Первые плоды проекта. доступное и комфортное жилье гражданам россии

Предлагаем статью на тему: "первые плоды проекта. доступное и комфортное жилье гражданам россии" с комментарием от профессионального юриста.

Первые плоды проекта. Доступное и комфортное жилье гражданам России

Жители страны, с каждым днём преимущественно больше приобретают жильё через ипотечное кредитование. Но государство делает вид, что не контролирует процесс возрастания цен на жильё и потому по-прежнему 80% жителей остаются без крыши над головой. Правительство не строит планы на будущее об выдачи жилплощади гражданам страны. За исключением федеральным льготникам, которым государства квартирные долги. Эти долги предполагается погасить в скором времени.

Видео (кликните для воспроизведения).

Список с льготниками иметься в базе национального проекта Росстроя «жильё». К этому списку относятся шесть групп граждан России: сокращённые из Вооружённых сил, вынужденные иммигранты военные, чернобыльцы, сокращённые военнослужащие, граждане районов крайнего Севера, жители города Байконура.

Начальник объединённой дирекции по осуществлению инвестиционных федеральных проектов Анатолий Мишанов, заявил, что к 2010 году будут многие снабжены жилищами. Это 60% сокращённых с военной службы, также 45% чернобыльцев, 100% граждан посёлков из исчезающих населённых точек Крайнего Севера, 12% принуждённых к выселению, а также нетрудоспособные люди (1 и 2 группы), которые живут на крайнем Севере.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России»

Роль социальной политики. Содержание и цели приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

В соответствии со ст. 7.1 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В п. 2 ст. 7 определены задачи государства в сфере обеспечения социально-экономических условий жизни граждан России. Согласно Конституции РФ государство несет ответственность перед гражданами страны и обязано гарантировать населению удовлетворение основных социальных стандартов, иными словами государство реализует социальную политику.

Понятие «социальная политика» стало часто применяться при анализе государственного и муниципального управления и прочно вошло в обиход большинства населения страны. Ученые по-разному дают трактовку понятия «социальная политика». По мнению В.М. Капицына, «социальная политика – совокупность разноуровневых властных управленческих воздействий, обеспечивающих солидарную поддержку жизнедеятельности групп населения, потенциально или реально подвергаемых рискам, в целях консолидации общества и стабильности политической власти на основе государственного правового регулирования».

Различают три основных типа социальной политики:

1. ориентированная на определенные социальные гарантии (главная цель – создание необходимого минимума для всех),

2. социальное выравнивание (построение всеобщего равенства путем перераспределения национального дохода),

3. политика социальной гармонизации (главная цель – предотвратить столкновение интересов различных социальных слоев общества). В зависимости от субъекта различают следующие ее виды: государственная, региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. По своей сути социальная политика это многогранный процесс и только по таким элементам, как уровень заработной платы, безработицы и т.д. нельзя судить о ней в целом.

Задачи социальной политики известны и активно обсуждаются. Это повышение качества жизни населения, сведение к нулю числа граждан, проживающих за «чертой бедности», уменьшение дифференциации по доходам среди наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения, эффективное функционирование учреждений социальной сферы и т.д. Эти проблемы являются наиболее концептуальными и требуют неотложного решения.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов в 2005 году. Данный проект имеет особую социальную значимость, масштаб, сложность и комплексность проблем среди других проектов, поскольку он является своего рода базой, материальной основой для реализации задач, поставленных в области здравоохранения, образования, сельского хозяйства. Нацпроект рассчитан до 2010 года. В ходе реализации программы необходимо решить четыре задачи:

Во-первых, при помощи развития системы рефинансирования кредитов и рынка ипотечных ценных бумаг увеличить объем ипотечного жилищного кредитования (а процент по ипотеке снизить в два раза);

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Во-вторых, повысить доступность жилья для ряда категорий населения: молодых семей, военных, специалистов на селе и т. п. Главный инструмент повышения доступности – целевая господдержка за счет бюджетных средств;

В-третьих, увеличить объем жилищного строительства и модернизировать коммунальную инфраструктуру. Для этого предполагается предоставлять гарантии по кредитам на обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков под жилищное строительство и субсидировать процентную ставку по таким кредитам;

И, наконец, в-четвертых, государство должно выполнить все обязательства по обеспечению жильем льготников.

