Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса

Предлагаем статью на тему: "задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса" с комментарием от профессионального юриста.

Определены цели и задачи стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F0%2F3%2F664330%2Fpazl

Минэкономразвития России опубликовало на своем официальном сайте проект Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в России до 2030 года 1 (далее – Стратегия).

Согласно документу, целью Стратегии является развитие сферы малого и среднего предпринимательства как одного из факторов инновационного развития и улучшения отраслевой структуры экономики, а также социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости. Для достижения указанной цели в рамках реализации Стратегии планируется увеличить в 2,5 раза оборот малых и средних предприятий по отношению к 2014 году в сопоставимых ценах (предполагается, что доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России увеличится не менее чем в 1,5 раза в зависимости от динамики развития иных секторов экономики и действия макроэкономических факторов). Кроме того, предполагается повысить в два раза производительность труда в секторе малого и среднего предпринимательства по отношению к 2014 году в сопоставимых ценах. Также планируется увеличить долю обрабатывающей промышленности в обороте сектора МСП до 20% и долю занятых на субъектах МСП в общей численности занятого населения до 35%.

В числе задач Стратегии:

  • интеграция функций поддержки малого и среднего предпринимательства;
  • стимулирование спроса на продукцию малых и средних предприятий, в том числе на основе расширения доступа таких предприятий к закупкам товаров, работ, услуг организациями государственного сектора экономики;
  • создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях;
  • обеспечение доступности финансовых ресурсов для малых и средних предприятий;
  • совершенствование политики в области налогообложения и неналоговых платежей;
  • повышение качества госрегулирования в сфере малого и среднего предпринимательства;
  • стимулирование развития предпринимательской деятельности на отдельных территориях;
  • укрепление кадрового и предпринимательского потенциала.

Также определены принципы реализации документа – “малый бизнес – прежде всего”, “работать легально – выгодно”, “содействие ускоренному развитию”, “создавать условия для развития малых и средних предприятий – выгодно”, “обеспечение гарантированных и стабильных правил игры”.

Реализация Стратегии запланирована в три этапа. Так, в период 2016-2018 годов будет решаться задача по снятию имеющихся ограничений в развитии сферы малого и среднего предпринимательства, по совершенствованию условий ведения бизнеса, полноценному запуску всех инструментов и мер господдержки, в 2019-2025 годы – по обеспечению устойчивой динамики сектора как результата реализованных на предыдущем этапе мероприятий, а в 2026-2030 годах – по обеспечению лидерства в отдельных сферах деятельности малых и средних предприятий на мировом уровне.

В проект Стратегии включены меры и мероприятия по поддержке малого и среднего предпринимательства по следующим ключевым направлениям: единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства, рыночные ниши для бизнеса, технологическое развитие, доступное финансирование, предсказуемая фискальная политика, высокое качество госрегулирования, территориальное развитие, квалифицированные кадры.

Напомним, поручение о разработке стратегии было дано Правительством РФ во исполнение решений, принятых на Государственном совете РФ по вопросам развития малого и среднего бизнеса, состоявшемся в апреле 2015 года. Документ разработан с учетом положений Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации”. В подготовке Стратегии приняли участие представители ведущих предпринимательских объединений, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Агентства стратегических инициатив, Корпорации МСП, Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, высших органов исполнительной власти субъектов РФ и т. д.

По сообщению Минэкономразвития России, в настоящий момент документ проходит процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Задачи и функции Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса

По инициативе Правительства Российской Федерации в 1992 году было создано Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РАПМСБ). Данная организация является одной из первых, созданных специально для оказания обучающих и консультационных услуг в целях всемерной поддержки отечественного производителя.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=http%3A%2F%2Fipinform.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Организация занимается оказанием платных услуг, касающихся:
  • привлечения инвестиций (внешних и внутренних);
  • создания программ энергосбережения;
  • составления бизнес-планов;
  • бухгалтерского учета и аудита;
  • внедрения систем менеджмента качества (СМК);
  • внешнеэкономической деятельности;
  • маркетинговых исследований;
  • предоставления юридических адресов и выполнения почтово-секретарских функций.

Вышеперечисленные услуги довольно широко распространены, и их может оказать не только упомянутая организация, но и любое другое действующее на территории РФ агентство поддержки малого бизнеса.

