Суброгация по каско

Предлагаем статью на тему: "суброгация по каско" с комментарием от профессионального юриста.

Что такое суброгация в страховании и чем она опасна, когда машина застрахована по каско

Страхование по каско всегда связано с таким неприятным явлением, как суброгация. Она может обернуться серьёзными тратами как для виновного в ДТП, так и для самого потерпевшего, если у последнего есть полис автокаско.

Чтобы не понести непредвиденных расходов, прямо сейчас узнайте, что такое суброгация по каско, чем грозит её применение для каждого из участников ДТП, и как можно избежать нежелательных последствий. В этом вам поможет сегодняшняя статья. С вами Кулик Илья. Поехали!

Суброгация в страховании – это переход к страховщику прав страхователя на получение от виновника компенсации за причинённый вред. Это понятие вводит в российское законодательство статья 965 Гражданского кодекса.

То есть страховая компания (СК), выплатившая потерпевшему компенсацию, может потребовать с причинителя вреда всю сумму, затраченную ей на покрытие ущерба, ни больше, ни меньше. Происходит этот переход права строго при наступлении факта возмещения убытков.

Видео (кликните для воспроизведения).

При этом между страховой компанией, застраховавшей повреждённую машину по каско, и причинителем вреда возникают те же самые отношение, регулирующиеся теми же самыми законами, что и между потерпевшим и виновником. Точнее, они не возникают, а просто передаются страховщику от пострадавшего.

Примечания. Суброгация возникает не только при ДТП, но и в любом другом случае, когда осуществляется выплата по каско.

Это явление есть только в имущественном страховании. По страховке на жизнь или здоровье такой передачи права не бывает.

Автомобилисты обычно сталкиваются с ней, когда становятся участниками аварии, в которой автомобиль потерпевшего застрахован по каско. Ведь именно автокаско представляет собой страхование автомобиля как имущества.

Если у виновника ДТП есть ОСАГО, то часть требований покрывается по «автогражданке». Но размер выплат по ОСАГО ограничен, а затраты на ремонт современных автомобилей могут достигать космических значений, поэтому при серьёзной аварии со «свежей», а тем более премиальной, машиной, высока вероятность того, что виновнику придётся доплачивать на ремонт из своего кармана.

На практике это выглядит так. Допустим, столкнулись два автомобиля. Оба застрахованы по ОСАГО, но на авто потерпевшего есть ещё и полис добровольного страхования. В таком случае он не обращается в страховую по «автогражданке», а восстанавливает машину по автокаско.

А через некоторое время к виновнику происшествия приходит требования от СК, застраховавшей повреждённое авто второго участника ДТП по каско, с требованием выплатить сумму, которая пошла на восстановление пострадавшей в аварии машины. Часть этой суммы покрывает страховая компания виновной стороны по ОСАГО, а вот остаток должен уже выплачивать сам причинитель вреда.

Как вы теперь знаете, требовать выплат по суброгации – законное право страховщика. И избежать необходимости оплачивать ремонт автомобиля потерпевшего, выполненного по страховке, можно, только если найдутся убедительные для суда доводы, освобождающие от обязанности платить. Это могут быть:

  • Наличие страховки ДСАГО, по которой страхуется, как и по ОСАГО, ответственность, но максимальный размер выплат гораздо больше, что в большинстве случае с лихвой хватает на покрытие всего ущерба, причинённого в аварии.
  • Доказательство невиновности в ДТП компенсировать вред должен виновный в его причинении.
  • Истечение срока давности, хотя страховые компании редко допускают такую оплошность. Но в любом случае надо знать, что, даже если 3 года, предусмотренных законом прошли, судебное дело прекратится только по заявлению одной из сторон об истечении сроков.
  • Излишние требования – нередко при помощи недостоверных экспертиз и прочих уловок страховщики пытаются взыскать с виновника аварии больше, чем реально затрачено на ремонт. Но причинитель вреда должен платить только за тот ущерб, который он нанёс.
  • Другие доводы, подтверждающие отсутствие обязанности платить в полном объёме или частично, например, расписка от потерпевшего об отсутствии претензий. Их можно обнаружить при рассмотрении конкретного дела.