В систему управления Проектом заложен особый механизм: координация процесса реализации нацпроекта возложена на Министерство регионального развития и Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также созданную распоряжением президента Российской Федерации специальную межведомственную рабочую группу.

Ведущей комиссией по Проекту является Комиссия по развитию рынка доступного жилья.

Работу Комиссии можно разделить на пять основных направлений:

первое из них – это законодательное: нормативная база и практика ее применения;

второе направление – строительный блок, в котором главное: градопланирование, вовлечение в оборот под строительство земельных участков, проведения аукционов, инфраструктура в самом широком смысле слова: электричество, тепло, газ, вода; социальная инфраструктура; и, наконец, реализация масштабных пилотных проектов в значительном количестве регионов РФ;

третье направление – промышленность строительных материалов. Подготовление детального анализа и составление балансов по всем ключевым составляющим строительных материалов, а также разработка оптимального плана размещения так называемых материнских заводов;

Читайте так же:  Подготовка заявления об отказе от наследства

четвертый блок – кадровое обеспечение как строительной индустрии, так и промышленности стройматериалами;

и, наконец, пятое направление – блок изучения и стимулирования спроса.

В качестве главного механизма реализации Проекта выступает федеральная целевая программа «Жилище». Правительство РФ намерено содействовать развитию массовой жилищной застройки, сокращению сроков согласования документации и упрощению выделения земель; ликвидации коррупции и локальных монополий.

В 2006–2007 приоритетными являлись четыре направления:

– увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

– повышение доступности жилья;

– увеличение объемов строительства жилья и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры;

– выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан.

Направлениями реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» (далее – Проект) на 2008 год являются:

– улучшение жилищных условий молодых семей;

– увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

– увеличение объемов жилищного строительства.

Направления, основные мероприятия и параметры национального проекта “Доступное и комфортное жилье”

президиумом Совета при Президенте

Российской Федерации по реализации

приоритетных национальных проектов

(протокол № 2 от 21 декабря 2005 г.)

Направления, основные мероприятия и параметры

приоритетного национального проекта ” Доступное и комфортное жилье – гражданам России “

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» на первом этапе реализации (2006-2007гг.) включает четыре направления «Повышение доступности жилья», «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования», «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством».

Меры, предусмотренные в рамках каждого направления, предполагают дальнейшее развитие правовой базы, обеспечение сбалансированной бюджетной и организационной поддержки расширения спроса и предложения на рынке жилья.

Механизмами реализации проекта являются федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы и входящие в ее состав подпрограммы и предоставление субвенций субъектам Российской Федерации за счет средств Федерального фонда компенсаций на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

По направлению «Повышение доступности жилья» к основным целевым показателям относятся улучшение жилищных условий 69,5 тыс. молодым семьям, из них 27,8 тыс. – в 2006 году.

Основные мероприятия по направлению:

1. Предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья или оплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья в размере 10% от средней стоимости стандартного жилья за счет федерального бюджета и не менее 25% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, не имеющих детей, и не менее 30% за счет средств региональных или местных бюджетов для молодых семей, имеющих одного и более ребенка в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Дополнительно, субъекты, участвующие в подпрограмме, предоставляют участникам подпрограммы субсидию в размере не менее 5% средней стоимости жилья при рождении (усыновлении) одного ребенка на цели погашения части кредита (займа) или компенсацию затраченных собственных средств на приобретение жилья или строительство индивидуального жилья (в 2006 году на это предусмотрено 2,1 млрд. рублей).

2. Развитие системы страхования ипотечных жилищных кредитов с целью снижения первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов.

