Судебная практика по осаго – годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка

Предлагаем статью на тему: "судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка" с комментарием от профессионального юриста.

В нашей стране судебная практика по ОСАГО, накопленная за годы существования системы обязательного страхования, может быть полезна автовладельцу. На нее можно ссылаться при рассмотрении иска по схожим вопросам, так как судья должен учитывать вынесенные ранее коллегами решения как одну из вероятностей исхода дела.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F227

Ежегодно судебная практика систематизируется при помощи Постановлений Пленума и обзоров Президиума Верховного суда. Необходимости искать и читать все прошедшие дела за год нет, так как в этих документах отражаются все необходимые решения по спорным важным вопросам. Фактически это один из методов предотвращения коллизий и пробелов в практике судов по обязательному страхованию.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта слева или звоните по телефону +7 (800) 350-8319 . Это быстро и бесплатно !

Если выделенный законом срок обращения пропущен, а доказательств уважительных причин нет, рассчитывать на возмещение даже по суду невозможно.

Есть ряд ситуаций, когда страховая компания действительно вправе отказать в выплате по ОСАГО. Бывают, конечно, и случаи, когда фирмы пользуются незнанием водителей и отказываются выплачивать компенсации абсолютно незаконно. Но подобные дела зачастую решаются еще на этапе досудебного разбирательства, если претензия составлена грамотно, и намерения обратиться в суд гражданин подтверждает своей решимостью. Гораздо чаще происходят ситуации, когда СК занижает размер полагающейся выплаты на ремонт.

Как показывает практика, для удовлетворения требований истец должен серьезно подойти к сбору доказательственной базы, которая и будет являться обоснованием суммы иска. Искусственное завышение путем обращения к знакомым техникам для проведения оценки ущерба – это, прямо скажем, бесполезное занятие. При подобных разбирательствах назначается повторная экспертиза по заявлению суда, и именно эта сумма в дальнейшем будет принята к вниманию. Известно несколько дел, когда истец не просто не возвращал потраченные на тяжбу деньги, но еще и должен был оплачивать все издержки, так как при помощи судебной экспертизы было установлено, что сумма завышена искусственно, а страховая фирма выплатила достаточное для ремонта возмещение.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F226-1

Однако обзор практики рассмотрения судами дел показывает, что судьи лояльно относятся к истцам, если отмечают, что они хотят защитить свои права, а не заработать на произошедшей аварии. Поскольку при решении дел суд обязан руководствоваться «внутренними убеждениями, честью и совестью» наравне с законом, нужно твердо обосновывать свою позицию. Это означает, что чем больше документов могут подтвердить расходы, связанные с ДТП, тем вероятнее, что вам присудят необходимую для восстановления сумму.

Взыскание не только страхового возмещения успешно происходит в суде, но и следующих видов расходов:

  • неустойка за задержку выплаты, причем даже за небольшой период;
  • помощь юриста, в т. ч. на ведение дела;
  • госпошлина;
  • неустойка, если в установленный срок СК не ответила на досудебную претензию;
  • расходы, связанные с проведением экспертиз;
  • перевозка поврежденной машины на эвакуаторе;
  • заверение нотариусом каких-либо документов;
  • траты, связанные с реабилитацией или лечением после ДТП.

Так сложилась практика, что обычно занижение выплат менее чем на 10% от требуемой истцом суммы не рассматривается судами. Поэтому судиться из-за нескольких тысяч невыгодно не только финансово уже для заявителя.

Длительное время взыскание страхового возмещения по утрате товарной стоимости было достаточно спорным. Накопление судебной практики по этому вопросу помогло в решении коллизии: на данный момент существует достаточно дел, в которых страховые компании обязывают возмещать УТС владельцам автомобилей.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F225

На основании этого Пленум ВС РФ утвердил в Постановлении №2, п. 29, что УТС является реальным ущербом, а это означает, что выплаты по этому пункту должны быть оплачены в полной мере. На данный момент судьи федеральных судов должны учитывать это решение в подобных исках.

Отказ страховой в возмещении по делам, в которых предполагается регресс, незаконен. Вначале рассчитанная сумма полностью возмещается пострадавшему, а уже после возможно предъявление регрессного иска к виновнику.

Огромное значение в делах, связанных с регрессом, играет основание для подобных требований. Так, надеяться на благоприятный исход вряд ли можно, если водитель находился в нетрезвом состоянии за рулем. Достаточно категоричны суды и к тем, кто управляет автомобилем, не будучи вписанным в полис страхования автогражданской ответственности.