Как известно, срок давности для подачи исков по имущественным делам – 3 года. Теперь осталось выяснить с какого момента его нужно отсчитывать.

Что такое суброгация? Когда к СК от пострадавшего в аварии переходит право требовать компенсацию. Так как право не возникает заново, а лишь передаётся «в третьи руки», то никакие его характеристики и свойства не меняются, в том числе и дата возникновения обязанности возместить ущерб.

Когда появляется такая обязанность у виновного? Сразу после его нанесения, которое в нашем случае происходит в результате ДТП. Таким образом, три года, в течение которых СК может предъявить к причинителю вреда требования, начинают отсчитываться от даты совершения аварии.

Но вместе с тем, что суброгация приносит виновному в ДТП большие расходы, она может обернуться и против страхователя по каско.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если выяснится, что страховая компания не может вернуть средства, затраченные на ремонт автомобиля потерпевшего из-за каких-либо его действий, то СК имеет право не только отказать ему в возмещении полностью или частично, но и потребовать с него обратно сумму, затраченную на ремонт, если машина уже восстановлена.

Такие ситуации возникают, например, когда владелец пострадавшего авто не сообщил страховщику по каско все сведения, которые необходимы для взыскания компенсации с виновного в причинении материального вреда в ДТП, или заявил об отсутствии претензий к виновнику.

Читайте так же:  Как составить и подать исковое заявление о возмещении морального вреда в результате дтп

Поэтому если вы намерены получить возмещение по добровольной страховке от ущерба, нужно уделять особое внимание оформлению происшествия и активно взаимодействовать со страховой компанией.

Практически каждое дело, касающееся суброгации, рассматривается в суде, так как платить по первому требованию от страховой компании мало кто соглашается.

В общем, в суде всё решается возможностью привести каждой из сторон доказательств о своей правоте. Какие основания, чтобы не платить страховщику за ущерб, причинённый в аварии, могут быть у виновного, я привёл выше.

Очень часто судебные споры возникают по такому вопросу: с учётом износа или без него должен платить причинитель вреда? Ведь по «автогражданке» выплата рассчитывается по Единой методике, сумма восстановления покрывается не полностью, что чаще всего и является причиной предъявления исков по суброгации к виновнику.

Раньше единого мнения у судов не было, компенсацию взыскивали как с учётом износа, так и полностью. Но если вспомнить про Постановление Конституционного Суда по делу №6-П от 10.03.2017, а также то, что при суброгации страховая компания как бы играет роль потерпевшего, современное решение данного вопроса становится очевидно: виновник должен возмещать полностью всю сумму, затраченную на восстановление чужой пострадавшей автомашины.

Если вы хотите больше узнать о переходе права к страховщику от пострадавшего в результате дорожной аварии, особенно если уже столкнулись с тем, что страховая компания требует компенсации, читайте статью: Что такое суброгация по ОСАГО с виновника ДТП: как ее избежать + судебная практика

В ней я подробно рассматриваю с точки зрения виновника, чем грозит суброгация, что можно сделать, чтобы не платить страховой, а также привожу конкретные судебные решения по различным вопросам, связанным с этой темой.

  • Суброгация – переход права требовать компенсацию с виновника от потерпевшего к страховой компании по каско.
  • Правоотношения между виновным в ДТП и страховщиков в этом случае такие же, как между причинителем вреда и понёсшим ущерб.
  • Срок исковой давности – 3 года и отсчитывается он от дня аварии.
  • Потерпевший должен обеспечить возможность суброгации для СК в меру своих обязанностей, иначе на страховку по каско можно не рассчитывать.

Если автомобиль потерпевшего в аварии застрахован по автокаско, каждой из сторон нужно помнить о суброгации. Потому что в случае неверных действий неприятные последствия могут коснуться не только виновного в происшествии, но и владельца пострадавшей в ДТП автомашины.

Вам приходилось сталкиваться с суброгацией? Есть интересная и полезная информация по этому вопросу? Поделитесь ей со мной и другими читателями в комментариях. там же можете спрашивать, если после прочтения статьи что-то осталось неясным, постараюсь ответить.