По направлению «Увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования» к основным целевым показателям относятся: увеличение объемов ежегодно выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (в 2006 году объем выданных ипотечных кредитов составит 108 млрд. руб., в 2007 году – 151 млрд. рублей), а также снижение в 2006 году ставки по ипотечным кредитам до 12% годовых в рублях, а в 2007 году – до 11%

Основные мероприятия по направлению:

1. Развитие унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, включая предоставление ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» государственных гарантий Российской Федерации в размере 30 млрд. рублей (14 млрд. рублей в 2006 году и 16 млрд. рублей в 2007 году), а также увеличение уставного капитала Агентства на 3,7 млрд. рублей в 2006 году и 4,5 млрд. рублей в 2007 году.

2. Реализация комплекса мер по формированию инфраструктуры системы ипотечного жилищного кредитования и рынка ипотечных ценных бумаг, включая развитие нормативно-правовой базы.

По направлению «Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» к основным целевым показателям относятся увеличение общего годового объема ввода жилья в 2006 году на 4,3 млн. кв.м. за счет мероприятий проекта и на 7,8 млн. кв. м. за счет мероприятий проекта в 2007 году; а также увеличение доли частных инвестиций в коммунальном секторе до 20% и снижение износа коммунальной инфраструктуры до 55%.

Основные мероприятия по направлению:

1. В рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» предусматривается предоставление по Программе государственных внутренних заимствований Российской Федерации государственных гарантий Российской Федерации в размере 12,5 млрд. рублей в 2006 году и 17,5 млрд. рублей в 2007 году по кредитам на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой под жилищное строительство и выделение 5,5 млрд. рублей (1,7 млрд. рублей в 2006 году и 3,8 млрд. рублей в 2007 году) на субсидирование процентных ставок заемщикам по привлеченным кредитам.

2. Также будет реализован комплекс мероприятий по сокращению административных барьеров, развитию рыночной инфраструктуры, градостроительного и антимонопольного регулирования в сфере жилищного строительства.

3. В рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» субъекты Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям по развитию рыночных отношений в жилищно-коммунальном секторе, получат государственную поддержку на модернизацию коммунальной инфраструктуры в 2006 -2007 годах в общем объеме 10,1 млрд. рублей.

По направлению «Выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством» к основным целевым показателям в 2006-2007 годах относятся улучшение жилищных условий 76,2 тыс. семьями, включая ветеранов и инвалидов.

Читайте так же:  Что такое франшиза в полисе каско, каких видов она бывает и как сэкономить при её оформлении

Основные мероприятия по направлению:

1. В 2006-2007 годах подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» будет профинансирована в объеме 41,7 млрд. руб. с целью предоставления субсидий гражданам Российской Федерации в форме государственных жилищных сертификатов.

2. На реализацию проекта в части улучшения жилищных условий ветеранам и инвалидам из федерального бюджета в 2006-2007 годах будет направлено 8,2 млрд. руб. через Федеральный фонд компенсаций.

  • I. Направления реализации приоритетного национального проекта “Доступное и комфортное жилье – гражданам России”

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России»

Из всех национальных проектов именно этот нуждается в самых крупных и долгосрочных затратах, требующих масштабных финансовых ресурсов, и именно этот проект вызывает наибольшее количество негативных оценок. Законодательной базой проекта является пакет из 27 законов, принятых в основном в конце 2004 г., в том числе Жилищный и Градостроительный кодексы, а главным механизмом реализации выступает обновленная Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 гг., в которой, в отличие от самого проекта, названы сроки, показатели, определена ответственность за выполнение положений программы.

Главная цель проекта — формирование эффективного механизма функционирования жилищного рынка и определение форм участия в нем государства. На первом этапе реализации (2006-2007 гг.) нац.проект включал четыре основных направления:

— повышение доступности жилья,

— увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования;

— увеличение объемов жилищного строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;

— выполнение государственных обязательств по предоставлению жилья категориям граждан, установленных федеральным законодательством [19].

Целевыми задачами национального проекта в его первоначальном варианте являлись увеличение объемов жилищного строительства в 2 раза (с 41,2 до 80 млн м2), снижение времени нахождения в очереди до 5-7 лет, увеличение объемов выдаваемых в год ипотечных жилищных кредитов в 20 раз (с 20 до 415 млрд рублей), увеличение доли семей, которым доступно приобретение жилья в 3,2 раза (с 9 до 30%). При этом государство сохраняет за собой обязательства по обеспечению жильем военных, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, северян, вынужденных переселенцев [5, 34-35 c.].