Нет тематического видео для этой статьи.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F224-1024x538

Разрозненные решения принимаются по тому, в отношении кого назначать регресс – водителя или же собственника ТС, допустившего его без указания в списке доверенных к управлению лиц. На данный момент Судебная коллегия ВС РФ предписала взыскивать средства с виновника, который непосредственно вел машину и участвовал в ДТП.

Длительное время считалось, что со страховой компании невозможно требовать полной суммы ремонта, поскольку СК учитывала износ деталей на момент аварии. Некоторые суды посчитали, что если считать запчасти по полной стоимости, как новые, то это является неосновательным обогащением. Споры были длительными и конец им смог положить только официальный комментарий Конституционного суда.

На данный момент всю недостающую сумму по износу, если не хватило денег для ремонта, разрешено требовать с виновника происшествия. Для этого потребуется заказать независимую экспертизу, а уже после досудебной претензии выдвигать иск. Имейте в виду, что начинать подобное дело стоит только если вы уверены, что с виновной стороны получится получить недостающие средства. Нередки случаи, когда водители утверждали, что у них нет средств и предоставляли справки о доходах, после чего суд либо присуждал меньшую сумму, либо разделял выплату присужденных средств на несколько лет.

Читайте так же:  Нулевая отчетность ип

От страховой компании можно получить максимальную компенсацию обычно только в случаях полной гибели транспортного средства. И, согласно ФЗ «Об ОСАГО», из этой суммы будут вычтены средства на проведение экспертизы, а также годные остатки. По поводу данного правила споров не возникает, а вот по вопросу цены остатков автомобиля – да, и достаточно часто.

Максимальное возмещение не может превысить 400 тыс. руб., и страховщик всячески старается снизить этот платеж. В большинстве выигрышных для граждан дел истцы стараются просто отказаться от годных остатков, особенно если от авто осталась груда металла. В таких ситуациях представители страховой компании не смогут утверждать, что владелец реализует остатки, получив при этом и полное возмещение.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F223

Однако имеется и постановление суда в Свердловской области, из которого вытекает, что вопрос о принадлежности годных остатков должен решаться между собственником ТС и страховщиком. Последний может попросту отказаться от их «покупки» ввиду нецелесообразности, руководствуясь тем, что страхуется полисом ОСАГО только ответственность, а не само имущество.

В сфере обязательного автострахования есть 2 момента, когда возможна цессия:

  1. Навязывание услуг сторонней фирмы при истребовании возмещения. Практики по этим делам практически нет, поскольку большая часть компаний не прибегает к использованию подобных договоров. Единичный случай обращения оказался благоприятным для истца – цессию расторгли и обязали выплатить страховщика необходимую сумму.
  2. Передача страхователем права требования с СК третьим лицам. Самый частый случай – это передача прав сторонней организации, которая занимается страховыми делами и истребованиями возмещения. Решения по подобным делам всегда выносились с учетом различных нюансов, поэтому бывали как положительные, так и отрицательные для истцов решения. Однако с 2017 года уступка права третьему лицу запрещена после внесения ряда поправок.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F222-1024x535

В отличие от годных остатков, по поддельным полисам ОСАГО накоплена судебная практика на порядок более обширная. Согласно систематизированной практике, то, что полис был фальшивым, должна доказывать страховая компания. Отказать в возмещении при обнаружении поддельного полиса нельзя, если не доказан умысел со стороны водителя при его оформлении (назначение ареста не грозит).

Бывали и ситуации, когда в страховой выплате отказывали по иным основаниям. Например, когда подделками полиса ОСАГО воспользовались граждане в тот момент, когда представители СК подали заявление о краже бланков. Причиненный вред, если обнаружится фальшивый полис, можно взыскать с виновника.

Особую категорию представляют дела по вопросу утраченного заработка. От страховой компании нередко следует отказ, поскольку пострадавшим обычно выплачивают пособие. Давят представители и на то, что отсутствует и медицинская экспертиза. Тут стоит сразу понять, что суды практически всегда встают на сторону потерпевшего. Это закреплено определением ВС №2-В10-4, и здесь же указывается, что никакую экспертизу проводить не нужно.

