Особенности приватизации и разгосударствления

Предлагаем статью на тему: "особенности приватизации и разгосударствления" с комментарием от профессионального юриста.

11.Разгосударствление и приватизация собственности. Особенности приватизации в России.

Понятие приватизации и разгосударствления

Экономические отношения по поводу присвоения подвижны. Это означает, что формы собственности могут переходить друг в друга. Этот процесс осуществляется различными методами.

Приватизация (лат. privatus – частный) – передача государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность.[7] Приватизация – одно из направлений разгосударствления собственности, заключающиеся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий. Объектами приватизации могут быть: крупная промышленность, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, жилищное строительство, предприятия сельского хозяйства и т. д.

Видео (кликните для воспроизведения).

Приватизация может иметь скрытый характер, например, аренда государственного имущества на длительный срок частными лицами или компаниями; может быть частичной, когда распродается, например, лишь часть акций; может осуществляться в виде денационализации и реприватизации.

Приватизация является частью более широкого процесса – разгосударствления экономики. Разгосударствление – переход от преимущественно государственно-директивного регулирования производства к его регулированию преимущественно на основе рыночных механизмов. Итоги разгосударствления: во-первых, меняется структура собственности в пользу частной и сокращения общественной. Во-вторых, меняются экономическая роль и функции государства: оно перестает быть субъектом хозяйствования, государство начинает регулировать экономические процессы не через директивы, а через изменение экономических условий жизни; обязательные государственные задания уступают место системе государственных закупок; государство снимает с себя функции распределения имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется государственная монополия во внешнеэкономической деятельности.

Различие между приватизацией и разгосударствлением сводится к тому, что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собственности, а вторая становится явлением, направленным на разрушение в ней государственного диктата и создание условий для функционирования экономики как независимой от государства сферы общественной деятельности людей.

Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества:

– Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

– Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

– Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Наибольшее распространение получили следующие подходы к этапам и формам приватизации:

1. Малая приватизация, распространяемая на мелкие и средние предприятия в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Их продажа проводилась в основном на аукционах, коммерческих конкурсах и предусматривала полный выкуп.

2. Большая приватизация, распространяемая на крупные предприятия, предполагала их акционирование с последующей продажей акций.

В середине 90-х гг. приватизация осуществлялась с помощью различных финансовых институтов (инвестиционных фондов, холдингов, инвестиционных компаний). Она давала возможность в короткие сроки вывести предприятия из государственной формы собственности и передать его финансовым институтам, организованным на коммерческой основе.

Говоря об этапах приватизации в России, следует различать два основных: первый – это этап ваучерный (или точнее массовой приватизации в России, так как процесс приватизации собственности начался раньше, чем появился приватизационный чек (или ваучер)). По длительности этот этап продолжался в России около 3-х лет. Если говорить о правовом аспекте первого этапа приватизации, то нормативным актом, свидетельствующим о начале процесса разгосударствления и приватизации в РФ, явился Закон, который определял и устанавливал организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в РФ путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной социально-ориентированной рыночной экономики.

Видео (кликните для воспроизведения).

Особенности приватизации в России

Понятие приватизация государственных и муниципальных предприятий было дано в Законе РФ «О приватизации» от 3 июля 1991 г., где сказано, что «приватизация государственных и муниципальных предприятий – приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника); долей (паев, акций) государства и местных советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ), а также совместных предприятий, коммерческих банков, ассоциаций, концернов, союзов и других объединений, предприятий».

Читайте так же:  Главные особенности оплаты декретного отпуска

Что касается приватизации земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного населения, то она регулируется иными законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Цели, приоритеты и ограничения при проведении приватизации в РФ были установлены государственной программой приватизации.

Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Разгосударствление — это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Разгосударствление не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Современное производство не может успешно развиваться без государственного регулирования, которое эффективно лишь в определенных пределах. Если эти пределы нарушены, то эффективность общественного производства снижается. Сегодня тенденция к разгосударствлению приняла общемировой характер.