Для национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» фундаментальным вопросом является понятие доступного жилья. По нормам современных развитых стран, понятие «доступное и комфортное жилье» означает, что основная масса работающего населения (до 80%) имеет возможность купить или арендовать жилье, при этом регулярные расходы семьи на обслуживание кредита или расходы по найму не должны превышать 30-40% дохода, чтобы не оставлять людей без средств на другие необходимые расходы.

Четкого показателя доступности жилья исполнительные органы России пока не предоставили. Разработчики проекта рассматривают эту категорию главным образом с точки зрения доходных возможностей населения приобрести жилье. В федеральной целевой программе «Жилище» для оценки доступности приобретения жилья используется показатель доли семей, имеющих возможность приобретения жилья, соответствующий стандартам обеспечения жилыми помещениями (54 м2 для семьи из трех человек), с помощью собственных и заемных средств.

Ипотечное кредитование — наиболее динамично развивающаяся часть программы. За 2006 г. в стране выдано ипотечных кредитов на сумму 240 млрд рублей, что в 2 раза превышает целевой показатель программы на 2006 г. За первые 6 месяцев 2007 г. объем выданных ипотечных кредитов увеличился на 60% и превысил 200 млрд рублей. Еще одной позитивной тенденцией является снижение процентной ставки по ипотеке: если в 2004 г. средняя ставка составляла 17-19%, в 2005 г. — 14-16% то в 2006 г. уже 10-14% в рублях. С учетом того, что стоимость ипотечных займов напрямую привязана к инфляции и ставке рефинансирования, Правительство рассчитывало, что в 2007 г. средняя ставка по ипотечному кредиту составит 10,5%, а в перспективе понизится до 6-8% [21].

Снижаются требования банков по объемам первоначального взноса: в 2004 г. требовалось не менее 40%, в 2005 г. — 25-30%, в 2006 г. многие банки установили этот показатель на уровне 10%. Увеличивается срок кредитования с 10-15 до 25-30 лет. Упрощается процедура оформления сделок. Банки становятся более гибкими в вопросе оценки платежеспособности заемщика (правда, при установлении величины займа могут использовать различные понижающие коэффициенты при оценке возраста, профессии, опыта работы потенциального должника). Снижаются требования при оценке соотношения ежемесячный платеж/доход [].

Тем не менее, несмотря на рост предложения банковских ипотечных продуктов, для отечественного рынка ипотеки доступен пока стандартизированный продукт, способный удовлетворить потребности очень узкой группы заемщиков. На зарубежном ипотечном рынке действует несравнимо более широкий диапазон кредитных продуктов, учитывающих не только предмет залога, но и возраст, карьерный рост заемщика, прогнозы по росту стоимости объекта и др., особенно для молодых семей.

Рынок коммерческой ипотеки в основном ограничивается территориями Москвы и Санкт-Петербурга, где сосредоточен основной спрос на «рыночные» ипотечные кредиты, в значительно меньших объемах коммерческая ипотека действует в ряде крупных городов и наиболее успешных нефте- и газодобывающих субъектах России (Ханты-Мансийский автономный округ, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск и др.). Региональные программы ипотечного кредитования развиваются благодаря бюджетным схемам и зависят от поддержки региональных и местных администраций и крупных компаний. Сохранение социальных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий населения и очередников в условиях сокращения федерального финансирования и падения объемов жилищного строительства подталкивает администрации городов и регионов к развитию так называемой социальной ипотеки, созданию фондов, использующих бюджетные дотации [22].

Первые итоги реализации нацпроекта показали, что программа в современном виде может привлечь лишь очень ограниченный слой населения и нуждается в серьезной корректировке и смене акцентов. Ипотечное кредитование развивается быстрыми темпами, но основная масса кредитов выдается в регионах с высокими средними доходами населения, 90% вводимого в эксплуатацию жилья достается 14-15% населения — самым обеспеченным и верхней прослойке среднего класса. Доступность жилья снижается и за счет опережающего роста цен по сравнению с ростом реальных доходов и вследствие вымывания с рынка дешевого жилья. Участники социальных программ жилищных сертификатов и поддержки молодых семей в обеспечении жильем сталкиваются с тем, что реальная цена имеющихся на рынке квартир на порядок превышает расчетные показатели. Общее число участников программ оказывается ниже даже весьма скромных запланированных показателей.