Видео-бонус – 15 ужасающих фотографий, запечатлевших призраков:

На этом статья окончена. Не забывайте про возможность подписаться на блог и поделиться прочитанным в социальных сетях. Всего хорошего!

П.С.: На фото в статье – AlfaRomeo 156 и BMWX1. Взято здесь: drive2.ru/r/alfaromeo/4062246863888260495.

Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба. Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»

Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы. Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован. Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .

Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.

Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО. После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО. Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.

С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию. Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании. Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:

Читайте так же:  Варианты приобретения недвижимости для молодой семьи

Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП. Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя. Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.

Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.

При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно. Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована. Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу. Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.

Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.

Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:

  1. Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
  2. Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
  3. Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.
  • Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
  • Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
  • Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.

По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба. Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика. Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:

  • Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
  • Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
  • Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
  • Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.

Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов. Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше. Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.

Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.

Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:

  • Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
  • Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
  • По возможности контролировать процесс составления калькуляции.

Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий. В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации. Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.

До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более. Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло. Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.

Суброгация — это право страховщика на взыскание средств, потраченных им на исполнение обязательств перед страхователем, транспортному средству которого причинен ущерб. Субъектом, на которого направлено такое взыскание, становится лицо, виновное в ДТП (ст. 965 ГК РФ), т. е. им может быть как водитель другого транспортного средства, так и пешеход, который также имеет статус участника дорожного движения.

Читайте так же:  Как разработать бизнес-план для мебельного производства

При определении размера компенсации стоит помнить, что условия договора КАСКО всегда предусматривают полную оплату ремонта авто, вне зависимости от степени его износа. Ведь для восстановления транспортного средства используются новые детали, стоимость которых может существенно превышать фактическую цену поврежденных. В связи с этим обстоятельством вопрос о том, какая сумма подлежит взысканию (полная, рассчитанная исходя из стоимости новых деталей, или частичная, определенная с учетом степени износа), долгое время являлся предметом судебных разбирательств между страховщиками и виновниками ДТП.

В 2017 году в этом споре была поставлена точка: Конституционный суд РФ вынес постановление «По делу о проверке…» от 10.03.2017 № 6-П, в котором указал на то, что степень износа не влияет на размер компенсации. Это означает, что виновник ДТП должен возместить страховой компании все понесенные ею расходы на ремонт.

Схема применения механизма суброгации при наличии у пострадавшей стороны полиса КАСКО следующая:

  1. После столкновения автомобилей определяется виновная сторона. Участники ДТП могут сделать это самостоятельно, составив европротокол. Если же согласия между ними не достигнуто, виновник определяется с помощью сотрудников ГИБДД или через суд.
  2. Владелец поврежденного авто обращается в страховую компанию, с которой у него заключен договор КАСКО.
  3. Страховая компания оплачивает восстановительный ремонт из собственных средств.
  4. В адрес виновника ДТП направляется требование о возмещении расходов, фактически понесенных страховой компанией.

Суброгация по КАСКО с виновника может быть применена как в судебном, так и в досудебном порядке. Как правило, страховщики стремятся взыскать средства с виновника аварии, не обращаясь в суд. В этом случае в адрес инициатора ДТП направляется досудебная претензия, содержащая требования страховщика. В ней указывается в том числе точная сумма, которая, по мнению страховой компании, должна быть выплачена ей в качестве компенсации.

Однако возмещать расходы страховой по собственной воле станет далеко не каждый водитель. К тому же многие участники дорожного движения даже не знают о том, что с них могут быть взысканы средства на восстановление поврежденного автомобиля. Более того, если ущерб был нанесен дорогому автомобилю (именно в таких случаях стандартной суммы страхового покрытия по ОСАГО не хватает на ремонт), у инициатора ДТП может попросту не оказаться собственных средств. В таком случае решение проблемы через суд становится единственным возможным способом возврата денег.

Наличие полиса КАСКО на поврежденный автомобиль является обязательным условием для того, чтобы у страховщика возникло право требования выплаты компенсации с виновника аварии. Если авто застраховано по программе ОСАГО, все затраты по его ремонту лягут на страховую компанию. Единственным финансовым последствием для инициатора ДТП станет необходимость самостоятельного восстановления собственного транспорта и увеличенный размер страховой премии при оформлении полиса ОСАГО в течение нескольких следующих лет.

