительными структурами.

Кроме того, возможна ликвидация юридического лица добровольн без процедуры банкротства. Добровольная ликвидация предприятия начинается с положительного решения учредителей организации или акционеров.

Реальные причины данной процедуры бывают разными:

  • нерентабельность предприятия
  • конъюнктурные причины
  • потеря интереса в этой деятельности.

Целью добровольной ликвидации бывает фиктивное банкротство, как возможность уйти от долговых обязательств. Порядок процедуры предусматривает направление письменного уведомления в государственный орган регистрации.

Затем учреждается специальная комиссия, которая принимает управление делами компании. Это образование имеет право представлять в суде ликвидируемое юридическое лицо. Порядок процедуры обязывает комиссию объявить о скором закрытии предприятия через средства массовой информации за как минимум два месяца от планируемой даты. В заявлении через СМИ должны быть освещены сроки и порядок подачи претензий кредиторов.

По истечению времени предъявления претензий от кредиторов комиссия составляет промежуточный баланс предприятия и согласовывает его с регистрирующим органом. Все требования кредиторов удовлетворяются, исходя из составленного баланса в порядке очереди, предписанной буквой закона.

Если стоимость имущества не способна покрыть долговые обязательства перед кредиторами, то применяться процедура банкротства. В последнем случае ликвидационная комиссия делает заявление в арбитражный суд о признании предприятия банкротом.

Если ликвидационная комиссия еще не утверждена, то заявление должен подать собственник компании-должника. После этого начинается конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего обычно возлагаются на руководителя комиссии. Требования по долгам предъявляются в течении месяца с момента публикации о банкротстве.

Важно отметить, что ответственность за удовлетворение требований кредиторов несут учредители и собственники предприятия плюс члены ликвидационной комиссии.
После закрытия всех обязательств перед кредиторами ликвидационная комиссия формирует финальный баланс, в котором отображается раздел активов между акционерами и собственниками предприятия.

Имущество ликвидируемого предприятия распределяется по очередности, которая фиксируется в учредительной документации компании. При этом очередность должна удовлетворять требования закона, который регулирует данную формы организации бизнеса. Ликвидация будет считаться завершенной после создания записи в ЕГРЮЛ.

Понятие банкротства органически присуще современным рыночным отношениям. Оно характеризует неспособность предприятия (организации) удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ, услуг, а также обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды.

Для успешного ведения хозяйства на рыночных принципах существенно важной является возможность оценки вероятности банкротства субъектов предпринимательской и иной деятельности. В Украине, где в течение многих десятилетий господствовала внерыночная система хозяйствования, которая исключала официальное признание банкротства как экономического и явления; нет общепризнанной отечественной методики определения вероятности банкротства субъектов хозяйствования. В связи с этим приходится пользоваться зарубежными методическими подходами, в основу которых положены факторные модели прогнозирования банкротства предприятий и организаций. Зарубежный опыт показывает, что спрогнозировать банкротство можно за 1,5-2 года до появления его очевидных ознак.Отже, актуальность темы заключается в умении диагностировать экономическое состояние предприятия и вероятности его банкротства, определении возможных путей выхода предприятия из кризиса.

Читайте так же:  Страхование автомобиля на полгода выгодно или нет

В условиях кризиса перед многими предприятиями стоит вопрос выживания. Одной из причин такой ситуации является снижение платежеспособности субъектов хозяйствования. В результате предприятия оказываются вынужденными запустить процедуру банкротства предприятия.

Рыночная экономика выработала обширную систему финансовых методов диагностики банкротства и методику принятия управленческих решений в условиях угрозы банкротства. Эта методика предназначена для всех предприятий, работающих в рыночных условиях, поскольку ее особенности таковы, что позволяют выявить на ранней стадии и устранить негативные факторы развития предприятия, наметить пути их устранения.

Ликвидация предприятия может быть следствием не только хозяйственных просчетов, но и решение владельца провести ликвидацию предприятия для упорядочивания структуры предприятий одного владельца (холдинга) или оптимизации налогообложения и т.п.. При этом большинство проблем, возникающих при ликвидации, связаны не с самой процедурой ликвидации, а с необходимостью упорядочения документации предприятия к началу ликвидации.

Эта тема очень интересна с точки зрения накопления определенного правоприменительного материала, а также учитывая сложность вопроса ликвидации юридического лица, требует глубоких юридических знаний, а также является весьма актуальной в наше время, поскольку закрытие предприятий в последнее время ощутимо ухудшает экономический климат нашей страны.

Итак, несмотря на отсутствие законодательного закрепления понятия «ликвидация », что, кстати, является значительным недостатком, можем из общих признаков этого понятия, разработанных на доктринальном уровне, дать такое определение: ликвидация – это одна из форм прекращения юридического лица. Ликвидация юридических лиц осуществляется без перехода прав и обязанностей ликвидируемого к другим лицам, т.е. без правопреемства. При ликвидации предприятия его права и обязанности прекращаются.

Процесс ликвидации предприятия в соответствии с украинским законодательством представляет собой ряд последовательных действий : принятие решения о ликвидации, назначение ликвидационной комиссии, установление порядка и сроков проведения ликвидации, а также срока для заявления претензий кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента объявления о ликвидации, проведение собственно ликвидационной процедуры, распределение остатков имущества среди учредителей предприятия; закрытии счетов в банках и снятия с учета в органах, отмена государственной регистрации предприятия органом государственной регистрации; исключения предприятия из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины.

Достаточно распространенной на практике и проблемной является ситуация, когда решение о принудительной ликвидации предприятия принимает хозяйственный суд. Владелец предприятия обычно уклоняется от проведения действий, направленных на выполнение ликвидационных процедур. Если решение о ликвидации предприятия принимается в порядке производства по делам о банкротстве, то осложнений почти не возникает, поскольку процедура осуществляется в порядке, определенном законодательством о банкротстве, и с участием суда. Однако вне конкурсного процесса ситуация остается неопределенной. Действующее законодательство не на дает органам государственной исполнительной службы полномочий действовать в качестве и от имени ликвидационной комиссии и не предусматривает возможности проведения ликвидации предприятия любым другим органом, кроме ликвидационной комиссии.

Немало проблем возникает с удовлетворением требований работников предприятия в порядке очередности, установленной законодательством. Довольно часто, помимо основного долга по заработной плате, работники предприятия, которое ликвидируется, должны уже судебные решения о взыскании сумм за задержку окончательного расчета при увольнении и выплате морального вреда. Если взыскать с предприятия все эти суммы, то фактически будет нарушен принцип пропорциональности в отношении тех лиц, которые в суд не обращались. Поэтому на практике предприятия выходят из этой проблемы следующим образом: сначала возмещается основной долг работникам, а в случае наличия остальных – другие обяза вязания.

Итак, ликвидировать предприятие на практике гораздо сложнее, чем создать его. Ликвидационная процедура требует очень много времени, часто длится около года и даже больше, а также значительных средств. В этой работе мы рассмотрели ряд важнейших проблем, которые наглядно указывают, что процедура ликвидации предприятия требует еще значительного совершенствования на законодательном уровне.

Изображение - Особенности банкротства и ликвидации предприятий 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here