Читайте так же:  Правила вкладов в балтинвестбанке

РАПМСБ тесно сотрудничает с общественными и государственными организациями, оказывающими консалтинговую и финансовую поддержку субъектам малого и среднего бизнеса.

Активно участвует в разработке и подготовке постановлений, указов, законопроектов, программ поддержания малого бизнеса на территории РФ. Сотрудничает с зарубежными организациями, международными фондами, общественными, коммерческими, государственными компаниями стран-участниц Европейского Союза и иных стран.

Агентство создало Ассоциацию региональных центров «Развитие», которая является некоммерческим образованием, призванным создавать и поддерживать благоприятные для развития бизнеса условия. Организация оказывает консалтинговую поддержку средним и малым предприятиям, помогает устанавливать деловые связи с иностранными партнерами, работает над развитием информационной структуры бизнеса.

Вместе с региональными коллегами сотрудники Агентства помогают малым и средним предпринимателям на территории РФ и за границей в решении правовых, финансовых, управленческих и организационных вопросов.

Организация действует на государственном и на региональном уровнях. Выступает в качестве организационно-методического и координационного центра системы поддержания среднего и малого бизнеса. Работает в более чем 50 регионах России.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=http%3A%2F%2Fipinform.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Flazy-load%2Fimages%2F1x1.trans

Достоинством агентства по поддержке малого и среднего бизнеса России является удачное привлечение инвестиций для отечественных компаний. Данная услуга наиболее предпочтительна для нуждающегося в поддержке бизнеса. Если фирма достаточно долго существует на рынке и имеет хорошие отношения с упомянутой структурой, ей вполне можно надеяться на хорошо работающие системы привлечения капитала.

Немного о недостатках. Если имеется в виду, что компания государственная, то предполагается, что услуги, оказываемые ею, должны быть значительно дешевле, чем услуги, оказываемые частными фирмами, но на практике это достаточно сложно определить.

Практика показывает, что большинство предпринимателей предпочитают обращаться за разного рода помощью и консультацией к более маленьким фирмам поддержания российского предпринимательства. Однако такие услуги имеют распространенный характер, например, юридическая помощь или бухучет. Такой вариант оказывается намного выгоднее и мобильней.

Услуги, связанные с внедрением СМК и внешнеэкономической деятельностью, не под силу маленьким и слабым фирмам, да и конкуренция на этом рынке весьма серьезная в виде крупных иностранных консалтинговых компаний.

Государственная поддержка бизнеса, её цели и задачи

В последние десятилетия всё больше мировых учёных заинтересованы в исследованиях бизнеса. Так как он является важнейшим фактором развития рыночной экономики. Эффективность развития хозяйственной деятельности государства зависит от количества предпринимательских структур, действующих в государстве. Создание позитивных условий для развития предпринимательства способствует увеличению доходов для граждан и получению налогов для государства.

На сегодняшний день, бизнес поддерживается в основном на уровне государства, а местные власти значительно меньше участвуют в процессе развития предпринимательства. Это является проблемой для нашего государства, необходимо исправлять эту ситуацию и привлекать муниципальные органы к улучшению и развитию бизнеса.

Государственная поддержка бизнеса – это различные направления правового, экономического и политического характера, способствующие развитию предпринимательства, учитывающие интересы субъекта экономической деятельности и всех структур государства.

Существует два элемента поддержки бизнеса государством. Обеспечивающий элемент – основан на том, что государство содействует бизнесу, помогает материально-техническими ресурсами, предоставляет имущество, земли, оказывает информационную, финансовую и правовую поддержку. Управленческий элемент – включает в себя решения организационных вопросов, планирование, отслеживание и контроль предпринимательских процессов. Оба элемента должны находится в неразрывной связи и дополнять друг друга.

Цели государственной поддержки:

1)разработать положения для эффективных изменений в экономике России;

2)способствование образованию и развитию бизнеса, увеличение его роли в улучшении экономики государства;

3)поддержка собственного производства, помощь в продвижении на внутренний рынок национальных товаров;

4)создание ситуации, при которой снизиться процент безработицы в связи с возникновением новых структур бизнеса, дающих рабочие места.

Факторы, которые повлияли на становление государственной политики

Во-первых, долгое время этому вопросу практически не отводили место в государственной политике. И этот момент должен был наступить, так как экономика России занимает ведущее место в развитии экономики других стран.