Разгосударствление может осуществляться по различным направлениям:

1) разгосударствление процессов присвоения, признание каждого работника и трудового коллектива равноправным участником присвоения, демонополизация;

2) создание многообразных форм хозяйствования, предоставление всем формам предприятий равных прав на свободу хозяйственной деятельности в рамках закона;

3) возникновение новых организационных структур, новых форм предпринимательской деятельности (концерны, консорциумы, ассоциации и т.п.), между которыми ведущую роль играют горизонтальные связи.

Таким образом, разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства. Это центральная проблема перехода к рыночной экономике.

Приватизация в России — процесс передачи государственного имущества Российской Федерации (ранее РСФСР) в частную собственность.

Конкурс (коммерческий) – продажа государственных и муниципаль­ных предприятий при согласии покупателей на выполнение определенных условий. Победителем конкурса становится участник, предложивший наибольшую цену и согласившийся выполнять по­ставленные условия.

Аукцион – продажа предприятий и их активов на открытых торгах, ко­гда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо ус­ловий, при этом право собственности переходит покупателю, предложив­шему в ходе торгов максимальную цену.

Акционирование. Акционирование само по себе не является привати­зацией. Предприятие приватизируется только тогда, когда большинство акций акционерного общества передается частным инвесторам. При этом наряду с бесплатной передачей части акций трудовым коллективам другая часть акций может продаваться. Существует несколько схем, методов ак­ционирования, основные различия которых связаны с тем, в чьих руках оказывается контрольный пакет акций.

Процесс приватизации в России идет сложно, результаты ее неоднозначны. Нередко приватизация происходит путем присвоения, растаскивания государственной собственности ведомствами, министерствами, частными лицами. На основе государственной собственности организуются всякого рода ассоциации, концерны, тресты, акционерные общества, обла­дающие правом владения и распоряжения собственностью и доходами, устанавливающие монопольные цены и не допускающие конкуренции. При распределении собственности между гражданами и организациями невиданных размеров достигли взяточничество и коррупция.

Неудовлетворительность результатов первого этапа приватизации требует перенесения центра внимания от раздачи и перераспределения собственности в направлении создания условий для роста эффективности и конкурентоспособности производства, проведения активной структурной перестройки, развития инвестиционного процесса и модернизации управления. В переходной экономике процесс разгосударствления должен сочетаться с формированием эффективной государственной собственно­сти, адекватной рыночной экономике.

Основные способы приватизации государственных и муниципальных предприятий в странах рыночной экономики:

· полная продажа государственных предприятий частным предпри­нимателям, например путем аукциона;

· допуск частного капитала в государственный сектор;

· продажа дочерних или контролируемых государством компаний;

· продажа части акций, принадлежащих государству, в смешанных компаниях;

· выпуск и продажа акций государственных предприятий;

· продажа предприятий его работникам путем выкупа акций государ­ственного предприятия;

· бесплатная передача предприятия его работникам либо потребите­лям;

· закрытие неэффективных предприятий госсектора и тем самым по­ощрение конкуренции частного сектора.

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

В России приватизация проводилась двумя способами: мелких предприятий – продажей на аукционах; крупных – преобразованием в акционерные общества.

Особенности процесса приватизации, происходившего в России:

  1. массовый характер приватизации, вызванный высокой долей государственной собственности в стране, а также стремлением ускорить процесс преобразования экономической структуры общества;
  2. значительный удельный вес неэквивалентных форм (безвозмездная передача, оплата не в полной мере и др.), вызванный отсутствием денежных средств в частных руках;
  3. проведение особого ваучерного этапа приватизации.

В итоге ваучерного этапа приватизации в России произошел передел собственности, были обеспечены экономические гарантии невозможности возвращения советского режима. Однако под контролем государства остается ряд перспективных звеньев экономики, включая т.н. естественные монополии (железнодорожная сеть, авиационное и ракетно-космическое производство, Единая энергетическая система).

Читайте так же:  Характеристика кредита наличными в банке ренессанс

Отсутствие опыта, особенности социальной структуры, сложившейся в России в условиях плановой системы, а также избранный форсированный курс проведения способствовали возникновению определенных негативных моментов процесса приватизации.