Кроме того, для возникновения суброгации необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  1. Сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат по ОСАГО или полис ОСАГО у виновника аварии отсутствует.
  2. Страховщик выполнил свои обязательства перед владельцем поврежденного авто в полном объеме.

Документы, подтверждающие право страховщика на суброгацию

Чтобы получить право требовать с виновника аварии выплаты компенсации за понесенные на восстановление авто расходы, страховщик пострадавшей стороны должен подтвердить тот факт, что в сложившейся в результате ДТП ситуации присутствуют признаки суброгации.

Для этого к досудебной претензии или исковому заявлению (в зависимости от того, в каком порядке происходит решение спора) ему потребуется приложить определенные документы:

  1. Подтверждающие факт расходования страховщиком денежных средств в указанном размере, а также обоснованность их расходования:
  • чеки, квитанции, платежные поручения, договоры на оказание услуг и пр.;
  • фото- и видеоматериалы, снятые на месте ДТП;
  • заключение эксперта-оценщика, устанавливающее размер повреждений и стоимость их восстановления.
  1. Подтверждающие виновность лица, к которому предъявляется требование по суброгации:
  • справку о ДТП;
  • постановление по делу об административном правонарушении;
  • судебное решение.
  1. Подтверждающие право страховщика на суброгацию:
  • копию заявления страхователя о наступлении страхового случая;
  • копию ПТС и полиса КАСКО пострадавшей стороны.

Если страховщик не представляет такие документы, виновник аварии может запросить их самостоятельно, изложив свою просьбу в письменном обращении. Отсутствие подтверждения правомерности требований со стороны страховщика является основанием для отказа в суброгации.

Если виновник аварии не согласен с размером требований, он может обратиться к независимому эксперту, который на основании представленной информации вынесет свое заключение о реальной стоимости ремонта авто.

Избежать обязанности по погашению понесенных страховщиком затрат можно, если:

  • истек срок исковой давности по заявленному требованию (в соответствии с п. 1 ст. 196 и п. 1 ст. 200 ГК РФ, он составляет 3 года с момента ДТП);
  • виновник ДТП в момент аварии находился за рулем служебного автомобиля и исполнял свои должностные обязанности — в этом случае компенсацию по суброгации должен выплатить не он, а его работодатель;
  • пакет документов, представленных страховой, является неполным (страховщик должен самостоятельно доказать свое право на суброгацию);
  • страховщик предъявил завышенные требования, например, указал в смете расходов значения, не соответствующие действительности;
  • у виновника аварии есть полис ОСАГО и сумма ущерба, причиненного автомобилю пострадавшей стороны, не превышает максимально возможного размера компенсации по «автогражданке» (в 2018 году он составляет 400 тыс. руб. при оформлении ДТП в общем порядке и 100 тыс. руб. — при составлении европротокола);
  • у виновника аварии есть полис ДоСАГО, размер страхового покрытия по которому превышает максимальную сумму компенсации по ОСАГО (при условии, что размер причиненного ущерба меньше, чем сумма зафиксированной в договоре страховой выплаты);
  • инициатор ДТП впоследствии был оправдан (например, когда составленный по итогам аварии протокол, зафиксировавший потерпевшую и виновную стороны, затем был оспорен в судебном порядке).
Читайте так же:  Статистика дтп с участием детей

Получив досудебную претензию от страховой компании или повестку в суд на слушание по делу о взыскании средств в порядке суброгации, не стоит игнорировать действия инициатора разбирательств. Страховщик, не получивший ответа от виновника ДТП, обратится в суд, который, в свою очередь, в отсутствие возражений и доводов со стороны ответчика примет, вероятнее всего, сторону истца. Именно поэтому защищать свои права не только можно, но и нужно — и делать это допускается не только в суде, но и в досудебном порядке.