Во-вторых, развитый бизнес основной аспект в рыночной экономике. Он порождает конкуренцию, снижает монополизм, привлекает инвестиции, образовывает рабочие места.

В-третьих, бизнес в других странах занимает большую долю ВВП, притом, что в России он составляет 15%. Это положение необходимо изменять и улучшать.

В-четвёртых, государственная поддержка крайне необходима бизнесу, так как он наиболее подвержен внутренним и внешним изменениям, негативным факторам (инфляция, курсовые разницы, налоговое законодательство).

Основными пунктами государственной поддержки в России являются:

– создание системы развития малого бизнеса;

– создание условий для оптимального развития бизнеса на всей территории страны;

– разработка мероприятий по созданию рабочих мест субъектами бизнеса;

Читайте так же:  Как рассчитать больничный

– поддержка конкуренции, стимулирование инвестиционной деятельности;

– социализация бизнеса, вовлечение в бизнес различных слоёв населения;

– поощрение и помощь инициативным предпринимателям с помощью государственного кредитования и налоговых компромиссов;

– разработка и совершенствование правового законодательства в сфере бизнеса.

Систему государственной поддержки в России составляют:

– юридические аспекты, административные, нормативные документы, содействующие правомерному развитию бизнеса;

– аппарат государственного правления, представляющие собой институциональные структуры, ответственные за правильное функционирование предпринимательства;

– государственная инфраструктура, в которую входят коммерческие и некоммерческие организации, которые необходимы для реализации мероприятий поддерживающих бизнес.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=http%3A%2F%2Fmsd.com.ua%2Fimg%2F669%2Fimage034

Финансовая поддержка, как основной механизм государственной поддержки

Финансовая поддержка государства включает в себя налоговые и кредитные аспекты. Мировой опыт показывает, что правильная и логичная налоговая и кредитная политика играет решающую роль в зарождении и дальнейшем развитии малого бизнеса. Основные рычаги финансовой политики государства делятся на две группы: прямые и второстепенные.

Прямые включают в себя такие виды поддержки бизнеса:

– создание государственных фондов;

– формирование специализированных финансовых организаций.

Второстепенные методы со временем начинаю превосходствовать над прямыми. К ним относят в первую очередь:

– налоговые компромиссы (частичное или полное освобождение от налогов);

– ускоренные способы расчёта амортизации;

– помощь в научно-исследовательской деятельности и в подготовке молодых специалистов.

Предприятия могут использовать финансирование в таких целях:

– развитие нового дела;

– освоение новых технологий и выпуск новых видов продукции;

– расширение успешного бизнеса;

– программы обучения кадров и совершенствование информационных ресурсов;

– освоение новых рынков сбыта.

Выделим главные задачи государственного финансирования:

– привлечение коммерческих банков к предоставлению кредитов и займов для перспективных субъектов бизнеса;

– контроль над процессом предоставления займов банками;

– содействие увеличению капитала, которые сможет использоваться с помощью развития добросовестной конкуренции на рынке предоставления кредитных услуг субъектам бизнеса;

– способствование привлечению акционерного капитала предприятиям малого бизнеса.

Кредитных источников для развития малого предпринимательства в России слишком мало. Эта ситуация сложилась благодаря инфляции и некоторым проблемам в банковской деятельности. В связи с этим банки выдают только краткосрочные кредиты с большими процентами, а это никак не удовлетворяет нынешних бизнесменов.

Основные пути совершенствования государственной политики поддержки малого бизнеса

Многолетние развития рыночных реформ в России не включали в себя развитие малого предпринимательства. И поэтому малый бизнес не занимает надлежащего места в экономике государства. Доля малых предприятий в общем объеме в России гораздо ниже, чем в высокоразвитых странах. Лидирует в этом аспекте США, Япония, Италия, Франция, Германия. Опыт этих стран говорит о том, что при создании определённых условий предприятия малого бизнеса играют важную роль в развитии экономики страны. В последние годы Россия постепенно разрабатывает концепции для улучшения ситуации, связанной с развитием бизнеса.

Основными целыми новых концепций являются:

– помощь и поддержка в проведении новаторских мероприятий в освоении новых видов продукции;

– создание более благоприятных условий, которые позволят стремительно развиваться бизнесу;

– создание комплекса мер безопасности.