Если человек предъявил требование по оплате утраченного заработка, то это пособие не должно входить в общую сумму возмещения. Даже если лимит в 500 тысяч будет превышен, СК обязана оплатить причитающееся пособие полностью.

По вопросу неустойки всегда возникает много споров и разногласий. Большинство из них было рассмотрено и ответы на них дали верховные судьи:

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F221

  1. Если ранее стороной подавалась досудебная претензия, но о неустойке в ней сказано не было, то это не может быть поводом к отказу от нее в рамках иска.
  2. Пострадавший должен представлять все необходимые документы, которые подтверждают убытки. В противном случае отказ СК в выплате правомерен.
  3. Неустойка не присуждается истцам, которые всячески злоупотребляли своим правом и не соблюдали законодательство. Яркий пример – отказ в предоставлении ТС для проведения экспертизы или осмотра.
  4. На получение данного платежа можно рассчитывать только если в течение 20 суток от страховой фирмы не поступило ответа на досудебную претензию. То есть исчисляется период с 21 дня.
  5. Если время ремонтных работ, проводимых СТО после аварии, завышено, отвечать по этому поводу и компенсировать простой обязаны страховщики.
  6. При взыскании неустойки следует опираться исключительно на законодательство, касающееся обязательного страхования автогражданской ответственности.
  7. Размеры рассчитанного платежа могут быть уменьшены только при наличии подобного заявления от ответчика. По своему усмотрению суд не может снизить сумму. Исключение – когда требуемый размер неустойки далек от адекватной стоимости ущерба.

Платежи по неустойке можно требовать не только со страховых фирм, но и с РСА, если она является стороной, которая должна выплатить компенсацию.

Очень важное уточнение было дано касательно того, как определять сумму неустойки: сюда включают все расходы, которые к этому моменту понес пострадавший, а не только расходы на ремонтные работы.

Наименее всего понятны ситуации, когда виновник произошедшей аварии не был найден. Основным принципом получения выплат по обязательному полису является наличие двух сторон – пострадавшей и виновника. Тут ничего потребовать даже по суду у человека не получится, так как страховые компании не обязаны (и не будут) возмещать нанесенный ущерб. Ответчиком тут становится РСА.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=https%3A%2F%2Fzakoniavto.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F04%2F220

Иногда виновник имеется, но четко не определен представителями ГИБДД. Путаницу вносит еще и то, что справки о ДТП, где он как раз и указывался, были отменены. На данный момент признать лицо виновным в аварии способен исключительно суд. Доказать это вы сможете только при наличии копии постановления об административном правонарушении, которое выносится в отношении виновника.

При споре в определении виновной стороны огромное значение играют собранные доказательства. Суды, если обстоятельства дела неясны в точности, присуждает каждой из сторон выплаты в размере 50%. Очень вероятно, что вам назначат больший процент от суммы возмещения, но тут лучше прибегнуть к услугам юриста, так как наиболее вероятен описанный выше исход.

Получить компенсацию за моральный ущерб по ОСАГО не получится, поскольку страхуется полисом исключительно материальная ответственность. Иск, в котором ответчиком является страховщик, а не виновник ДТП, не будет принят к рассмотрению.

Существуют и исключения, причем весьма успешные. Так, моральную компенсацию можно требовать за отказ в выплате, затягивание сроков или даже при занижении суммы. Несколько дел полностью решились в сторону пострадавших сторон, поскольку страховые компании не выполнили надлежащим образом обязательства перед ними. Истребование ущерба производится на основании не ФЗ «Об ОСАГО», а по закону «О защите прав потребителей».

Читайте так же:  Покупка автомобиля без переоформления

Практика судов по автогражданке постоянно систематизируется, и Обзоры с недавнего времени выходят ежегодно. Мы советуем вам просматривать основные тезисы, если вам предстоит судебное разбирательство со страховой. Так вы сможете обосновать, что ваше требование законно, и заседание окончится решением в вашу пользу.

Судебная практика по ОСАГО — годные остатки, поддельный полис, взыскание по УТС, регресс, неустойка

  • Легковые автомобили
  • Легковые такси
  • Маршрутные автобусы
  • Автобусы Автобусы > 16 мест
  • Грузовые авто Грузовые авто > 16 тонн
  • Тракторы и стоит. техника
  • Мотоциклы
  • Троллейбусы
  • Трамваи

Закон об ОСАГО, один из наиболее критикуемых и противоречивых законов, действующих на территории Российской Федерации. Многим закон непонятен, кто-то считает его нелогичным, а есть такие, кто и вовсе считает, что данный закон ущемляет их права.