Так, чтобы оспорить суброгацию, можно:

  1. Воспользоваться помощью независимого эксперта-оценщика, который установит точную стоимость восстановления поврежденного авто. Недобросовестные страховые компании могут включать в смету несуществующие детали или работы, использовать копии запчастей вместо оригинальных деталей от производителя, завышать стоимость используемых комплектующих или услуг автосервиса и увеличивать размер якобы понесенных ими затрат другими нечестными способами. После проведения независимой экспертизы может оказаться, что фактически ремонт стоит гораздо меньше, чем указано в требовании страховщика. В результате сумма, которая полагается страховой компании по суброгации, может существенно уменьшиться или вообще покрыться страховой выплатой по полису ОСАГО.
  2. Уточнить срок, прошедший со дня аварии. Если с момента ДТП прошло более 3 лет, ответчик может отказаться от исполнения всех предъявляемых к нему требований. Причем отказ в таком случае возможен вне зависимости от того, виновен он был в аварии или нет.

Итак, суброгация при возмещении страховой компанией ущерба, причиненного автомобилю в результате ДТП, возникает только в том случае, если транспорт пострадавшей стороны имел страховку КАСКО. Страховщик, затративший собственные средства на ремонт авто, вправе взыскать их с виновника аварии. Чтобы избавиться от обязанности по выплате компенсации в пользу страховой компании, инициатор ДТП может привлечь эксперта для проведения независимой оценки стоимости повреждений, проанализировать полноту пакета представленных страховщиком документов, воспользоваться выплатой по полису ОСАГО и пр.

В соответствии с ч. 1 статьи 965 Гражданского кодекса РФ, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.

В порядке суброгации не предъявляются требования к лицу, допущенному по договору страхования к управлению автомобилем.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 49 Постановления N 20 от 27.06.2013 г. “О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан” разъяснил, что лицо, допущенное согласно договору страхования к управлению транспортным средством, которое использует это транспортное средство на основании гражданско-правового или трудового договора и имеет интерес в сохранении этого имущества, распространяются правила добровольного страхования автотранспортных средств как на страхователя, в связи с чем страховщик не обладает правом требовать взыскания с данного лица выплаченной суммы страхового возмещения в порядке суброгации, предусмотренной пунктом 1 статьи 965 ГК РФ.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что судом не учтен факт, того, что автомобиль является совместно нажитым имуществом бывших супругов, и на необходимость применения к данным правоотношениям положений Семейного кодекса РФ не может быть принята во внимание, поскольку в данном случае факт того, что автомобиль является совместно нажитым имуществом никак не влияет на отношения возникшие между страхователем, страховщиком и причинителем вреда.

При определении размера подлежащего возмещению имущественного вреда необходимо учитывать износ поврежденного имущества для предоставления потерпевшему возможности восстановления своего нарушенного права в полном объеме путем приведения имущества в прежнее состояние, исключив неосновательное обогащение с его стороны.

На отношения, вытекающих из суброгации, установленный ст. 966 Гражданского кодекса РФ двухлетний срок давности не распространяется.

Полисом добровольного страхования транспортного средства предусматривалось условие о лицах, допущенных к управлению транспортным средством – неограниченное количество лиц.

Учитывая, что застрахованное имущество является совместной собственностью супругов ФИО, то П.М.В. в данном случае является потерпевшим и причинителем вреда одновременно.

При таких обстоятельствах, районный суд пришел к правильному выводу, что ФИО не имеет права требования взыскания убытков к своей супруге и заявленные страховой компанией исковые требования удовлетворению не подлежат.

Читайте так же:  Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ип

Судебная коллегия отклонила доводы апелляционной жалобы о том, что с ответчицы не подлежит взысканию ущерб в порядке суброгации на том основании, что она является супругой владельца транспортного средства.

Суд указал, что не имеет значения и не является основанием для отказа в иске в порядке суброгации довод ответчицы о том, что она состоит в зарегистрированном браке с Ф.(страхователем по договору добровольного страхования).

Из договора дарения автомобиля усматривается, что М А.Ю. подарил С. Т.А. автомобиль. Ответчик использовала транспортное средство на законном основании и имеет интерес в сохранении этого имущества, в связи с чем страховая компания не обладает правом требовать взыскания с С. Т.А. выплаченной суммы страхового возмещения в порядке суброгации

поскольку пришел в том числе к выводу о том, что договор страхования имущества был заключен на основании Правил страхования, дорожно-транспортное происшествие признано страховой организацией страховым случаем, ответчик Л. Е.О. был допущен к управлению транспортным средством по договору страхования (договор ОСАГО) (п.4.2.2 договора КАСКО) и не был указан в числе лиц, допущенных к управлению транспортным средством, в договоре КАСКО по невнимательности сотрудника страховой компании.