Читайте так же:  Идеи для бизнеса на дому творчество, услуги и производство

Более того, успешное формирование инфраструктуры кредитования покупки жилья заметно не изменило положение с доступностью жилья, скорее ситуация осложнилась в связи с быстрым ростом стоимости жилья. За 2006 г. стоимость жилья возросла на 40%, а реальные доходы населения — только на 10%. По заявлению председателя Счетной платы, из-за роста цен на недвижимость покупательная способность населения в приобретении жилья с помощью ипотеки за последние 2 года снизилась в среднем на 30% .

Причины ускоренного роста цен кроются далеко не только и не столько в развитии ипотеки. Сложившаяся на рынке жилья ситуация характеризуется огромным разрывом между себестоимостью и ценой предлагаемого продукта, который складывается за счет обременений со стороны органов местного самоуправления и завышенной рентабельности. Обременения связаны не только со взятками, но и с хроническим недофинансированием субъектов Российской Федерации и муниципалитетов и представляют собой требования в обмен на предоставление участков отдать часть квартир в распоряжение муниципального образования, вложить деньги в объекты жилищно-коммунального хозяйства и социальную инфраструктуру. Завышенная рентабельность вызвана высоким уровнем монополизации и отсутствием конкуренции на строительном рынке. Средний уровень рентабельности строительных компаний составляет не менее 30%, доходя в отдельных случаях до 100% и более. В результате, по официальным данным, стоимость строительства 1 м2 в 2006 г. в среднем по России составила 13 662 рублей, а цена продажи — 32 500 рублей за 1 м2 [21].

За 2006 г. цены на недвижимость в региональных (областных) центрах в среднем выросли на 80-100%, в некоторых городах был достигнут более чем двойной ценовой рост. По данным российских риэлтеров, на которые ссылался С. Степашин на Всероссийской конференции контрольно-счетных органов по реализации нацпроекта в июне 2007 г., за 2006 г. 2/3 потенциальных заемщиков, решивших взять кредиты на покупку жилья, так и не смогли купить нужную квартиру из-за постоянного роста цен — накопленных сбережений не хватало на первоначальный взнос.

Реализация нацпроекта привела к значительной активизации строительства во всех областях — от малоэтажного строительства до комплексной застройки отдельных районов, но его темпы еще далеки от современного европейского стандарта — 1 м2 на душу населения. Собственно строительный рынок пока отстает от ипотечного.

Потенциальные мощности строительного комплекса в целом по России, согласно оценкам Института экономики города, с учетом высокой степени изношенности основных фондов, смогут обеспечить выполнение намеченных объемов строительства в течение ближайших 2-3 лет, далее потребуется расширение строительных мощностей в среднем более чем на треть. Физически не хватает мощностей по производству цемента, теплоизоляции, арматурной стали, в зачаточном состоянии находится деревообработка. По подсчетам экспертов, дефицит стройматериалов на российском рынке в среднем составляет от 20 до 50%. Отделочных и комплектующих материалов (фурнитура, герметики, лакокрасочные материалы, напольные покрытия и др.) ввозится до 70% [8, 45-46 c.].

Тем не менее возможности индустрии строительных материалов не рассматриваются как главные ограничители для планируемых объемов строительства. Более острыми являются проблемы доступности источников финансирования жилищного строительства и монополизации жилищного рынка, сохранения неоправданных льгот и привилегий для отдельных участников рынка. Ни у строителей, ни у проектировщиков нет серьезных стимулов для совершенствования технологии и удешевления строительства.