Но, наверное, самое сложное и непонятное для наших граждан, это невесть откуда взявшийся, пережиток советского прошлого — ИЗНОС, который страховщики применяют при выплатах страхового возмещения по ОСАГО.

Действующие нормативные акты по ОСАГО:

  1. Конституция РФ.
  2. Федеральный закон № 40-ФЗ от 2002 г. об обязательном страховании автовладельцев.
  3. Закон № 223-ФЗ от 2014 г, в котором прописаны поправки к предыдущему закону.
  4. Закон о защите прав потребителей N 2300-1.
  5. Положение Центробанка 2014 г. N 432-П о единой методике расчета на восстановительный ремонт.
  6. Правила технической экспертизы N 433-П, утвержденные Центробанком в 2014г.

Ни конца, ни края этому видно не было, до очередной прямой линии Президента с народом, на которой, один из активистов поднял вопрос, что пора бы уже положить конец несправедливым выплатам, и ввести ремонт по ОСАГО.

Все подхватили эту инициативу, начали обсуждать, что вот, мол, ремонт, это, то, что спасет наш рынок страхования. Ура, ура, ура.

И только, действительно, знающие люди сразу заподозрили какой-то подвох. Вводить ремонт по ОСАГО? Зачем? Разве существует проблема со станциями, где этот ремонт можно провести? Разве не хватает специалистов, которые могут отремонтировать машину? Конечно же, и станций, и специалистов достаточно.

Враг один – ИЗНОС.

Общественности так понравилась новость, о том, что скоро машины по ОСАГО начнут ремонтировать, что все застыли в ожидании, когда же уже наступит это прекрасное время.

Что следует знать перед обращением в судебные органы?

Посредством судебного Постановления № 2 были определены не только особенности самого судебного процесса в отношении разбирательств между страховщиками и автовладельцами, но также и обозначен порядок заключения и исполнения пунктом страховых договоров, на которые суд всегда делает ту или иную ссылку.

Например, что касается договора страхования, то Постановление ВС РФ еще раз подчеркнуло, что такой документ является публичным, потому как относится к разновидности автострахования – обязательной.

Это обозначает, что страховые компании не имеют права вносить свои какие-то коррективы в содержание страхового соглашения.

Особенно это касается условий страхования и невозможности отказа компаниями в оформлении такого договора (ст. 445 ГК РФ). Если гражданин к ним обратился с соответствующим заявлением.

Судебная практика по ОСАГО – годные остатки, поддельный полис, взыскание по УТС, регресс, неустойка

Вопрос: в результате ДТП был существенно поврежден мой автомобиль, в связи с чем подлежал утилизации. Я обратился в страховую компанию, в которой застрахован риск ответственности виновника ДТП, представил все необходмые документы. В итоге мне сказали, что осуществят страховую выплату за минусом годных остатков. Имеет ли право страховая компания учитывать эти годные остатки, что мне с этими остатками делать, я могу их оставить страховщику, так как мне они не нужны?

Ответ: если годные остатки вашего транспортного средства имеются, вы можете передать их страховой компании. А можете не передавать (оставить себе), тогда сумма страхового возмещения будет меньше на стоимость годных остатков. Решать вам. Законодательство не предоставляет возможности страховщику вернуть “годные остатки” потерпевшему в ДТП и при этом вычесть стоимость этих “годных остатков” из страховой выплаты против воли самого потерпевшего.

В соответствии с. п. 18 статьи 12 закона об ОСАГО, размер подлежащих возмещению страховщиком убытков при причинении вреда имуществу потерпевшего определяется:

а) в случае полной гибели имущества потерпевшего – в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. Под полной гибелью понимаются случаи, при которых ремонт поврежденного имущества невозможен либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость;

В соответствии с п. 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в РФ», в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

В п. 54 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 г. N 58 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” содержится следующее разъяснение:

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) является обстоятельством, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести данное обстоятельство на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

Читайте так же:  Через сколько месяцев после приема на работу положен отпуск по трудовому кодексу

Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ в утратившем силу постановлении 2015 года

В п.п. 33, 36 ныне утратившего силу постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. № 2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” содержалось аналогичное разъяснение:

Возврат годных остатков влечет уменьшение страховой выплаты на величину их стоимости, но возможен только по согласию потерпевшего:

В соответствии с подпунктом «а» пункта 18 и пунктом 19 статьи 12 Закона об ОСАГО размер подлежащих возмещению страховщиком убытков в случае полной гибели имущества потерпевшего определяется его действительной стоимостью на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков с учетом их износа.