Первая цель заключается в том, что государство должно поощрять инициативных бизнесменов, которые хотят добиться успехов, сделать полезный вклад в развитие экономики страны. Вторая цель состоит в обеспечении всеми необходимыми ресурсами, кадрами, капиталом, информацией, создании честной конкуренции. Третья цель несёт в себе защитную функцию от факторов внешнего воздействия.

Государственная поддержка бизнеса отражена во всевозможных законах, которые прописывают все важные моменты для развития и усовершенствования процесса создания малых предприятий. В начале 2000-х годов начали создаваться региональные фонды развития бизнеса, маркетинговые центры, исследовательские институты. Все эти структуры, значительно улучшили положение вещей. Эта инфраструктура доводит государственную поддержку до адресата.

Необходимо разработать систему финансирования и страхования бизнеса. Эти аспекты трансформировались по мере своего развития. Бюджетное финансирование проводилось только для тех бизнес-проектов, которые имели федеральное значение. Чтобы оптимизировать доступность банковских услуг, нужно разработать механизмы, которые повысят заинтересованность банков.

Что касается страхования, то их дороговизна не даёт возможности пользоваться этими услугами всем предприятиям. А отсутствие защиты бизнеса отталкивает кредиторов и инвесторов.

Существует два вида страховых услуг, играющих важную роль в финансовом регулировании:

– страхование того имущество, которое участвует в производственном процессе;

– страхование всевозможных хозяйственных рисков.

Также существенное влияние на развитие бизнеса имеет лизинг. Он имеет перспективы при организации бизнеса и не возникает необходимость в разовых инвестициях. Для начинающих бизнесменом, которые стоят на пороге открытия своего бизнеса и испытывают недостаток основных фондов, лизинг выступает наиболее удобной формой кредитования. Не стоит также забывать о франчайзинге, который предоставляет возможность получить технологии для успешного видения дела.

Читайте так же:  До какого года последний раз продлена приватизация земельных участков

Можно сказать, что в России лизин и франчайзинг могут стать важнейшим инструментом, который позволит создать благоприятную среду для успешного видения бизнеса.

Немало важным шагом на пути к усовершенствованию государственной поддержки бизнеса стала разработка Концепции поддержки и развития бизнеса в России. Этот документ отражает все возможные способы улучшения климата для открытия новых предприятий и включает в себя меры по урегулированию всех спорных вопросов и защищенности бизнеса.

По данным исследования в США на долю малого бизнеса приходится половина крупных изобретений, удельный вес успешных малых предпринимательств очень велик. Это обусловлено тем, что государство проводит правильную политику поддержки бизнеса. Вкладываются средства, стимулируются инновационные процессы. Проводятся государственные заказы на конкурсной основе, которые привлекают перспективных молодых бизнесменов, способных осуществить прорыв в сфере бизнеса. Создаётся инфраструктура, обеспечивающая продвижение инновационных проектов на всех стадиях процесса. Правовое законодательство практически исключило риски для предпринимателей и позволяет уверено себя чувствовать новичкам бизнеса.

В Германии, например, огромный акцент, сделан на систему льготного кредитования. Там кредиты под видение бизнеса выдаются в размере 500 тыс.евро на срок до 20 лет, специфика погашения которых, просто восхищает. Ставки процентов погашения установлены для каждого года отдельно, это повышает возможность своевременного возврата кредита. Также существует очень успешное государственное страхование займов, это позволяет существенно снизить риски для бизнеса. Льготное налогообложение и прямое бюджетное финансирование занимают не последнюю роль. Оно касается наиболее важных и приоритетных проектов для поддержания конкретной отрасли и государственной экономики в целом.

В Японии, помимо всех вышеперечисленных мер государственного регулирования, особое значение имеют информационно-консультационные отделы, созданные государством в помощь бизнесменам. Это существенно снижает риски провала и помогает выбрать правильный путь развития бизнеса.

Развитие бизнеса является основополагающим фактором развития экономики государства в целом. Поэтому создание благоприятных условий должно быть одним из основных направлений деятельности государства. Термин «государственная поддержка» должен быть не просто словосочетанием, а комплексом действенных мероприятий по повышению престижа видения бизнеса в России. Государству необходимо выделять средства и ресурсы для помощи бизнесменам, укреплять законодательную базу, работать с банковской сферой и усовершенствовать правовое и налоговое законодательство.