Целью приватизации провозглашалось создание эффективного собственника, однако бесплатная раздача государственной собственности не способствовала формированию у нового собственника высокого уровня ответственности и заинтересованности в эффективном его использовании. Кроме того, безвозмездная приватизация заведомо не могла обеспечить должного притока средств для инвестирования, финансовой стабилизации и для решения социальных проблем.

В связи с массовой приватизацией открылись широкие возможности для отмывания денег. Хотя оценка основных фондов была многократно занижена, для скупки ваучеров (а затем и акций) в значительных размерах нужны были крупные средства, а они имелись в то время в основном у “теневиков”. Став же владельцами более или менее значительных объектов бывшей госсобственности, они автоматически легализовались в качестве крупных собственников.

Приватизация часто проводилась без должного представления о перспективах приватизируемого предприятия, в результате на этих объектах часто прекращалось производство, они переоборудовались под офисы, использовались как торговые помещения и т.д. Следует отметить непоследовательность проведения процесса приватизации, развития частного сектора.

Анализ непосредственных результатов приватизации позволяет сделать следующие выводы:

  1. срок проведения оказался фантастически коротким для решения такой грандиозной задачи, что, безусловно, определило качество приватизации;
  2. отсутствовала эквивалентность в процессе приватизации;
  3. если рассматривать приватизацию как составляющую инвестиционного процесса, то ее можно признать неудовлетворительной, т.к. в большинстве случаев смена собственника не повлекла за собой притока внешних инвестиций;
  4. приватизация не сопровождалась совершенно необходимой финансовой, юридической и функциональной реорганизацией в требуемых масштабах;
  5. предельная регламентированность принятых федеральными властями нормативных документов по приватизации не позволила в достаточной степени учесть региональную специфику;
  6. значительная часть собственности перешла в руки лиц, тесно связанных с криминальным миром и бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.

Значительный интерес представляют принципы, заложенные в программу приватизации 1998 г. Это программа имела ярко выраженный отраслевой аспект и была ориентирована на получение максимальной прибыли от продажи не контрольных, а более мелких пакетов акций в целях борьбы с монополизмом отдельных финансово-промышленных групп и развития реальной конкуренции.

В этом году было зафиксировано большое количество случаев перепродажи предприятий, массовая скупка акций перспективных акционерных обществ. Получили развитие залоговые аукционы, стали активизироваться специализированные финансово-промышленные группы, продолжился передел собственности.

Основными направлениями дальнейшей трансформации собственности является постепенное сокращение числа мелких собственников; усиление роли региональных рынков ценных бумаг; частичная национализация стратегически важных для государства объектов; дальнейшее развитие специализации крупных собственников; формирование эффективного собственника под воздействием государственного регулирования; повышение информационной открытости процессов и прогнозирования их социально-экономических последствий.

Государственная собственность все же сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Продолжающийся процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, направлен на повышение эффективности использования собственности путем увеличения объемов валового продукта и нормы прибыли, доли рынка или выхода на новые рынки.

Достижению гармонизации отношений “новых” собственников со “старыми” управленцами могут способствовать жесткая правовая позиция государства, организация широких программ обучения руководства крупных предприятий финансовому менеджменту, поддержка компаний, занимающихся бизнес-консультированием, ориентированных на завоевание доверия и собственников, и управленцев.

“Особенности приватизации в России” и другие материалы по теме “Макроэкономика”

Изображение - Особенности приватизации и разгосударствления proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.inventech.ru%2Fpic%2Fcontact

Обратная связь

Особенности разгосударствления и приватизации собственности

Переход от плановой к рыночной экономике и появление института приватизации в нашей стране привели к появлению частной собственности. Для становления экономики России характерны собственные особенности разгосударствления и приватизации собственности.

В том числе связанные значительным населением страны и самой большой территорией, а также отсутствием ранее частной собственности вовсе.