Вопрос о возврате потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения спора между потерпевшим и страховой организацией о возмещении вреда в виде организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания, в связи с чем суд обязан вынести этот вопрос на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ и статья 65 АПК РФ).

В случае возврата потерпевшему подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов) размер страховой выплаты уменьшается на их стоимость.

Если потерпевший отказывается от получения подлежащих замене комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), суд не вправе возложить на страховщика обязанность по их возврату потерпевшему.

“. Суд апелляционной инстанции, установил, что “годные остатки” поврежденного автомобиля остались у истца, но не были им использованы для восстановления транспортного средства. Автомобиль истца был снят с учета в связи с утилизацией, что подтверждено карточкой учета транспортного средства. Таким образом, истец утратил указанное транспортное средство и понес расходы.

Между тем судом не учтено, что в силу части 5 статьи 10 ФЗ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” в случае утраты, гибели застрахованного имущества страхователь, выгодоприобретатель вправе отказаться от своих прав на него в пользу страховщика в целях получения от него страховой выплаты (страхового возмещения) в размере полной страховой суммы.

Доказательства того, что истец выразил свою волю на отказ от годных остатков транспортного средства и передал эти остатки ответчику, отсутствуют.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку в силу закона страховщик возмещает реальный ущерб, соответственно, при наличии годных остатков утраченного имущества страховщиком выплачивается страховая выплата без учета стоимости остатков автомобиля.

Как установлено судом, “годные остатки” автомобиля остались в распоряжении истца, следовательно, вывод суда том, что истец утратил имущество и понес расходы на сумму 13020 руб., не является правомерным. Для правильного разрешения данного спора суду надлежало выяснить у истца, имеются ли ликвидные остатки в наличии, согласен ли он передать их страховой компании и в зависимости от установленного разрешить спор” (Постановление президиума Верховного суда Республики Карелия от 20.10.2010 по делу N 44г-54-2010).

Сумма страхового возмещения, взыскиваемая с причинителя вреда = доаварийная рыночная стоимость – стоимость годных остатков – страховое возмещение

Е. обратился в суд с иском к причинителю вреда в ДТП о возмещении ущерба.

Гражданская ответственность ответчика была застрахована (ОСАГО), страховщик выплатил истцу страховое возмещение в размере 118 650 рублей (лимит страхового возмещения в 120 000 рублей за минусом расходов на проведение оценки по направлению страховщика в размере 1350 рублей).

С решением суда первой инстанции не согласился истец, указывал в жалобе, что сумма ущерба должна составлять разницу между доаварийной рыночной стоимостью автомобиля, стоимостью годных остатков автомобиля и выплаченным по ОСАГО страховым возмещением. Суд, вместе с тем, определяя размер подлежащего возмещению ущерба, ошибочно вычитал стоимость годных остатков из стоимости восстановительного ремонта, а не из доаварийной стоимости автомобиля.

Изменяя решение суда, областной суд указал следующее.

Суд неправильно определил размер суммы, подлежащей взысканию.

Согласно заключению судебного эксперта, поврежденный автомобиль истца с экономической точки зрения ремонту не подлежит, при этом его доаварийная рыночная стоимость составляла 757 000 рублей, а стоимость годных остатков – 252 000 рублей. Рыночная стоимость восстановительного ремонта, признаваемого экспертом нецелесообразным, с учетом износа автомобиля на дату ДТП могла составить 676 348 рублей.

С учетом изложенного общая сумма восстановительного ремонта, подлежащего возмещению истцу, составляет 386 350 рублей (757 000 – 252 000 – 118 650), а не 304 348 рублей, в связи с чем обжалуемое решение в данной части подлежит изменению (из определения Ленинградского областного суда от 10.09.2014 N 33-4590/2014)

Оставил годные остатки у себя – уменьшил сумму страхового возмещения

..Как следует из представленных материалов и учтено судами, “годные останки” (т.е. детали, узлы или агрегаты, пригодные для дальнейшей эксплуатации) пострадавшего автомобиля остались у истца и были использованы им для восстановления транспортного средства.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
При этом согласно данной норме под убытками (реальный ущерб) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.