Деятельность Российского Агентства по поддержке МСП

По инициативе Правительства РФ в 1992 году была создана организация, главная задача которой – поддержка предпринимательства в вопросах предоставления маркетинговых, информационно-аналитических, обучающих и консультационных услуг. Рассмотрим далее, какие функции возложены на Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса (РАПМСБ).

Агентство действует как акционерное общество, оказывая комплекс услуг органам законодательной и исполнительной власти регионального и федерального уровней, начинающим и успешным предпринимателям, различным институтам развития и обустройства инфраструктуры.

Функционируя параллельно с центрами координации ориентированных на экспорт субъектов малого/среднего предпринимательства, Агентство поддержки малого бизнеса выступает в качестве одного из опорных компонентов инфраструктуры поддержки деятельности МСП на внешнеэкономическом уровне.

РАПСМБ в своей деятельности также уделяет серьезное внимание задачам стимулирования внешнеэкономического потенциала отечественных предприятий. Для решения этих задач регулярно организовывает совместно с многочисленными отечественными и международными партнерами семинары, круглые столы и конференции федерального и международного уровня.

Основными вопросами на таких мероприятиях являются:

  • интернационализация и конкурентоспособность малого/среднего бизнеса;
  • совершенствование инструментов и мер государственной поддержки начинающего предпринимательства;
  • развитие организаций инфраструктуры.

Задачи и функции Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.vdmsti.ru%2Fimage%2F2015%2F2p%2F1f5kzy%2Fmobile_high-1uao

В России будет создан единый орган по поддержке малого и среднего бизнеса на базе «МСП банка» и Агентства кредитных гарантий (АКГ), заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Новое агентство в форме акционерного общества займется формированием планов госзакупок у малого и среднего бизнеса, со временем – финансировать госпрограммы его поддержки, предоставлять гранты и микрозаймы, рассказал Улюкаев. «У нас не было единого интегратора этой деятельности, она была разобщена. Для малого и среднего бизнеса каждый раз это дополнительные административные издержки – пока найдут, к кому обратиться за поддержкой, уходит время и средства», – заявил Улюкаев (цитата по «Интерфаксу»).

Фактически это служба одного окна для малого бизнеса, идея принадлежит первому вице-премьеру Игорю Шувалову, говорит федеральный чиновник: малым бизнесом занимались разные ведомства и организации, но никто не нес за это ответственности. Нововведение должно снизить административные барьеры и дать дополнительные инструменты для поддержки предпринимателей, говорит представитель Шувалова. Кроме того, сократится бюрократический аппарат, так как новый орган создается на базе двух существующих – АКГ и «МСП банка», отмечает он.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Fcdn.vdmsti.ru%2Fimage%2F2015%2F2p%2F1dqtgi%2Fmobile_high-1cac

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП не превышает 21%, в то время как в других странах этот показатель – более 50%, посетовал на заседании Госсовета Владимир Путин. В России примерно 13 700 средних предприятий, чуть больше 2 млн – малых, из которых более 1,8 млн – микропредприятия, приводил ранее данные предправления «МСП банка» Сергей Крюков, все вместе они составляют 95% от общего числа компаний в стране.

Читайте так же:  Как начисляются декретные

Идея лучше, чем прежний вариант объединения профильного департамента Минэкономразвития, «МСП банка» и Агентства кредитных гарантий, говорит Александр Чепуренко из Высшей школы экономики: сохраняется разделение функций между органом, который отвечает за программы поддержки, и финансовым институтом, который обеспечит кредитно-гарантийную поддержку. Но новый орган не поможет решить все противоречия в федеральных указах о среднем и малом бизнесе, уверен эксперт.

Опыт других стран, где такие органы существуют, показывает, что они помогают решать проблемы, отслеживать выделение субсидий, радуется вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Минэкономразвития не может решать эти проблемы из-за перегруженности, считает он. Идея была предложена на совещании у Шувалова, рассказывает сопредседатель «Деловой России» Алексей Репик: такой орган позволит синхронизировать меры поддержки, которые уже выработаны для малого и среднего бизнеса. Одной из главных задач Репик считает облегчение доступа малого бизнеса к госзаказу. По оценкам «Деловой России», в 2014 г. госзакупки у малого бизнеса по прямым договорам составили 308 млрд руб., по субподрядам – 277 млрд.