Ключевой момент реализации нацпроекта связан с тем, что его основные задачи возложены на регионы и муниципалитеты. Общий недостаток этих программ их небольшие масштабы из-за ограниченности местных и региональных бюджетов. Запланированные крупно-масштабные проекты — в основном проекты строительства дорогостоящего жилья. Стимулирование строительства типового жилья, снижение цен до уровня себестоимости и разумной рентабельности наряду с экономическими мерами (льготное выделение земли под строительство, госбюджетная поддержка проектов создания инфраструктуры) должно осуществляться и иными способами — от законодательных до административных. Застройщики должны получить гарантированные права долгосрочного владения земельными участками, инвесторы — правовую информацию о потенциальных вложениях в обустройство недвижимости, земельные участки для застройки должны предоставляться на основе определенной типовой процедуры [20].

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Итоги 2006 года, перспективы на 2007 год Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам , автор научной работы — Куликов М.М.,

Текст научной работы на тему «Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России». Итоги 2006 года, перспективы на 2007 год»

24-25 АПРЕЛЯ 2007 ГОДА. і*™*

ЦЕНТР МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ ■’-=-%■

ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ “СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ РОССИИ”

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье -гражданам России». Итоги 2006 года, перспективы на 2007 год1

помощник Министра регионального развития Российской Федерации

Анализируя результаты выполнения Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» за 2006 год, следует остановиться на 4 основных направлениях:

1) развитие жилищного строительства,

2) совершенствование жилищно-коммунального комплекса,

3) развитие ипотечного кредитования и обеспечение жильем молодых семей,

4) исполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Поскольку 2006 год является первым годом выполнения проекта, значительные усилия и временные ресурсы были потрачены на решение организационных задач. Как известно, высшими органами управления всеми четырьмя приоритетными национальными проектами в сферах здравоохранения, образования, сельского хозяйства и обеспечения жильем, а также в сфере демографии являются Совет при Президенте Российской Федерации по реализации этих национальных проектов, возглавляемый Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, и Президиум этого Совета, который возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.

Читайте так же:  Выплаты бюджетникам будут выполнять на карты «мир»

Для реализации работы по каждому из приоритетных проектов распоряжением Президента Российской Федерации при Совете сформированы межведомственные

рабочие группы, которые возглавляются профильными министрами. Руководитель межведомственной рабочей группы по нашему приоритетному проекту, естественно – Министр регионального развития Владимир Анатольевич Яковлев, который при Министерстве регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) является координатором проекта.

В 2006 году в субъектах Российской Федерации назначены должностные лица, ответственные за реализацию национальных проектов. Координируется все это из федеральных округов. Многие вопросы обсуждались на совещаниях и в регионах, и в федеральных округах, кроме того, по различным аспектам реализации национального проекта проведены парламентские слушания, круглые столы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (Госдума), в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и так далее (рис. 1).

Минрегионом России были заключены соглашения по реализации национального проекта с каждым субъектом Российской Федерации, кроме Чеченской Республики, которая работает по особому общему плану. В этих соглашениях указаны конкретные 4 цифры, касающиеся строительства, обеспечения молодых семей, объемов ипотечного жилищного кредитования и обеспечения отдельных категорий граждан, за которыми Минрегион России осуществляет жесткий контроль.

1 Доклад на Всероссийской конференции «Система управления жилищным фондом России», проходившей

24-25 апреля 2007 года в Москве. Информацию о конференции см.: // Имущественные отношения в

Российской Федерации. 2007. № 3.

Совет при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных

проектов и демографической политике во главе с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным

Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике Председатель – Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации

Межведомственная рабочая группа по приоритетному национальному проекту «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Руководитель – Министр регионального развития Российской Федерации В.А. Яковлев

Министерство регионального развития Российской Федерации – координатор приоритетного

национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

Ответственные в федеральных округах, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях

Рис. 1. Система управления приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»

15,2% 12-1% 11,9% 13,3°/

В 1988 году было построено 76,4 млн кв. м

32,0 30’3 3-і і 33,4

Рис. 2. Годовой объем ввода жилья и его изменение к предыдущему году (2007-2010 годы – прогноз)

] площадь на душу населения ■изменения к предыдущему году

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 ГОДЫ

Рис. 3. Объем ввода жилья на душу населения и его изменение к предыдущему году

В 2006 году построено 50,2 миллиона квадратных метров жилья, что на 15,2 процента больше, чем в 2005 году. В среднем по России на одного человека построено 0,35 квадратных метра, что на 16,7 процента больше, чем в 2005 году (рисунки 2 и 3).