Процесс приватизации и разгосударствлению осуществлялся в несколько этапов, которые характеризуются изменениями в законодательстве.

Первоначально все сделки осуществлялись в рамках Закона № 1541-1 от 03.07.1991 г, который действовал до принятия Федерального закона № 123-ФЗ от 21.07.1997 г.

В настоящее время национализация разгосударствление и приватизация осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 178-ФЗ от 21.12.2001 г.

Который под сделкой по приватизации понимает процесс отчуждения государственного либо муниципального имущества в законную собственность частных лиц (ФЛ и ЮЛ).

Термин разгосударствления, хотя и не закреплен на законодательном уровне, является более широким в отличие от приватизации.

И предполагает сокращение объемов государственной либо муниципальной собственности в сравнении с общими показателями наличия объектов в собственности государства.

Суть процесса разгосударствления заключается в уменьшении доли государственного влияния на экономику страны в целом.

Субъектами как приватизации, так и разгосударствления выступают с одной стороны государство – РФ, в том числе субъекты и органы муниципалитета, с другой стороны потенциальные владельцы.

В качестве таковых могут выступать физические и любые независимо от организационной формы юридические лица.

Исключение из общего правила составляют лишь государственные учреждения и унитарные предприятия, а также юрлица, в которых уставный капитал государства превышает 25%.

Читайте так же:  Облагаются ли декретные ндфл

Законодательство может содержать дополнительные категории лиц, участие которых в приватизации ограничено.

Это в первую очередь связано с обеспечением безопасности нашей страны и защитой основ конституционного строя.

При наличии фактов нарушения законодательства со стороны покупателя в ходе приватизации имущества, в частности отсутствие прав на его приобретение, сделка должна быть признана ничтожной.

В этом случае применяются общие правила по возврату имущества в первоначальное правовое состояние.

Фактически законодатель не закрепил четкого перечня имущества, которое может быть приватизировано как в общем порядке, так и с соблюдением установленной законом процедуры.

Проведенный анализ законодательства о приватизации позволил выделить следующие группы имущества, подлежащего передаче в частную собственность:

Все объекты, подлежащие приватизации, характеризуются определенным набором признаков и особенностей, а также путями и способами оформления их.

Они позволяют отграничить такое имущество от других видов, не подлежащих приватизации, в частности:

Все предприятия, которые подлежат приватизации, указываются в прогнозной программе.

При этом предприятие в рамках гражданского законодательства может выступать как в качестве субъекта права, так и объекта права, если речь идет об имущественном комплексе.

Анализировать сущность разгосударствления и приватизации следует с двух точек зрения узкой и более широкой.

В узком смысле более близко к понятию приватизации, сущность которого заключается непосредственно в передачи прав на объекты от государства или муниципалитета частным лицам, при этом передача может быть как полная, так и частичная.

В широком смысле соответствует разгосударствлению и выражается в уменьшении роли государства и местного самоуправления в развитии экономики.

Основная цель всей приватизации сводится к развитию рыночных отношений и увеличение роли частных капиталов в переходной экономике и после.

В отношении федерального имущества, подлежащего приватизации, на ежегодной основе Правительство РФ разрабатывает и утверждает особую программу, на основании которой совершаются все дальнейшие сделки.

Сколько длится приватизация через суд, читайте здесь.

Каждая сделка по приватизации преследует следующие цели:

Мировой и российский опыт приватизации и разгосударствления собственности позволили сформировать следующие основополагающие начала рассматриваемой сделки:

Экономическое содержание приватизации, а равно разгосударствления составляют основные и смежные отношения, направленные на изменение формы собственности в отношении объекта приватизации.

В обоих процессах имущество из государственной формы собственности переходит в частную независимо от субъекта физического или юридического лица.

Все процессы осуществляются при непосредственном участии уполномоченных государственных органов.

Осуществление приватизации в России возможно несколькими способами, которые закреплены в ст. 13 Закона.

Продажа имущества в частную собственность осуществляется:

В отношении приватизации имущества государства за пределами страны действуют также нормы права иностранного государства, поэтому необходимо их неукоснительное соблюдение.