Поскольку, как указывалось выше, при восстановлении пострадавшего автомобиля истец использовал “годные остатки”, стоимость которых составила 19500 рублей, то есть не утратил имущества и не понес расходов на означенную сумму, исключение последней из общей суммы страхового возмещения является обоснованным и соответствует вышеприведенным нормам материального права (Определение ВАС РФ от 23.01.2008 N 17893/07 по делу N А54-161/2007С19).

Вернуться к оглавлению обзора судебной практики: Страховая выплата по ОСАГО. Порядок, сроки, иски. Судебная практика

Особенности судебной практики по ОСАГО в 2018 году

Как бы хорошо водитель не знал правила дорожного движения и не старался их придерживаться, всё равно существует высокий риск ДТП. И именно для таких случаев необходимо оформлять страховой полис ОСАГО, он полностью берёт на себя страховую ответственность автовладельца, возмещая пострадавшему ущерб.

Читайте так же:  Договор аренды земельного участка

ОСАГО на рынке страхования существует уже давно и занимает лидирующее место. Данный вид страховки является обязательным и полностью контролируется государственными органами.

Однако, несмотря на это, каждый год фиксируется довольно много случаев судебных разбирательств, касательно возмещения убытков со стороны страховых компаний.

Во время оформления полиса ОСАГО между СК и клиентом подписывается договор, содержащий в себе перечень всех страховых случаев, подлежащих к оплате. Также в данном документе перечисляются нюансы, при наличии которых ответственность по возмещению ущерба пострадавшей стороне с компании снимается.

Однако, часто, стараясь защитить права пострадавшего, во время судебного разбирательства суд становится на его сторону и обязует страховщиков выплатить полный объём компенсации, не обращая особого внимания на условия договора.

По этой причине в судебной практике стали всё чаще встречаться мошенники, которые, нанимая автоюристов, получают от СК не положенные им выплаты, а настоящие пострадавшие остаются без денег либо довольствуются минимумом.

Чтобы остановить подобные манипуляции, Верховный суд внёс в закон о страховых выплатах некоторые изменения. Судебная практика по ОСАГО 2018 теперь проводится только после личного обращения пострадавшего с соответствующим иском касательно возмещения ущерба.

Также нововведения произошли в сфере самых выплат: средства выдаются непосредственно пострадавшей стороне, через автоюристов они теперь не проходят. Это ограничивает полномочия вторых и не даёт шанс мошенникам нажиться на СК.

Кроме того, изменения произошли в пункте о нарушении договора со стороны страховой компании. К примеру, страховщик задерживает выплату либо затягивает сроки рассмотрения дела, то суд автоматически налаживает штрафные санкции на СК, даже если потерпевшая сторона не обращалась с подобным заявлением.

ВС ссылается на то, что клиент в таких случаях имеет право получить полный объём компенсации.

Когда доходит до судебной практики по ОСАГО за 2018 год

Все возникшие страховые споры рассматриваются двумя видами судовых структур:

  • арбитражная судебная инстанция;
  • судебные инстанции общей юрисдикции.

Первый занимается исключительно исками от юридических лиц и мелких индивидуальных предпринимателей. Второй рассматривает дела по заявлениям физически лиц.

До разбирательств в судебной инстанции доходит когда, гражданин, имеющий ОСАГО, попал в ДТП и не согласен с назначенной ему компенсационной выплатой либо имеет прочие претензии к страховой компании.

Судебная практика по ОСАГО 2018 может начаться только после того, как пострадавшая сторона предъявит личную претензию страховщику. Сразу подавать иск в суд нет смысла, так как он не будет рассматриваться, до тех пор, пока СК не будет лично уведомлена клиентом о наличии к ним претензии.

Заявление-жалоба пишется на имя главного руководителя страховой компании. На его рассмотрение предприятию нужно до пяти рабочих дней, после чего на имеющуюся претензию СК должна дать письменный ответ с разъяснениями.

Если же по истечении пятидневного срока страховщик никак не отреагировал на получившую от клиента претензию либо ответил отказом касательно выполнения своих страховых обязательств, то заявитель имеет право подавать иск в суд.

Кроме копии досудебной претензии, для того чтобы суд начал разбирательства, необходимо вместе с иском предоставить документ, доказывающий наступление страхового случая.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F10%2Fviplati-osago

При отсутствии необходимых справок, даже если делу дадут ход, суд может принять положительное решение в сторону СК

Отправляя претензию страховщику, к ней необходимо прикрепить имеющиеся документы, указывающие на наличие страхового случая и права на получение компенсации.