Безусловным лидером по вводу жилья является Московская область, в которой построено более 6,4 миллиона квадратных метров, и самое главное то, что в Подмосковье на душу населения приходится 0,97 квадратных метра построенного жилья. Иначе говоря, показатели области близки к той единице, о которой мы постоянно говорим как об уровне, при котором решаются жилищные проблемы, в том числе в России. Более 1 миллиона квадратных метров построили 10 регионов, в том числе Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край и другие регионы. Объем введенной ими площади составляет более половины от результата по стране. Шестнадцать субъектов не выполнили свои обязательства, но в этом году мы их «придавим» и по уточненным соглашениям, которые сейчас согласованы практически со всеми, они должны не только достичь показателей 2007 года, но и выпол-

нить то, что было запланировано в прошлом году. В 2006 году продолжался рост объемов индивидуального жилищного строительства- 113,1 процента, и в настоящее время доля индивидуального жилья составляет почти 40 процентов.

2006 год ознаменовался значительным ростом цен на рынке жилья. Средние цены на первичном, вторичном рынках по сравнению с 2005 годом увеличились на 31 процент, достигнув величины в 31 тысячу рублей. На конец года эта цифра уже равнялась 36 тысячам рублей. При этом цена на вторичном рынке впервые превысила цену первичного рынка (рис. 4). Несмотря на рост доходов населения, последние 3 года доступность жилья не повышается. Соотношение денежных доходов и цены жилья остается практически неизменным. Сейчас общеизвестный коэффициент доступности, который мы должны бы иметь к 2010 году равным 3 (то есть по социальной норме в течение трех лет семья должна заработать на типовое жилье по типовой цене, если не будет ни пить, ни есть), как был 4,6 три года назад, так на этом уровне и остался, к сожалению, из-за роста

цен. Следует отметить, что, по оценкам неза- его стоимости, около 40 процентов составля-висимых экспертов, себестоимость строи- ет прибыль застройщиков, риелторов и так тельства жилья составляет менее половины называемая доля города (рис. 5).

Рис. 4. Средние цены на жилье и себестоимость строительства

I – себестоимость (сметная стоимость) строительства

II – прибыль застройщика

III – прибыль риелтора (спекуляция)

IV – доля города

V – получение и выполнение ТУ по «подключению»

VI – приобретение земельного участка

VII – подготовка проектно-сметной документации

VIII – прочие расходы

Рис. 5. Структура цены одного квадратного метра жилья

Промышленность строительных материалов адекватно реагировала на увеличение объемов строительства. Производство цемента возросло почти на 13 процентов, керамической плитки – на 22, линолеума – на 30 процентов. Рост цен на основные виды продукции строительных материалов нахо-

дится в приемлемых и прогнозируемых пределах – 10-15 процентов, а цены на цемент и керамическую плитку снизились на 8-10 процентов. При этом доля строительных материалов, изделий и конструкций в себестоимости строительства составляет примерно 54 процента (рис. 6).

Читайте так же:  Как правильно оформить трудовой договор с продавцом для ип

I – затраты на строительные материалы, изделия и конструкции

И – затраты на земельный участок

||| – платежи за развитие инфраструктуры города

IV – платежи за согласования

V – накладные расходы

VI – исполнение ТУ по сетям инженерной инфраструктуры

VII – затраты на проектирование

VIII – затраты на заработную плату

затраты на машины и механизмы

Рис. 6. Структура себестоимости строительства одного квадратного метра жилья

Серьезная работа была проведена по совершенствованию нормативной правовой базы в целях увеличения объемов жилищного строительства. Основная проблема заключается в недостаточной инженерной подготовке земельных участков под строительство, и для ее решения усовершенствован механизм государственной поддержки, предоставляемой на инженерную подготовку в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Известно, что в конце года был принят Федеральный закон № 232-ФЗ, который внес существенные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, цель которых – сокращение административного влияния на разработку исходно-разрешительной документации на

весь процесс подготовки к строительству. В Госдуму представлен законопроект (порядка 150 страниц), предполагающий внесение ряда изменений в законодательные акты с целью стимулирования малоэтажного строительства.