Приватизация и разгосударствление рассматривается как часть и целое. Приватизация как разновидность разгосударствления, например, предполагает лишь переход государственного или муниципального имущества в частную собственность.

А разгосударствление во всевозможные виды собственности, в том числе из государственной в муниципальную.

Приватизация в отношении государственного имущества всегда свидетельствует о разгосударствлении.

Тогда как разгосударствление не всегда сопровождается приватизацией и может выражаться в децентрализации порядком управления госимуществом.

Оформление приватизации и закрепление за частным лицом всех прав на объект осуществляется по общему правилу.

Например, как в случае приобретения в собственность по договору купли-продажи.

Сделка в обязательном порядке проходит регистрацию в Регпалате, в противном случае она может быть признана недействительной.

Приватизация, в большинстве случаев, оформляется на платной основе, но возможны исключения в виде бесплатной передачи прав, например, в отношении жилищного фонда.

Разница между разгосударствлением и приватизацией заключается в том, что последняя регулируется отдельными нормативными актами.

Тогда как разгосударствление осуществляется также на иных актах, прямо содержащих сведения о порядке и способах проведения разгосударствления.

При приватизации и разгосударствлении главное преимущество для частных лиц заключается в приобретение прав собственности на приватизированное имущество.

Это позволяет использовать его в личных и предпринимательских целях, отдавать в залог и иными способами распоряжаться таким имуществом.

Для государства и муниципалитетов приватизационный процесс предоставил возможность уменьшить расходы, связанные с эксплуатацией переданного имущества.

Кроме этого возмездность сделок предполагает пополнение бюджетов соответствующего уровня.

Преимуществом разгосударствления является и демонополизация и многополярность экономики, что важно в кризисное время.

Недостатком приватизации, особенно жилого фонда, которая является безвозмездной, низкая стоимость приватизированного имущества.

В частности имущественные комплексы ранее приватизировались существенно ниже их рыночной стоимости и реальной цены.

При разгосударствлении несмотря на то, что происходит демонополизация и борьба с коррупцией, многие субъекты предпринимательства не выдерживают здоровой конкурентной борьбы и уходят с рынка.

До какого года приватизация бесплатная, читайте здесь.

О субъектах и объектах приватизации, читайте здесь.

В результате предприятия, являющиеся ранее доходными, при неумелом и неопытном управлении признаются несостоятельными, их работники вынуждены искать новые места для трудоустройства.

Читайте так же:  Какую страховую компанию выбрать для осаго

В заключении отметим, что неверное определять понятия приватизации и разгосударствления как тождественные, ошибочно также подменять одно понятие другим.

Приватизация лишь одно из немного средств, позволяющих достичь главной цели – разгосударствления после периода планово-командной экономики.

Главными отличительными особенностями приватизации в России являются:

■ бесплатная раздача части национального богатства членам общества в виде обезличенных ваучеров, что не характерно для приватизации в большинстве развитых стран;

■ применение большого количества форм приватизации;

■ недостаточная обоснованность тех или иных путей приватизации и нормативно-правовая обеспеченность;

■ серьезные недостатки в стоимостной оценке (многократное занижение стоимости) многих объектов государственной собственности;

■ слабый или полностью отсутствующий контроль над выполнением условий приватизации;

■ распространение практики передачи имущества в залог с последующим банкротством предприятия и передачи их за бесценок в собственность залоговикам;

■ непонятность путей приватизации для широких слоев населения.

Приватизация в России и других странах с переходной экономикой: сходства и различия

Целесообразно рассмотреть процесс приватизации в России и других странах с переходной экономикой. Несмотря на предположение о том, что приватизация в данных странах должна иметь много схожих моментов, приватизация в России шла абсолютно уникальным путем и имела ряд отличительных особенностей.