По оценкам «Опоры России», лишний контроль обходится бизнесу в 7,5% ВВП. Новые конструкции искусственны, скептична Дрокова, вся система государственного управления требует широких реформ. Главное, чтобы работать не мешали, а огромное количество органов, которые пытаются помогать, только мешает, говорит директор ООО «Добрыня» (продуктовые магазины) Андрей Панин.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Ficdn.lenta.ru%2Fimages%2F2015%2F10%2F06%2F10%2F20151006103755795%2Fpic_f49c517ee5acafcd13a39e1b98b64c5c

На экономическом форуме в Сочи состоялось знаковое назначение — премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что Федеральную корпорацию по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП) возглавит Александр Браверман.

Особой новостью для рынка это не стало — о возможном новом назначении Бравермана, руководителя Федерального фонда развития жилищного строительства (РЖС), в СМИ заговорили еще в мае, вскоре после появления информации о создании правительством новой структуры.

Весной сообщалось, что под ее крыло отойдет наиболее опекаемая государством часть бизнеса — малое и среднее предпринимательство. Корпорация создается на базе Агентства кредитных гарантий (АКГ) и входящего в группу ВЭБа МСП-банка. Предполагается, что туда перейдут некоторые полномочия разных ведомств — в том числе Минэкономразвития, Минэнерго, Минсельхоза. То есть, по сути, речь идет о своего рода регуляторе рынка, работающем по принципу «одного окна» — здесь будут сосредоточены властные, финансовые и инфраструктурные возможности поддержки и развития предпринимательства в стране.

Идея создания новой структуры неоднократно обсуждалась на совещаниях у первого вице-премьера Игоря Шувалова, который еще в 2008 году возглавил правительственную комиссию по развитию малого и среднего предпринимательства. Тогда же был сделан первый шаг в формировании условий по развитию этого крайне важного в кризисные времена сегмента экономики.

В 2008 году глава государства подписал указ о первоочередных мерах, но, несмотря на крупные вливания со стороны бюджета (только в 2013-2014 годах на поддержку МСП из средств федерального бюджета было выделено более 135 миллиардов рублей), все эти годы системе поддержки малого бизнеса не хватало инфраструктурного рывка, особенно на уровне муниципалитетов. «Если на федеральном уровне разрабатывались меры поддержки и выделялись средства, то в регионах программа зачастую стопорилась», — говорит федеральный чиновник.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Ficdn.lenta.ru%2Fimages%2F2015%2F10%2F06%2F10%2F20151006101721742%2Fpic_987124482ffefc1de915d6b9feed3c87

В феврале этого года на одном из совещаний первый вице-премьер поставил вопрос ребром — если, действуя разрозненно, ведомства не могут справиться с задачей поддержки предпринимателей на местах, то необходимо создать единую государственную структуру, способную решать все проблемы централизованно. «Прозвучало требование собрать все полномочия в кулак», — объясняет один из участников совещания.

К этому руководство страны подвигли неоднократные жалобы со стороны бизнесменов. Как ранее заявлял в интервью «Коммерсанту» президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин, бизнес не устраивает отсутствие единого куратора различных институтов поддержки МСП.

В апреле проект новой госкорпорации был представлен Владимиру Путину, и президент его одобрил, подписав соответствующий указ 287. Еще несколько месяцев ушло на подготовку законодательных изменений, юридическое оформление структуры, утверждение стратегии госорганизации.

Согласно проекту, АКГ прекратит свое существование и будет поглощено акционерным обществом (АО) со 100-процентным госучастием. Ему также будет передан в доверительное управление принадлежащий ВЭБу МСП-банк, которому, возможно, потребуется докапитализация. «Структура АО выбрана именно для работы с МСП на рыночных основаниях, что, конечно, подразумевает доход», — говорит представитель одного из ведомств социально-экономического блока. И добавляет: но при этом есть жесткое условие о том, что новая структура должна минимизировать проектные затраты малого бизнеса

Читайте так же:  Как составляется договор дарения недвижимости между родственниками

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Ficdn.lenta.ru%2Fimages%2F2015%2F10%2F06%2F10%2F20151006102815373%2Fpic_b4704fd92a72d02db790dcf7a315c374

Эту задачу, среди прочих, и предстоит решать только что назначенному руководителю госструктуры. «Александр Браверман — управленец с огромным опытом, вхожий во многие властные кабинеты», — говорит крупный федеральный чиновник. По его словам, Браверман уже смог доказать свою эффективность, отстроив работу РЖС. «Он имеет связи и влияние и в случае необходимости всегда сможет отстоять нужные решения, привлечь внимание правительства», — говорит собеседник «Ленты.ру».