С 2007 года юридическим лицам предоставляется возможность получать государственные гарантии и субсидии на погашение процентной ставки по кредитам в рамках подпрограммы формирования земельных участков для строительства жилья. Это очень важная мера, поскольку, как показала практика, ни муниципалитеты, ни субъекты Российской Федерации в получении таких средств не заинтересованы, ибо это снижает их рейтинг по другим заимствова-

ниям. Мы сняли этот порог и надеемся, что в 2007 году программа повлияет на увеличение объемов строительства.

В настоящее время прорабатываются вопросы государственной поддержки масштабных проектов комплексной жилищной застройки. Рассматривается несколько таких проектов, размер площади каждого -не менее 1 миллиона квадратных метров. Приняты изменения в законодательство, разрешающие залог муниципальных земель под заимствование на строительство инженерной инфраструктуры, так называемая земельная ипотека (ипотека земли). Необходимым условием для развития жилищного строительства является разработка документов территориального планирования.

С 1 января 2008 года органы местного самоуправления должны принимать правила землепользования и застройки, разрабатывать проекты планировки территорий на основании утвержденных документов территориального планирования. Сейчас по этому направлению ведется целенаправленная работа. Несмотря на известные проблемы, возникшие в ходе реализации подпрограммы обеспечения земельных участков (цель подпрограммы – обеспечение опережающего создания инфраструктуры), в настоящее время, как я уже говорил, принят ряд изменений в эту подпрограмму, и мы надеемся, что в этом году она будет работать. Надо отметить, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований начали уделять больше внимания вопросам комплексного освоения территории в целях жилищного строительства. Уже разрабатываются генеральные планы: в 25 крупных городах, население которых превышает 100 000 человек, генеральные планы разработаны, в 68 городах – находятся на утверждении, в 60 городах – разрабатываются. В ряде субъектов Российской Федерации были разработаны проекты комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, предполагающие строительство крупных микрорайонов, равных по масштабам средним городам России.

В 2007 году предстоит ввести 56,3 миллиона квадратных метров жилья – это серьезная задача. Если все пойдет по плану, то мы выйдем на тот стационарный уровень (примерно по 12 процентов в год), который позволит нам в 2010 году построить 80 миллионов квадратных метров жилья. Результаты трех месяцев текущего года вселяют определенную уверенность и оптимизм. В январе – марте 2007 года введено 9,5 миллиона квадратных метров жилья, то есть в

1.5 раза больший, чем за тот же период прошлого года.

Необходимо сказать несколько слов об ипотеке. По данным Центрального банка Российской Федерации, общий объем выданных в 2006 году ипотечных кредитов составил 264 миллиарда рублей, то есть целевой показатель национального проекта – 108 миллиардов рублей – превышен в

2.5 раза (рис. 7). Немалую роль в позитивном развитии ипотечной системы играет деятельность Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), которое успешно освоило и 3,7 миллиарда рублей, выделенных из федерального бюджета на увеличение уставного капитала, и 14 миллиардов рублей в виде государственных гарантий. В настоящее время объем рефинансированных ипотечных жилищных кредитов составил 27 миллиардов рублей, процентная ставка в соответствии с параметрами АИЖК – от 11 до 14 процентов годовых. Расширение рынка ипотеки сопровождается не только качеством, но и количеством. И если в начале года ипотечные кредиты выдавали около 400 банков, а точнее 395, то к концу года их стало уже 450. Однако ипотека по-прежнему доступна лишь 13-15 процентам населения. В связи с этим важнейшей задачей является создание условий для приобретения жилья малодоходными группами населения.

В 2006 году государственную поддержку с учетом региональных программ получили 40,9 тысячи молодых семей, из них 21,4 тысячи – путем оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредитования в рамках федеральной целевой программы «Жилище» (рис. 8).

2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 годы

Рис. 7. Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (2007-2010 годы – прогноз)

Изображение - Первые плоды проекта. доступное и комфортное жилье гражданам россии 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here