1. До начала процесса приватизации для всех стран переходной экономики, в том числе России, было характерно преобладание государственной собственности. Однако доля государственной собственности была неодинакова, и содержание отношений собственности в государственном секторе также было весьма различным в разных странах. В большинстве стран Центральной и Восточной Европы (Югославия, Польша, Венгрия) к началу 1990-х гг. довольно значительный удельный вес оставался за частными и кооперативными предприятиями в розничной торговле и в сфере услуг. В России же к тому времени мелкие частные и даже кооперативные предприятия отсутствовали как в торговле, так и в сфере услуг.

2. Во всех странах переходного периода, включая Россию, лозунг разгосударствления собственности первоначально сводился к попыткам расширить негосударственный сектор экономики, упорядочить легальные основы его функционирования и одновременно с этим децентрализовать хозяйственную власть в государственном, провести коммерциализацию государственных предприятий, приспособить их к работе в условиях рынка. Но в разных странах развитие и содержание данных процессов различались.

В ряде стран к моменту начала процесса приватизации уже существовал сектор малого частного и корпоративного производства, который в процессе приватизации послужил своего рода школой предпринимательства, полем накопления капиталов для более крупного бизнеса, а так же и основанием для развития институтов рыночной инфраструктуры. В России процесс коммерциализации занимал отстающие позиции по сравнению со многими странами с переходной экономикой, а институты частной инфраструктуры строились не на частном предпринимательстве. Как правило, учредителями крупных коммерческих банков и бирж 1980–1990 гг. были крупные государственные предприятия и их объединения, которые представляли собой скорее инструмент перекачки государственных капиталов в частные руки, чем реально функционирующий бизнес.

3. Еще одной сходной чертой приватизации в Российской Федерации и других странах с переходной экономикой является “дискриминация” трудовых коллективов. Однако если в некоторых странах (например, в Чехии и Венгрии) были предусмотрены случаи, когда трудовым коллективам предоставлялись льготные кредиты на приобретение акций приватизируемого предприятия, то российское законодательство в сфере приватизации полностью исключало из процесса приватизации трудовой коллектив и администрацию предприятий. Для работников и администрации вводился лишь трехмесячный мораторий на коллективный договор.

Нежелающие иметь работников-собственников и органы управления, сформированные с их активным участием, находят свои аргументы. Формируется мнение, что собственность работников неэффективна, так как они склонны проедать капитал. Другой аргумент – перераспределение собственности через превращение работников в собственников снижает стимулы иностранных предпринимателей вкладывать капитал в российское производство.

4. В ряде стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию, были применены различные схемы “ваучерной” приватизации. Однако дальнейшая судьба российской “ваучерной” системы не имеет ничего общего с практикой других стран. Различные схемы “ваучерной” приватизации, которые были применены в Чехии, Румынии, а после 1995 г. – в Польше и Болгарии, сточки зрения населения, имели определенные преимущества перед российским аналогом.

Так, почти повсеместно приватизационные купоны (ваучеры) являлись именными, что значительно снижало возможности проведения финансовых махинаций с ними. Как правило, их можно было разделить на несколько частей и использовать для покупки различных паев и акций. Значительно более понятной, обозримой для участников была техника обмена ваучеров (купонов) на акции предприятий. Государство держало под строгим контролем процесс создания и функционирования инвестиционных (приватизационных) фондов, препятствуя попаданию на руководящие посты людей случайных.

5. Еще одной особенностью приватизации в России являлось то, что она носила исключительно централизованный характер. Приватизация представляла собой особую государственную экономическую политику, в результате чего государство получило возможность полностью контролировать и регулировать данный процесс. Приватизация осуществлялась посредством рыночных и административных методов. Также к особенностям приватизации в России можно отнести высокий темп данного процесса. Это вызвано стремлением создать в короткие сроки частный сектор предпринимательства. Важно отметить, что процесс приватизации в России начался в условиях зарождения рыночных отношений, что вызвало необходимость адаптации приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

Читайте так же:  Как продать гараж если он не в собственности, оформлен по временам ссср

В настоящее время в переходных экономиках европейских стран и России известны три основные модели приватизации: 1) массовая программа приватизации; 2) модель инсайдеров; 3) модель установления единовременного мажоритарного контроля. Особое место (практически во всех странах) занимает модель смешанного (частно-государственного) контроля. Существуют также специфические для отдельных стран модели, такие как модель “социальноориентированной” собственности, модель “стандартных продаж” по открытой подписке и модель “case-by-case”.