Все справки следует заранее продублировать и наделать копий. Это поможет избежать их утери по вине страховой компании, что может быть сделано целенаправленно, для избежания страховой ответственности.

К заявлению касательно получения компенсации, следует прикрепить следующие документы:

  • паспорт РФ или другой любой документ, принадлежащий пострадавшему;
  • водительское удостоверение человека, находящегося за рулём во время ДТП;
  • само заявление о наступлении страхового обязательства;
  • ПТС на авто, участвующее в аварии;
  • протокол о ДТП, который заполняется на месте происшествия ГБДД;
  • акт о проведении осмотра транспортного средства, указывающий на наличие повреждений (заверенный в ГБДД);
  • чеки о денежных тратах, которые были произведены после ДТП на лечение потерпевшего и ремонт авто.

Если на момент аварии за рулём транспортного средства находился не собственник, то к пакету документов необходимо приложить доверенность на представление его интересов в СК.

Осмотр повреждённого автомобиля проводится непосредственно страховщиком, в течение пятидневного срока после произошедшего ДТП. Если СК не произвела оценку повреждений, то пострадавший сам вправе обратиться в соответствующие органы с целью определения износа деталей ТС после аварии.

Обратиться к независимому оценщику в любом случае нужно, так как от результатов осмотра автомобиля зависит размер выплаты, которую пострадавший получит от страховой компании.

Если сумма независимого эксперта будет большей нежели, у СК, то оспорить решение можно будет в суде, приложив к документам акт осмотра ТС.

В судовом порядке рассматриваются определённые моменты, которые относятся не только к самой компенсации по страховом случае, но и к неустойкам, возмещению морального ущерба, взысканию УТС и пр. Все разбирательства происходят при наличии соответствующих заявлений и в присутствии автоюриста.

В 2018 году в законе о выплатах по страховых случаях были внесены изменения. Теперь при задержке возмещения убытков по ОСАГО свыше 20 дней, страховая компания обязуется возместить неустойку в размере 1% и штраф 0,05%, при нарушении сроков при даче отказа.

Размер неустойки и суммы санкций определяются в соответствии с наличием конкретных особенностей, а именно:

  • начисление штрафного взыскания происходит по истечении 21 дня после получения СК заявления о наступившем страховом случае и полного пакета документов;
  • пеня за задержку выплаты по страховому обязательству рассчитывается исходя из общей суммы всех расходов, которые ОСАГО должно компенсировать;
  • удовлетворение претензий истца касательно суммы страхового возмещения в суде не освобождает ответчика от санкций за невыполнение своих обязанностей, даже если рассмотрение дела прекращено по инициативе первого;
  • при предоставлении потерпевшим справок, доказывающих необходимость в выплате ему ущерба, СК не освобождается от денежных взысканий за неустойку и нарушение договора с его стороны;
  • повлиять на сумму пени страховщик может, предоставив доказательства того, что назначенная сумма взыскания не соответствует наличию нарушений, которые он допустил, нарушив страховой договор;
  • СК может подать претензию относительно назначения уплаты неустойки, однако, если со стороны страховщика будет выявлен факт злоупотребления правами, решение суда будет принято в пользу истца.
Читайте так же:  Общепринятый образец справки об алиментах

Утрата товарной стоимости транспортного средства предполагает снижение цены авто после ДТП. Требовать взыскание по УТС от страховщика необходимо тем потерпевшим, ТС которых при аварии потерпели реальный ущерб.

Сумма УТС назначается в соответствии с подписанным ранее полисом ОСАГО, где указан размер взыскания при существенном разрушении автомобиля. Однако на практике часто встречаются случаи, когда эксперт по оценке убытков ориентируется на стоимость автозапчастей, которые устанавливаются в интернет-магазинах.

К такому заключению со стороны страховой компании суды относятся отрицательно и обычно назначают повторное проведение экспертизы независимыми оценочными органами.

Если оценщик устанавливает 40% износ транспортного средства, но при этом автомобилю не более пяти лет, то потерпевший имеет право потребовать от СК компенсацию по неустойке.

Несмотря на то что оплата УТС должна проводится по ОСАГО в обязательном порядке, на практике чаще всего оценщики не берутся исчислять размер по утрате стоимости ТС.