Как говорится в пояснительной записке «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (имеется в распоряжении «Ленты.ру»), одна из первоочередных задач — именно создание единого центра финансово-кредитной поддержки МСП. Госкорпорация должна стать сильным финансовым институтом (за счет вхождения в его структуру банка), предлагающим действенный и, главное, доступный механизм кредитования предпринимателей. По словам чиновника в правительстве, такой мощный локомотив сможет тянуть вниз и ставки по кредитам других банков.

Еще одна задача Бравермана — координация деятельности организаций по поддержке МСП в федеральном центре и на местах. «Для новой структуры очень важно наладить работу в регионах и масштабировать свою деятельность там», — отмечает Олег Шахов. Сейчас Минэкономразвития реализует региональную программу поддержки на 20 миллиардов рублей, однако эти деньги не доходят до конечных потребителей. По словам представителя Шувалова, для того чтобы система заработала, федеральные власти предоставили регионам возможность снижения налогового бремени и расширения видов патентной деятельности — это увеличит налогооблагаемую базу и позволит людям спокойно зарабатывать.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Ficdn.lenta.ru%2Fimages%2F2015%2F10%2F06%2F10%2F20151006103438190%2Fpic_3fa42a0d9a4b64cb35bb9ab57063b008

Отдельная задача (и одна из самых непростых) — разработка программ по встраиванию МСП в цепочку госзаказов. «Новая госкорпорация — возможный аналог американской Администрации по делам малого бизнеса (АМБ)», — говорит Алена Афанасьева, старший аналитик ГК Forex Club. АМБ отвечает за доступность финансовых ресурсов, контроль за размещением госзаказов и оказание консультационной помощи. «В США законодательно закреплено, что не менее 23 процентов госзаказов должно поступать в руки частного бизнеса. Фактически, того же самого должен добиться Браверман», — отмечает Афанасьева. По ее словам, имея перед глазами иностранный пример, можно попытаться воплотить его в наших реалиях, а Браверман с его многолетним опытом работы в правительственных структурах обладает самыми большими шансами на успех в этом деле.

Более того, сегодня речь идет не только о привлечении к работе с «малышами» госкомпаний. На днях первый вице-премьер предложил обязать и крупные частные компании отдавать часть заказа малому и среднему бизнесу. По его словам, это своего рода часть антикризисного плана — среда для развития предпринимательства изменится в лучшую сторону даже в условиях дорогих или недоступных банковских кредитов.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса proxy?url=https%3A%2F%2Ficdn.lenta.ru%2Fimages%2F2015%2F10%2F06%2F10%2F20151006103907223%2Fpic_d17ea219243d1540f1367b45aba98296

Пока еще нет ясности, какие компании обяжут закупать услуги и товары у МСП, а также размер квоты. На заседании в Совете Федерации 30 сентября Игорь Шувалов говорил о пороге в 5 миллиардов рублей. Однако инициатива уже вызвала критику со стороны предпринимателей, считающих это нарушением правил конкуренции и давлением на частный сектор. «Конечно, не все хотят прозрачности в системе закупок, а крупные частные компании в этом мало отличаются от государственных», — говорит представитель Шувалова. И подчеркивает, что главное инициировать процесс, опираясь на мировой опыт.

В любом случае, считает представитель первого вице-премьера, действия по поддержке МСП не могут быть чрезмерными. Малые и средние предприятия не располагают такими ресурсами, как крупные компании. «Малыши» в условиях кризиса должны сгладить негативные процессы в сфере занятости, создать точки экономического роста в регионах. Но если не предпринимать никаких шагов, то успеха не достичь. И, значит, о стратегической задаче властей — увеличить за 2-3 года количество занятых в малом и среднем бизнесе с 25 до 50 процентов — придется забыть.

Изображение - Задачи и функции российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса 23423422330
Автор статьи: Виталий Потрясов

Позвольте представиться. Меня зовут Виталий. Я уже более 12 лет занимаюсь правоведением и юридическими наукам. Я считаю, что в настоящее время являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать разнообразные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.3 проголосовавших: 39

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here