Массовая программа приватизации (ваучеризация). Наиболее широко эта модель применялась в России, Чехословакии (после распада единого государства – в Чехии), Литве, Монголии. Наиболее масштабная массовая приватизация среди стран Центральной и Восточной Европы осуществлялась в Чехословакии. В целом принято считать, что роль массовой приватизации для будущего корпоративного управления первоначально остается размытой (неопределенной), возможно, в большой мере негативной, хотя в среднесрочном плане все зависит от практического решения дилеммы “дисперсия ваучеров (чеков, пунктов и т.п.) – концентрация собственности”.

Модель инсайдеров. Эта модель основана на приобретении приватизируемого предприятия целиком или доминирующей доли в его капитале занятыми на нем работниками и менеджерами (совместно или раздельно) с разбиением этой доли на индивидуальные акции с формальным правом последующей купли-продажи. Такая практика получила довольно широкое распространение в Польше, Румынии, Словении и Хорватии. В России и Грузии эта модель, по сути, стала официальной “субмоделью” (с большими легальными льготами работникам) в рамках массовой приватизации.

Модель единовременного мажоритарного контроля. Эта модель основана на единовременном или, по крайней мере, не растянутом по времени установлении мажоритарного (свыше 50% голосующих акций) контроля над предприятием со стороны “внешнего” собственника. Как правило, приватизация осуществляется через аукцион, конкурс или прямую продажу, где предпочтение получает внешний инвестор, зачастую как-либо связанный с предприятием. Такая практика была характерной для относительно небольшой группы восточно-европейских стран, но отнюдь не для России. Эта наиболее простая с точки зрения корпоративного управления модель получила широкое распространение лишь в Венгрии и Эстонии.

Модель установления смешанного (частно-государственного) контроля. При сохранении тех или иных пакетов акций в госсобственности происходило разделение на постоянные пакеты, и пакеты, закрепляемые на ограниченный срок, до принятия решения о наилучшем способе приватизации этих акций.

Во всех странах с переходной экономикой так или иначе присутствует данная модель приватизации. Этот вопрос можно отнести к числу тех аспектов процесса преобразования собственности, в которых российский опыт имеет как ряд схожих черт, так и различий с практикой стран Центральной и Восточной Европы.

Модель “социально ориентированной” собственности. Эта специфическая модель приватизации характерна для некоторых стран, образованных после распада бывшей Югославии. Фактически можно говорить о наследии федеральной идеологии и федерального законодательства в Хорватии, Македонии и Словении.

Практически во всех странах с переходной экономикой необходимо отметить такие проблемы, как связь приватизации с изменением властных отношений в обществе (в частности, проблема реституции), масштабы приватизации; отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды; огромные технические сложности; необходимость идеологического выбора; отсутствие на стартовом этапе необходимой институциональной инфраструктуры; высокий уровень коррупции и иных криминальных явлений.

Хотя России не пришлось решать такие проблемы, как реституции или заметный региональный сепаратизм в ходе приватизации, в российских условиях разработка и реализация приватизационной политики особенно усложняется в силу действия (более весомого по сравнению с другими странами переходной экономики) следующих факторов:

■ во-первых, параллельно с процессом выбора глобальных моделей на микроуровне происходит спонтанный перевод государственных предприятий и имущества в иные формы собственности (коллективные и частные, или же квазиколлективные и квазичастные);

■ во-вторых, высочайший уровень концентрации наравне с отсталостью многих секторов российской промышленности препятствуют проведению эффективной и социально “мягкой” структурной перестройки до и в ходе приватизации;

■ в-третьих, именно приватизация и проблемы преобразования собственности есть та область экономических реформ, где политический и популистский прессинг наиболее силен.

Изображение - Особенности приватизации и разгосударствления 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here