Страховщики в свою этим пользуются и экономят, не выплачивая часть суммы. Оспорить данное решение СК можно только в судебном порядке, где ответчика обязуют вернуть не только неоплаченную УТС, но и компенсацию за недобросовестное выполнение своих обязанностей.

Сегодня страховых компаний, занимающихся оформлением ОСАГО, довольно много. К сожалению, встречается среди них довольно много тех, которые не имеют соответствующей лицензии и занимаются страхованием нелегально. Поэтому судебная практика по поддельным полисам дело нередкое.

Обычно от том, что документ недействительный пострадавший узнаёт только после наступления страхового случая, так как компания отказывается совершать выплаты по возмещению ущерба.

Разобраться в данном случае поможет только суд. Если в процессе выявится, что поделочный полис клиенту действительно выдал сотрудник СК, то суд обязует её выплатить страховку в полном размере.

Кроме того, пострадавший имеет право требовать от страховщика компенсацию на неустойку по взысканию ущерба и оплату за причинение морального ущерба.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F10%2F06-4

Срок действия транзитного ОСАГО ограничен 20-ю днями, но в исключительных ситуациях его можно продлить.

Что может являться основанием для возврата ОСАГО, и как происходит процедура расторжения договора, можно узнать отсюда.

Если же СК на суде докажет что полис был выдан не ими и его номер даже не числится в базе данных, то она освобождается от выплаты страховки клиенту. При этом ответственность за покупку фальшивого полиса будет полностью возлагаться на самого автовладельца.

Чтобы избежать подобного недоразумения, необходимо при оформлении полиса проверять наличие его номера в базе данных страховщика. Также проверку можно провести самостоятельно, до наступления страхового случая, зайдя на официальный сайт своей СК.

Каждая страховая компания, после возмещения убытков в полном размере, имеет право потребовать от клиента возврат части денег в случае, если будут выявлены следующие факты:

  • пострадавший умышленно причинил вред своему здоровью и жизни;
  • во время ДТП пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения;
  • отсутствие прав на вождение транспортного средства, которое было испорчено при ДТП;
  • клиент сбежал с места аварии;
  • водитель, находившийся за рулём во время ДТП, не включён в соглашение обязательной страховой защиты, которое было оформлено в отношении авто;
  • ТС эксплуатировалось во время, не предусмотренном в страховом договоре;
  • извещении о случившемся ДТП было направлено в СК по истечении пяти рабочих дней;
  • виновник ДТП отказался предоставить авто для осмотра сотрудниками СК и начал его ремонт без соответствующего разрешения;
  • срок диагностического документа истёк.

Оспаривание при наличии одной из вышеперечисленной претензии происходит исключительно в судебном порядке.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F10%2F85675

До того как подать иск, страховщик должен направить клиенту досудебную претензию о возврате конкретной суммы, которую он получил по ОСАГО

В январе 2018 года в законе о рассмотрении страховых обязательств судебными инстанциями были введены некоторые изменения.

Давайте разберёмся с самыми важными моментами в данных нововведениях, рассмотрев их в таблице ниже:

Среди часто встречаемых спорных моментов касательно размера выплаты по страховому случаю можно отметить следующие:

  • сумма возмещения по страховке должна включать утрату товарного вида авто, так как это является реальным ущербом, причинённым ДТП.
  • деньги по страховому полису можно получить только после предъявления необходимых доказательств;
  • ограничение в размере выплат по ОСАГО не должны быть противоречивыми по отношению к Конституции РФ;
  • повреждения ТС должны быть исправлены в пределах страховой суммы по ОСАГО;
  • единая методика по расчёту суммы распространяется только на полисы, ДТП по которым произошло после её вступления в силу.

Претензии по всем перечисленным спорам рассматриваются в судовом порядке. Решить их самостоятельно стороны не могут, так как чаще всего не приходят к обоюдному соглашению.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка proxy?url=http%3A%2F%2Fcalculator-ipoteki.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F10%2F020-2

Покупка полиса ОСАГО без техосмотра, согласно нормам действующего законодательства, невозможна.

Читайте также тут, возможно ли оформить ОСАГО задним числом, и чем чревато для автовладельца такое решение.

Из этой статьи можно узнать о минимальном сроке ОСАГО, установленным законодательством.

Изображение - Судебная практика по осаго - годные остатки, поддельный полис, взыскание по утс, регресс, неустойка 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here