Поскольку водитель не был допущен к управлению застрахованным автомобилем по договору добровольного страхования ТС, то Правила добровольно страхования ТС на него не распространяются.
То обстоятельство, что у владельца автомобиля имелся полис ОСАГО с неограниченным количеством лиц, допущенных к управлению транспортным средством, не имеет правового значения для данного дела.

Судебная коллегия не может согласиться с доводами апеллянта о том, что вред, причиненный автомобилю Kia Cerato, причинен не по его вине, а из-за плохого состояния дорожного покрытия, что в силу ч. 2 ст. 1064 ГК РФ освобождает его от обязанности по возмещению причиненного вреда.

Включение ответчика в перечень лиц, допущенных к управлению транспортным средством по договору ОСАГО, не может являться основанием для освобождения его от ответственности за причинение убытков страховщику в порядке суброгации.

Заключая договор как обязательного, так и добровольного страхования гражданской ответственности, страхователь самостоятельно определил круг лиц, допущенных к управлению транспортным средством в рамках того или иного договора, и в соответствии со сведениями сообщенными страхователем и была рассчитана страховая премия.

Страхование ответственности водителя по договору ОСАГО не может влечь за собой уменьшение взыскиваемого ущерба в порядке суброгации.

Судом обоснованно отклонены доводы ответчика (водителя) о том, что истец (страховая компания) вправе требовать возмещение ущерба непосредственно с причинителя вреда лишь в размере, превышающими лимит ответственности страховщика по договору ОСАГО.

Поскольку вина ответчика в причинении вреда в результате произошедшего дорожно-транспортного происшествия не доказана, оснований для возложения на него гражданско-правовой ответственности за убытки не имеется.

Апелляционное определение Московского городского суда от 24 ноября 2016 г. по делу N 33-38417/16

(звонок на номер бесплатный)

Необходима квалифицированная помощь для составления искового заявления в суд?

Требуется составить претензию, жалобу или правильно оформить необходимые документы?

Нужно урегулировать спор в досудебном порядке или восстановить и защитить нарушенные права в суде?

Хотите взыскать в суде свои деньги? Возникли затруднения в исполнительном производстве?

Оставьте заявку на юридическую консультацию или позвоните по телефону горячей линии

(звонок на номер бесплатный)

Гарантируем 100% конфиденциальность вашей заявки

Мы принимаем ваш звонок или заявку и соединяем вас с юристом

Вы рассказываете о своей проблеме юристу и формулируете вопрос

Юрист дает бесплатную консультацию о способах решения вашего вопроса

Мы объединяем специалистов из разных областей права. Все юристы имеют практический опыт работы, позволяющий им находить наиболее верный путь решения вашей юридической проблемы.

Юристы постоянно отслеживают изменения законодательства, анализируют судебную практику, особенности разрешения различных споров.

Вы сокращаете время на поиск юриста, который сможет решить вашу проблему, благодаря бесплатной юридической консультации онлайн по телефону.

Юридическая консультация по телефону совершенно бесплатна! Для нас это отличная возможность продемонстрировать вам свой уровень профессионализма и знаний.

Сведения в заявке необходимы только для того, чтобы связаться с вами. Мы гарантируем, что информация по вашей заявке будет доступна только специалисту, который даст вам консультацию.

В большинстве случаев расходы на юриста возмещаются, если дело доходит до суда. В таком случае и юридические услуги для вас становятся бесплатными.

Изображение - Суброгация по каско proxy?url=http%3A%2F%2Fkaskoinfo.ru%2Fimg%2Fdialog1
Задайте свой вопрос юристу
прямо сейчас
8 (800) 333-06-18

Данный сайт носит исключительно информационный характер, вся информация носит ознакомительный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ.
Консультанты сайта вправе отказать в консультировании без объяснения причины.
Представленная на сайте информация может утратить актуальность в связи с изменением законодательства.

Изображение - Суброгация по каско 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here